Педагогическая культура родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнерский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.

Файлы: 1 файл

дипломн.docx

— 117.92 Кб (Скачать)

      2.Установка «Не будь ребёнком». Даже самым лучшим родителям редко удается избежать фраз: «Ну что ты как маленький!», «Пора стать взрослее», «Ты уже не ребенок, чтобы ныть из-за пустяков». Подсознательный посыл таков: быть ребёнком – плохо, быть взрослым – хорошо.

      3.Установка «Не расти». Практика показывает, что многие родители с наслаждением внушают своим детям чувство собственной незаменимости. «Я никогда тебя не брошу!», «Я всегда помогу своей маленькой деточке». Детское мышление может расшифровать эту заботу так: «Если я вырасту и стану самостоятельным, то лишусь самого главного в жизни – родительской поддержки».

  4.Установка «Не думай». Знакомо ли звучит: «Ты что, самая умная?», «Хватит рассуждать – делом занимайся», «Я старше, я лучше знаю, слушай меня и всё!». Человек, получивший в раннем детстве такую установку, часто испытывает беспомощность и полное отсутствие идей.

  5.Установка «Не чувствуй». Вообще-то этот запрет можно разделить на две части – стыдно испытывать боль, дискомфорт и стыдно испытывать эмоции. Чаще всего под запретом оказываются эмоции гнева и страха: «Такой большой мальчик, а боишься маленькую рыбку!», «Как не стыдно плакать!», «Немедленно прекрати топать, чего ты раскричался!». Человек испытывает отрицательные эмоции, но не умеет их выпустить. Копит негатив внутри, срывается на близких, ощущает себя «раздраженным в принципе».

  6.Установка «Не достигай успеха». В основе этой установки нередко лежит бессознательная зависть родителей к успеху ребенка, хотя осознанно они всего лишь хотят, чтобы дети достигли большего, чем они сами.

  7.Установка «Не будь лидером». Вероятно приходилось слышать «Не высовывайся!», «Будь как все», «Тебе что, больше всех надо?» Родителей можно понять: они хотят уберечь свое дитя от чувства зависти и других негативных эмоций, которые яркие личности вызывают в посторонних людях. Но велика вероятность, что подросшие дети обречены по жизни ходить дома и на службе в вечных подчиненных. Есть и другое неприятное последствие – боящийся лидерства человек, даже достигнув каких-то высот, панически боится или просто не в состоянии взять на себя ответственность.

  8.Установка «Не примыкай к другим» . Эту установку часто внушают родители, имеющие проблемы в общении с другими людьми. Они всячески подчеркивают, что их дитя – единственная радость в жизни, единственный родной человек, единственный друг.

  9.Установка «Не делай». «Это опасно, я за тебя сделаю», «Оставь все мамочке, сам не справишься». Если установка повторялась слишком часто и усвоилась хорошо, человек испытывает мучительные трудности в начале каждого дела, даже хорошо знакомого.

  10.Установка «Не желай». «Хотеть не вредно!», «Опять тебе чего-то надо!», «Сколько же можно хотеть и просить!». Именно те, кто в полной мере усвоил установку «Не желай», стыдятся отстаивать свои интересы в суде, бесконечно уступают в семейной жизни и на работе.

  11.Установка «Не будь самим собой». Особенно часто такая установка дается родителями, которые хотели ребенка одного пола, внешности и характера, а получили нечто прямо противоположное. Наиболее частая фраза, которую доводилось слышать всем без исключения: «Ну почему ты не…». Если подобные сравнения и упреки повторяются слишком часто, может вырасти взрослый, который постоянно неудовлетворен собой, живет в состоянии мучительного внутреннего конфликта, который приводит к затяжной депрессии.

  12.Установка «Не наслаждайся здоровьем». Во многих семьях высоко ценится преодоление. Ребенок, который отправился в школу с температурой, заслуживает всякого поощрения. Тот же, кто позволяет себе во время болезни расслабиться и отдохнуть, воспринимается с некоторым осуждением. «Ты не должна болеть. Ты – мать детей!», «Ничего, что плохо себя чувствуешь, обязанности никто не отменял» – расхожие фразы в таких семьях.

  Таким образом, можно попробовать сознательно  избегать слов, которые могут испортить  будущее ребенка. Пытаться изменить родителей или выяснять с ними отношения по поводу их ошибок в  воспитании – дело совершенно бесперспективное. В свое время следование родительским установкам позволило зависимому от взрослых ребенку, приспособиться к  требованиям сильных, больших людей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выводы  по I главе

  Проблема  формирования психолого-педагогической культуры родителей имеет глубокие исторические корни. Человечество давно пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей. Об этом есть записи в некоторых священных книгах, а развернутое обоснование подобные мысли получили в трудах великих педагогов, мыслителей и исследователей (Коменский Я.А., Ж.Ж. Руссо, Ушинский К.Д., Лесгафт П.Ф., Толстой Л.Н., Макаренко А.С.).

  Подводя итог теоретическому обоснованию феномена психолого-педагогической культуры родителей, ее структурных компонентов целесообразно сделать следующие выводы.

  Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей.

     Понять  сущность культуры можно лишь через  призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана  с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и  вне культуры.

  Стиль воспитания зависит не только от социокультурных  правил и норм, представленных в  виде традиций в воспитании, но и  от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в  семье, на формирование каких качеств  и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком.

  Стиль родительского взаимоотношения  непроизвольно запечатлевается  в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль  же воспитания, как показали результаты проведенного нами исследования, оказывают  влияние личностные качества родителей.

  Став  взрослым, человек воспроизводит  стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в  поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей  надо не только просвещать, но и обучать  способам правильного общения с  детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным  образом к сфере «Я».

  Большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они  помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен.

     Выделенные  компоненты, параметры  и   показатели   родительской    культуры находятся  в тесном взаимодействии, образуя целостную, динамичную систему психолого-педагогической культуры родителей.  
 
 

  Глава II. Процесс формирования психолого-педагогической культуры родителей

  2.1. Обоснование системы  средств, способствующих  формированию психолого-педагогической  культуры родителей

  Работа  по формированию психолого-педагогической культуры родителей состоит из нескольких этапов:

  -необходимо  установить контакт с родителями;

  -затем  выявить у них уровень сформированности  психолого-педагогической культуры  с помощью анкеты и теста .

  Совершенствование педагогического просвещения родителей  требует активизации его форм. Широко практикуются такие формы  как: лекции, родительские собрания, тематические конференции по обмену опытом воспитания детей, родительские лектории, вечера вопросов и ответов, диспуты и  дискуссии, родительские клубе, открытые уроки, ролевые игры, индивидуальные тематические консультации, переписка  с родителями, посещение семьи  педагогические практикумы, выполнение родителями конкретных поручений, связанных  с воспитателем детей, устные журналы, встречи «за круглым столом», демонстрация фильмов на педагогические темы, «дни открытых дверей»

  Одна  из наиболее интересных форм повышения  педагогической культуры родителей – дискуссия. Важной особенностью, которой является то, что она проходит в непринужденной обстановке, позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждении поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт, возбуждает активное педагогическое мышление. Успех дискуссии во многом будет зависеть от ее подготовки. Примерно за месяц участников следует ознакомить с сутью дискутируемых проблем, узнать, что еще их может заинтересовать, посоветовать литературу.

  Самая ответственная часть дискуссии - «ведение спора» (организация выступлений). Во вступительном слове ведущий  дает краткую характеристику состояния  проблемы: как она освещена в литературе, какие существуют взгляды на нее, какие вопросы являются наиболее спорными и почему их следует обсудить.

  Правила ведения дискуссии:

  1.Не  допускать выпадов против личности.

  2.Высказываться  четко, кратко и по теме обсуждения.

  3.Выбрать  ведущего дискуссии, ответственного  за время и правила ее проведения.

  4.Дать  высказаться всем желающим, уважающим,  уважительно относится к любой  точке зрения.

  5.Внимательно  слушать друг друга, не говорить  одновременно.

  6.Постараться  проанализировать разные точки  зрения.

  7.Не  допускать излишнюю эмоциональность.

  8.Не  повторяться, продвигать дискуссию  дальше через выдвижение новых  идей, сообщение новой информации.

  Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие:

  «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает:

  • определение темы;
  • состава участников;
  • распределение ролей между ними;
  • предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры.

  При этом важно проиграть несколько  вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем  совместного обсуждения выбрать  оптимальный для данной ситуации способ действий.

  Родительское  собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые и т. д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.

  При подготовке и проведении родительского  собрания нужно учитывать ряд  следующих важных положений:

  • атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка;
  • педагогический такт (советуем,- размышляем вместе);
  • профессиональные знания педагога (компетентность знания жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);
  • добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь);
  • главные показатели эффективности родительского собрания (активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации).

Информация о работе Педагогическая культура родителей