Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:22, дипломная работа
Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнерский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.
3)
наказания, связанные со
Подводя итог способам общения родителей с детьми как одному из параметров родительской культуры, хочется отметить, что осознание заповеди "не навреди" и ощущение чувства меры и избытка при воздействии на ребенка – вот главная наука постижения для родителей.
Следующий
параметр операционально-деятельностного
компонента психолого-педагогической
культуры родителей – стиль взаимодействия
с ребенком.
1.4 Стили семейного воспитания и родительские установки
Стиль семейного воспитания — это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
В основе стилей воспитания лежат следующие причины:
Под характерологическими свойствами понимается совокупность нравственных качеств, определяющих сознательное отношение человека к окружающей среде.
Интерес представляют стили родительского взаимодействия с ребенком, описанные А.Бодалевым. Он выделяет два стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий.
1.Демократический
стиль определяется следующими
параметрами : высоким уровнем
вербального общения между
2.Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребёнку смысла ограничений , отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами с трудом поддались, внешнему контролю. Дети отличались хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, эмпатия.
Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности.
Многие
работы, посвященные детско-
Авторитарный стиль (в терминологии
других авторов — «автократический»,
«диктат», «доминирование») — все решения
принимают родители, считающие, что ребенок
во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность
ребенка, не считают нужным как-то обосновывать
свои требования, сопровождая их жестким
контролем, суровыми запретами, выговорами
и физическими наказаниями. В подростковом
возрасте авторитарность родителей порождает
конфликты и враждебность. Наиболее активные,
сильные подростки сопротивляются и бунтуют,
становятся избыточно агрессивными и
нередко покидают родительский дом, как
только могут себе это позволить. Робкие,
неуверенные подростки приучаются во
всем слушаться родителей, не совершая
попыток решать что-либо самостоятельно.
Если по отношению к старшим подросткам
матери склонны реализовывать более «разрешающее»
поведение, то авторитарные отцы твердо
придерживаются избранного типа родительской
власти.
При таком воспитании у детей формируется
лишь механизм внешнего контроля, основанный
на чувстве вины или страха перед наказанием,
и как только угроза наказания извне исчезает,
поведение подростка может стать потенциально
антиобщественным. Авторитарные отношения
исключают душевную близость с детьми,
поэтому между ними и родителями редко
возникает чувство привязанности, что
ведет к подозрительности, постоянной
настороженности и даже враждебности
к окружающим.
Демократический стиль (в
терминологии других авторов — «авторитетный»,
«сотрудничество») — родители поощряют
личную ответственность и самостоятельность
своих детей в соответствии с их возрастными
возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский
стиль (в терминологии других авторов
— «либеральный», «снисходительный»,
«гипоопека») — ребенок должным образом
не направляется, практически не знает
запретов и ограничений со стороны родителей
или не выполняет указаний родителей,
для которых характерно неумение, неспособность
или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки
конфликтуют с теми, кто не потакает им,
не способны учитывать интересы других
людей, устанавливать прочные эмоциональные
связи, не готовы к ограничениям и ответственности.
С другой стороны, воспринимая недостаток
руководства со стороны родителей как
проявление равнодушия и эмоционального
отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение
подростка может привести к вовлечению
его в асоциальные группы, поскольку психологические
механизмы, необходимые для самостоятельного,
ответственного поведения в обществе,
у него не сформировались.
Впоследствии были выделены и другие характерные
стили семейного воспитания.
Также важна родительская установка в воспитании ребенка. Родительские установки, или позиции,— один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие "родительский стиль" или "стиль воспитания" часто употребляется синонимично понятию "позиции", хотя и целесообразнее сохранить термин "стиль" для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.
Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.
Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленны к жизни в коллективе .
Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Сотрудничество
как тип взаимоотношений в
семье предполагает опосредованность
межличностных отношений в
Демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если
для ребенка с высокой
Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов .
Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Сочетание
безразличного родительского
иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться .
Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Таким образом, родительские установки и реакции влияют на социализацию ребенка. И от того, как относятся родители к нему, зависит его поведение, отношение к сверстникам, окружающим.
Существуют и негативные установки родителей.
Родители всегда хотят, чтобы их дети были здоровыми, счастливыми, успешными. Однако необдуманные высказывания взрослых могут заложить в детское подсознание программу, которая мешает ребёнку вырасти полноценной личностью.
Психологи пришли к выводу, что во взрослом человеке живет зависимость от кого-то из родителей, который в своё время снабжал свое дитя кодовыми фразами установками. В психологии это явление получило название «родительских директив», закладываемых в подсознание ребёнка.
Занявшись исследованием родительских директив, специалисты выделили 12 основных, наиболее часто встречающихся скрытых установок. Их формулируют вполне конкретные слова и действия родителей:
1.Установка «Не живи».Звучит очень страшно и даже противоестественно. Но разве никогда не приходилось слышать, как родители (необязательно наши или мы сами) говорят в сердцах: «Глаза бы мои тебя не видели», «Мне не нужен такой плохой мальчик», «Господи, как ты мне надоел». Некоторые «сдержанные» родители просто проводят с ребёнком беседы на тему , как трудно воспитывать детей, сколько хлопот, тревог и лишений несёт с собой родительская доля. В малыше (а через много лет и во взрослом) рождается уверенность в том, что он вечный должник отца и матери.