Педагогическая культура родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнерский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.

Файлы: 1 файл

дипломн.docx

— 117.92 Кб (Скачать)

  3) наказания, связанные со страхом  физической боли.

  Подводя итог способам общения родителей  с детьми как одному из параметров родительской культуры, хочется отметить, что осознание заповеди "не навреди" и ощущение чувства меры и избытка  при воздействии на ребенка –  вот главная наука постижения для родителей.

  Следующий параметр операционально-деятельностного компонента психолого-педагогической культуры родителей – стиль взаимодействия с ребенком. 
 
 
 

  1.4 Стили семейного воспитания и родительские установки

     Стиль семейного воспитанияэто наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

 В основе стилей воспитания лежат следующие  причины:

  1. Отклонения в характерологических свойствах самих родителей. 
  2. Стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей. 

Под характерологическими свойствами понимается совокупность нравственных качеств, определяющих сознательное отношение человека к окружающей среде.

  Интерес представляют стили родительского  взаимодействия с ребенком, описанные  А.Бодалевым. Он выделяет два стиля  родительского воспитания - демократический и контролирующий.

  1.Демократический  стиль определяется следующими  параметрами : высоким уровнем  вербального общения между детьми  и родителями; включённостью детей  в обсуждение семейных проблем,  учетом их мнения; готовностью  родителей прийти на помощь, если  это потребуется, одновременно  верой в успех самостоятельной  деятельности ребёнка; ограничением  собственной субъективности в  видении ребенка.

  2.Контролирующий  стиль включает значительные  ограничения поведения детей:  четкое и ясное разъяснение  ребёнку смысла ограничений , отсутствие разногласий между  родителями и детьми по поводу  дисциплинарных мер.

  Оказалось, что в семьях с демократическим  стилем воспитания дети характеризовались  умеренно выраженной способностью к  лидерству, агрессивностью, стремлением  контролировать других детей, но сами с трудом поддались, внешнему контролю. Дети отличались хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, эмпатия.

  Дети  родителей с контролирующим типом  воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При  смешанном стиле воспитания детям  присущи внушаемость, послушание, эмоциональная  чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности.

  Многие  работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию  стилей семейного воспитания, содержательно  описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демократический  и попустительский (Baumrind D., 1991). 
     Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. 
    Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. 
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. 
     Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

  Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают  и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и  последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное  социальное поведение.

  Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. 
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. 
Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

  Также важна родительская установка в  воспитании ребенка. Родительские установки, или позиции,— один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие "родительский стиль" или "стиль воспитания" часто употребляется синонимично понятию "позиции", хотя и целесообразнее сохранить термин "стиль" для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.

    Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

  Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.

  Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленны к жизни в коллективе .

    Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

  Сотрудничество  как тип взаимоотношений в  семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в  этой ситуации преодолевается эгоистический  индивидуализм ребенка. Семья, где  ведущим типом взаимоотношений  является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом .

  Демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

  Если  для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

  Демократичные родители ценят в поведении ребенка  и самостоятельность, и  дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов .

  Авторитарные  родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих  указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются  к стилю семейных отношений и  становятся неуверенными в себе, менее  самостоятельными.

  Сочетание безразличного родительского отношения  с отсутствием контроля - гипоопека  – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они

иногда  не бунтовали, нуждаются в родителях  как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться .

  Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

  Таким образом, родительские установки и  реакции влияют на социализацию ребенка. И от того, как относятся родители к нему, зависит его поведение, отношение к сверстникам, окружающим.

  Существуют  и негативные установки родителей.

  Родители всегда хотят, чтобы их дети были здоровыми, счастливыми, успешными. Однако необдуманные высказывания взрослых могут заложить в детское подсознание программу, которая мешает ребёнку вырасти полноценной личностью.

  Психологи пришли к выводу, что во взрослом человеке живет зависимость от кого-то из родителей, который в своё время  снабжал свое дитя кодовыми фразами  установками. В психологии это явление  получило название «родительских директив», закладываемых в подсознание ребёнка.

  Занявшись исследованием родительских директив, специалисты выделили 12 основных, наиболее часто встречающихся скрытых установок. Их формулируют вполне конкретные слова и действия родителей:

      1.Установка «Не живи».Звучит очень страшно и даже противоестественно. Но разве никогда не приходилось слышать, как родители (необязательно наши или мы сами) говорят в сердцах: «Глаза бы мои тебя не видели», «Мне не нужен такой плохой мальчик», «Господи, как ты мне надоел». Некоторые «сдержанные» родители просто проводят с ребёнком беседы на тему , как трудно воспитывать детей, сколько хлопот, тревог и лишений несёт с собой родительская доля. В малыше (а через много лет и во взрослом) рождается уверенность в том, что он вечный должник отца и матери.

Информация о работе Педагогическая культура родителей