Педагогическая культура родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнерский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.

Файлы: 1 файл

дипломн.docx

— 117.92 Кб (Скачать)

  Выделяют  четыре типа материнского отношения, фактически охватывающие любые проявления отношения  матери к ребенку:

  1) эмоционально поддерживающее и  принимающее (эмпатийное);

  2) эмоционально подавляющее;

  3) эмоционально отвергающее;

  4) жестоко-агрессивное.

  Все это непременным образом отражается на формировании личности ребенка, в  худшем случае, проявляясь в том  или ином отклонении его эмоционально-психического развития.

  Роль  отца в формировании личности ребенка  не менее противоречива. Отец мало связан с ребенком в первые годы жизни; он не представляет для ребенка природный  мир, какой представляет мать. Отсюда возникают проблемы: как сделать  так, чтобы воспитать у молодого человека культуру родителя, чтобы  отец принял ребенка, полюбил его  и называл «мой сын, моя дочь». Безусловно, много зависит от отношения  мужчины к матери своего ребенка, от характера взаимоотношений между  ними, но не менее важную роль играет готовность отца стать родителем, его  эмоционально - мотивационная направленность принять родительские функции. Очень точно и лаконично о специфике отцовства говорил Э. Фромм. По его словам, мать - это "дом, откуда мы вышли, природа, почва, океан - природный мир, отец - другой полюс существования, мир мышления, закона, порядка, дисциплины, путешествий, приключений. Именно отец учит ребенка, показывает ему дорогу в жизнь".

  Обобщая все вышесказанное, заметим, что  любовь матери, отца к ребенку выражается, прежде всего, в способности понимать мир переживаний маленького существа, приобщиться к его переживаниям, посочувствовать ему.

  По  мнению исследователей, причинами непринятия своего ребенка могут быть нежелательная  беременность, разочарование и не подтверждение ожиданий с появлением ребенка (хотели мальчика - родилась девочка) отказ принимать ребенка таким, какой он есть, неприятие индивидуальности ребенка, его своеобразия, особенностей характера, темперамента - все это  как правило, лишь отдельные симптомы, за которыми угадывается серьезность  всей проблемы принятия - непринятия. Практика показывает, что многие родители "стесняются" непосредственно выражать свою любовь к ребенку. Они боятся "испортить" детей, прячут свои чувства, проявляя напускную  сдержанность, строгость, сохраняя дистанцию  в отношениях между ними. Практически  такая любовь имеет условный характер по типу: «Я люблю тебя только тогда, когда ты оправдаешь мои ожидания и требования».

  Процесс воспитания и развития ребенка в  семье - это творческая деятельность созидания, «творения» будущей личности, преобразования других и самопреобразования. Это обеспечивает основу для самореализации личности, и лучшем случае постепенно становится ценностной ориентацией  личности родителя.

  Осознание себя как родителя, осознание воспитательных целей, активно-положительное, эмоционально- ценностное отношение к ним способствует актуализации личностных качеств родителей, создает условия для постоянного  самопознания, самосовершенствования, рефлексии себя, своего поведения, способов взаимодействия с ребенком.

  Самопознание  и самооценка находятся в единстве с самореализацией. Саморефлексия  как внутриличностный момент самореализации, направлен на осмысление процесса воспитания и развития ребенка в семье. Она  создает предпосылки для восприятия ребенка не как объекта воздействия, а как субъекта взаимодействия.

  Нравственная  саморегуляция, самоконтроль, самообладание  выражаются в добровольном стремлении родителей постоянно соотносить свои действия, интересы, желания с  интересами и возможностями своего ребенка. Способность родителей  отслеживать свои собственные поступки, контролировать, регулировать свое поведение  особенно отчетливо выступает в  ситуации взаимодействия родителей  с другими людьми: со знакомыми, членами  семьи, где ребенок является невольным  свидетелем и участником происходящего. Об этом хорошо сказал А. С. Макаренко: "Ваше собственное поведение - самая  решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с  ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и «с...- все  это имеет для ребенка большое  значение. Малейшее изменение в тоне ребенок чувствует и видит, все  повороты вашей мысли доходят  до него невидимыми путями. А если дома вы грубы и хвастливы, если оскорбляете мать, вы уже приносите вред своим детям, вы уже воспитываете плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия».

  Неблагоприятные черты личности родителей, чьи дети страдают неврозами, выражаются в недостаточной  уверенности в себе, неадекватном уровне самооценки, проблемах личностного  самоопределения, в том числе  и чувстве внутренней неудовлетворенности, неустойчивости, противоречивости личности, эгоцентризме, тревожности, которая  выражается беспокойством и паникой  по любому, даже пустяковому поводу, стремлением чрезмерно опекать  ребенка, не отпускать его от себя.

  Таким образом, выделяются два важнейших  параметра аксиологического компонента психолого - педагогической культуры родителей – тип родительского отношения к ребенку и способность родителя к саморегулированию к самоконтролю, рефлексии себя и своего собственного поведения.

  Содержательную  сторону аксиологического компонента психолого-педагогической культуры родителей  существенно дополняют два других структурных элемента: информационно-содержательный и операционально-деятельностный компоненты.

  Информационно - содержательный компонент психолого-педагогической культуры родителей. «Искусство воспитания, - писал К. Д. Ушинский, - имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом понятным и знакомым, а иным даже легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что кроме терпения, врожденная способность и умение, т. е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме еденной способности и навыка необходимы еще и знания».

  Слова К. Д. Ушинского как нельзя более  точно отражают существенную сторону  информационно-содержательного компонента родительской культуры - наличие определенных знаний в области педагогики, психологии, медицины, социологии и т. д. Не случайно многие исследователи, изучающие проблему семейного воспитания, в первую очередь  обращаются к наличию так называемой грамотности родителей в воспитании и развитии ребенка.

  Действительно, то терпение, «врожденная способность», о которой говорил К. Д. Ушинский, чувство отцовской и материнской  любви, а также непосредственное усвоение знаний народной педагогики – это база, фундамент родительской культуры.

  К сожалению, практика показывает, что  вследствие своей психологической  и педагогической некомпетентности, бессознательного перенесения в  семью стереотипов воспитания в  прародительской семье, родители допускают  целый ряд «ошибок и промахов в воспитании и развитии ребенка  и, в беспомощности опустив руки, пытаются объяснить изъяны результатов своего воздействия либо "природной испорченностью ребенка" (П.Ф.Лесгафт), либо наследственностью, либо неблагоприятными обстоятельствами. При этом важно заметить, что многие родители с трудом осознают причины возникновения тех или иных трудностей в отношениях, личные особенности ребенка и себя как родителя, а также мотивы воспитания и поведения как свои собственные, так и ребенка.

  Поэтому представляется важным обозначить основные параметры информационно-содержательного  компонента, по наличию или по степени  выраженности которых можно определить тот или иной уровень родительской культуры: для первого параметра  характерно знание об общих закономерностях  психического развития детей. Родители должны иметь объективные представления  о психологических особенностях возрастного периода, его значение для личности в целом. Понимание родителями позитивного содержания возрастных кризисов и их значения в развитии ребенка.

  Для второго параметра характерно знание индивидуально-типологических особенностей своего ребенка, знание сильных и  слабых сторон его личности, умение прогнозировать их дальнейшее развитие, умение объективно с требования с  реальными способностями и возможностями  ребенка. Для третьего параметра  характерны знания о целях педагогической деятельности, о методах и приемах  воспитания, возможных негативных последствиях применения неадекватных методов воспитания (наказания, поощрения, требований). А  также знания о путях и способах организации деятельности ребенка, его обучение пленные на всестороннее развитие ребенка.

  Таким образом, показан ряд параметров данного компонента психолого-педагогической культуры родителей; основные направления, тех знаний, которые должны быть в арсенале каждого родителя.

  Ценным  является умение применять знания, на практике, во взаимодействии с ребенком, выбирать адекватные методы, стиль  взаимоотношений. Все это синтезируется  в следующем компоненте родительской культуры – в операционально-деятельностном.

  Операционно-деятельностный компонент психолого-педагогической культуры родителей. Отношение к ребенку как непреходящей ценности, эмоциональное принятие его личностного «я» со своей многогранностью, неповторимостью индивидуальных черт, ответственность, любовь и уважение к ребенку, а также целый спектр психолого-педагогических знаний, - все это выражается в способах общения родителей с ребенком (применение методов, форм воспитания и развития) и стиля взаимодействия с ним. Вопрос о способах взаимодействия родителей с детьми, т.е. о применении тех или иных методов и форм воспитательного воздействия довольно широко освещается в отечественно и зарубежной литературе исследователями: Ковалевой А. Г., Бодалевым А.А., Ковинько А.В., Прошиной А. В. и др. Они выделяют следующие методы: словесное воздействие (его формами выступают :побуждение, убеждение, увещевание, принуждение), методы контроля, наглядного показа, поощрения, наказания. Наиболее уместно обратиться более подробно к последним исследованиям.

  По  мнению отечественного психолога Л. Г. Ковалева, процесс воспитания строится на разумном соотношении поощрения  и наказания. Многочисленные вопросы, с которыми сталкиваются родители, часто сводятся к том, можно или  нет бить детей, как не перекормить  поощрениями, стоит ли вознаграждать  и т.п. В данных случаях необходимо исходить из конкретной ситуации, но и на некоторые вопросы ответы являются весьма однозначными.

  Начнем  с поощрения. По мнению Ковалева А. Г., Ковалева С. В., Спиваковской А. С. и др., существует два типа поведения, которые следует поощрять. Первое, когда ребенок сделал что-то хорошее, совершил правильные действия. Второе, когда в тяжелый момент, в ситуации морального выбора, в стечении сложных обстоятельств ребенок поступил так, как должно для настоящего человека. Безусловно, поощрение за второй тип поведения является более сильным, чем за первое. Но здесь важно соблюдать меру поощрения за успехи в деятельности. Используя такие формы поощрения как одобрение, похвалу, награждение всегда необходимо придерживаться определенной дозировки. У ребенка не должно быть чувства недооценивания. Поэтому, психологи рекомендуют, что за выполнение правил родителям следует одобрять и хвалить, а за самостоятельность в найденных или выполненных ребенком действий необходимо вознаграждать. Здесь важно иметь ввиду, что эффект поощрения в случае его публичности, гласности увеличивается. Нельзя запаздывать с поощрением, нужно объяснять, за что хвалят ребенка, а также за сделанное коллективно необходимо хвалить каждого ребенка, а не всех сразу.

  Теперь  коснемся вопроса о наказании. Наказывать детей или нет? В какой дозировке, и какими способами, если да? Такие вопросы неминуемо возникают перед родителями, теми, кто задумывается о здоровом полноценном развитии ребенка, в противном же случае, у многих родителей даже таких вопросов не возникает. Такие родители особо не рассуждают, берут ремень и избивают детей, проявляя свое нетерпение или просто так "для профилактики', отводя душу. Исследователи выделяют три группы наказаний:

  1) наказания, основанные на лишении  родительской любви: «если ты  этого не сделаешь, ты меня  сильно огорчишь». Нельзя забывать, при этом подчеркивать, что любовь  все равно остается, несмотря  на наказание;

  2) наказания, базирующиеся на лишении  чего-то приятного: "если ты  этого не сделаешь, не будешь  смотреть мультфильмы. При этом  нужно помнить, что нельзя включать  сюда лишение пищи;

Информация о работе Педагогическая культура родителей