Педагогическая культура родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнерский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.

Файлы: 1 файл

дипломн.docx

— 117.92 Кб (Скачать)

     Культура - это, прежде всего, характерный для  данного человека (общества), образ  мыслей и действий. В социологическом  понимании культура, и в первую очередь её ядро – культурные ценности, регулируют взаимоотношения людей, это факторы, объединяющие людей  в единую целостность - общество. Следовательно, культура - важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных  формах.

     Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку  в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.

     Культура  вообще определяется как сложное многокомпонентное явление, связанное со всем многообразием жизни и деятельности человека.

     Слово культура (от лат.- "cultura") известно со времени Цицерона. В переводе с латинского оно означает возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание, образование, развитие, почитание.

     В данном контексте слово культура означает все созданное, неприродное. Мир культуры, любой его предмет  или явление воспринимаются не как  следствие действия природных сил, а как результат усилий самих  людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что  дано непосредственно природой.

     Понятие культура означает, по своей сути, все  то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические  средства и научные открытия, памятники  литературы и письменности, религиозные  системы, политические теории, правовые и этические нормы, произведения искусств и т. д.

     Понять  сущность культуры можно лишь через  призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана  с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и  вне культуры.

     Культура  семьи обусловлена историческим процессом преобразования естественных начал жизни искусственными средствами для удовлетворения нужд ближайших  родственников и этноса, мегаполиса и государства, институтов глобальной экономики. Важнейшую роль среди  этих процессов играет обусловленность  деятельности семьи опытом духовно-исторического  общения, пониманием исторических текстов, знакомством с памятниками культуры быта, техники, науки, религии и искусства, с биографиями значимых персон и  собственной родословной, укорененностью в традициях этноса, конфессий, мегаполиса, а также духом глобальных модернизаций и инноваций. Культура семьи определяется пятью основными признаками.

     Первый  признак культуры семьи - признак историзма духовного опыта. В классификационном плане по признаку историзма можно выделить три типа семей. Первый: традиционная и современная. Второй: по месту жительства, по этнической принадлежности и по конфессиональной ориентации. Третий: по культурно-эпохальным критериям.

     Традиционные  семьи — это семьи приоритетные: либо патриархальная, либо матриархальная, либо детоцентристская. В советское  время преобладал последний детоцентристский тип семьи. Для современного типа семьи более свойственны сотрудничество и паритетность. С точки зрения социальных психологов, сотрудничество представляет собой идеальный тип отношений, так как предполагает взаимное понимание и поддержку.

     По  месту жительства культура семьи  может быть представлена укладом  деревенским, провинциальным и мегаполисным.

     Вторым  важнейшим признаком  культуры семьи служит избирательность. Представляется, что в этом плане семьи могут быть классифицированы как либеральные и консервативные. Для либеральных свойственна ориентация на творчество, универсальность труда, инновационные знания, игротехнику. Для консервативных — приверженность традициям, классические знания, ориентация на трудовую специализацию.

     Третьим важнейшим признаком является способность семьи к упорядочиванию разных сфер жизни. Эта способность возникает там, где возможным становится соотнесение разных картин мира: супругов, детей, родственников. Виды семей по этому признаку высокопорядочные и малопорядочные.

     Четвертым признаком является символизм и семантика семьи. Культура является ненаследуемой генетически картиной мира. Она дает человеку нечто, чего нет в генетике. Это символы, знаки, и значения, образующие семиотическое пространство в жизни семьи. С данной точки зрения, семьи могут быть классифицированы как высокообразованные и низкообразованные, высокомобильные и низкомобильные.

     Пятым признаком культуры семьи (признак аксиологизма) служат ее ценностные ориентации.

     Можно выделить три вида ценностей —  физические, духовные и материальные. Суть физических ценностей состоит  в раскрытии с помощью семиотических  средств природных способностей членов семьи. Эти ценности проявляются в культуре валеологической, эротической, экологической, психологической. По этому признаку семьи могут быть классифицированы как антропологически активные и антропологически пассивные.

     Духовные  ценности вытекают из физических и  обращены на создание среды обитания человека в виде системы правил и  прецедентов — моральных, правовых, интеллектуальных, эстетических, религиозных. Данные ценности находят воплощение в культуре сакральной и секулярной, образовательной и рефлексивной, коммуникативной и художественно-эстетической, правовой и моральной, технической  и гуманитарной. По этому основанию  семьи можно классифицировать как  высокодуховные и малодуховные.

     Материальные  ценности связаны с обработкой материалов природы средствами техники для  создания искусственной среды обитания человека. Это культура быта, жилища, одежды, утвари, домашней техники, культура труда, дизайна и эстетической среды  обитания. По отношению к материальным ценностям в культуре семьи можно  выделить такие виды как материально  богатые и материально бедные.

     Семья, особенно на раннем этапе развития ребенка, является существенным фактором его социализации. Ее воспитывающее  воздействие определяется, прежде всего, всем стилем ее жизни, ее достатком, культурой, в том числе и педагогической.

     Педагогическая  культура – это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования. Педагогическая культура соотносится с общей культурой как элемент, фиксирующий способы реализации сущностных сил человека; как характеристика степени активности в деятельности по передаче социального опыта; как характеристика степени осознания субъектом педагогического воздействия диалогичности и субъект-субъектного характера педагогического процесса; как характеристика включенности в процесс формирования подрастающего поколения. 

     Принято выделять профессиональную и народную педагогическую культуру, прямо связанную  с народной педагогикой, которая  слита с народной этикой и миропониманием. 

     Истоки  педагогической культуры семьи лежат  в глубинах народной педагогики. Педагогическая культура в семье развивается  за счет традиций, норм и правил, устоявшихся  в народной педагогике. Семья выступает  главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов  поведения. Она же главный агент  их передачи, т.е. основное звено в  механизме трансляции социального  опыта.

     Для педагогической культуры семьи характерна всеохватность.

     Основные  критерии для выделения того или  иного типа педагогической культуры семьи включают в себя три показателя:

     1) социально-педагогический, т.е. осознание  того, что субъектом воспитания  выступает каждый человек;

     2) аксиологический, т.е. отношение  к знаниям как к ценности;

     3) дидактический, показывающий, каковы  принципы воспитания принуждение  ребенка или умение заинтересовать  его.

     По  широте воздействия на воспитуемого семье нет равных, только она формирует  человека во всех без исключения сферах его жизни. Поэтому педагогическая культура семьи является тем фактором, который в конечном итоге определяет педагогическую культуру и всего общества

  в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья  вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью  можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

Душевная жизнь  человека чрезвычайно сложна, т.к. психика  состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое  – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет  фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая  защита. Родителям особенно важно  понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными  мотивами и желаниями. Родителям  стоит осторожно и внимательно  относиться к своим словесным  обращениям к ребёнку, оценкам поступков  ребёнка, избегать установок, которые  впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его  жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают  повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем  сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая  часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они  помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных  установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и  басни с мудрым адаптационным  смыслом, где добро побеждает  зло, где важны стойкость, вера в  себя и свои силы. 
 

Информация о работе Педагогическая культура родителей