Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:22, дипломная работа
Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнерский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.
Культура
- это, прежде всего, характерный для
данного человека (общества), образ
мыслей и действий. В социологическом
понимании культура, и в первую
очередь её ядро – культурные ценности,
регулируют взаимоотношения людей,
это факторы, объединяющие людей
в единую целостность - общество. Следовательно,
культура - важнейшая субстанция человеческой
жизни, проникающая фактически повсюду,
проявляющаяся в самых
Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.
Культура вообще определяется как сложное многокомпонентное явление, связанное со всем многообразием жизни и деятельности человека.
Слово культура (от лат.- "cultura") известно со времени Цицерона. В переводе с латинского оно означает возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание, образование, развитие, почитание.
В данном контексте слово культура означает все созданное, неприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы, произведения искусств и т. д.
Понять
сущность культуры можно лишь через
призму деятельности человека, народов,
населяющих планету. Культура не существует
вне человека. Она изначально связана
с человеком и порождена тем,
что он постоянно стремится искать
смысл своей жизни и
Культура
семьи обусловлена историческим
процессом преобразования естественных
начал жизни искусственными средствами
для удовлетворения нужд ближайших
родственников и этноса, мегаполиса
и государства, институтов глобальной
экономики. Важнейшую роль среди
этих процессов играет обусловленность
деятельности семьи опытом духовно-исторического
общения, пониманием исторических текстов,
знакомством с памятниками
Первый признак культуры семьи - признак историзма духовного опыта. В классификационном плане по признаку историзма можно выделить три типа семей. Первый: традиционная и современная. Второй: по месту жительства, по этнической принадлежности и по конфессиональной ориентации. Третий: по культурно-эпохальным критериям.
Традиционные
семьи — это семьи
По месту жительства культура семьи может быть представлена укладом деревенским, провинциальным и мегаполисным.
Вторым важнейшим признаком культуры семьи служит избирательность. Представляется, что в этом плане семьи могут быть классифицированы как либеральные и консервативные. Для либеральных свойственна ориентация на творчество, универсальность труда, инновационные знания, игротехнику. Для консервативных — приверженность традициям, классические знания, ориентация на трудовую специализацию.
Третьим важнейшим признаком является способность семьи к упорядочиванию разных сфер жизни. Эта способность возникает там, где возможным становится соотнесение разных картин мира: супругов, детей, родственников. Виды семей по этому признаку высокопорядочные и малопорядочные.
Четвертым признаком является символизм и семантика семьи. Культура является ненаследуемой генетически картиной мира. Она дает человеку нечто, чего нет в генетике. Это символы, знаки, и значения, образующие семиотическое пространство в жизни семьи. С данной точки зрения, семьи могут быть классифицированы как высокообразованные и низкообразованные, высокомобильные и низкомобильные.
Пятым признаком культуры семьи (признак аксиологизма) служат ее ценностные ориентации.
Можно
выделить три вида ценностей —
физические, духовные и материальные.
Суть физических ценностей состоит
в раскрытии с помощью
Духовные
ценности вытекают из физических и
обращены на создание среды обитания
человека в виде системы правил и
прецедентов — моральных, правовых,
интеллектуальных, эстетических, религиозных.
Данные ценности находят воплощение
в культуре сакральной и секулярной,
образовательной и
Материальные ценности связаны с обработкой материалов природы средствами техники для создания искусственной среды обитания человека. Это культура быта, жилища, одежды, утвари, домашней техники, культура труда, дизайна и эстетической среды обитания. По отношению к материальным ценностям в культуре семьи можно выделить такие виды как материально богатые и материально бедные.
Семья, особенно на раннем этапе развития ребенка, является существенным фактором его социализации. Ее воспитывающее воздействие определяется, прежде всего, всем стилем ее жизни, ее достатком, культурой, в том числе и педагогической.
Педагогическая
культура – это особая подсистема, особый
вид общей культуры, проникающий во все
сферы жизни, где есть элементы социального
наследования. Педагогическая культура
соотносится с общей культурой как элемент,
фиксирующий способы реализации сущностных
сил человека; как характеристика степени
активности в деятельности по передаче
социального опыта; как характеристика
степени осознания субъектом педагогического
воздействия диалогичности и субъект-субъектного
характера педагогического процесса;
как характеристика включенности в процесс
формирования подрастающего поколения.
Принято
выделять профессиональную и народную
педагогическую культуру, прямо связанную
с народной педагогикой, которая
слита с народной этикой и миропониманием.
Истоки педагогической культуры семьи лежат в глубинах народной педагогики. Педагогическая культура в семье развивается за счет традиций, норм и правил, устоявшихся в народной педагогике. Семья выступает главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения. Она же главный агент их передачи, т.е. основное звено в механизме трансляции социального опыта.
Для педагогической культуры семьи характерна всеохватность.
Основные критерии для выделения того или иного типа педагогической культуры семьи включают в себя три показателя:
1) социально-педагогический, т.е. осознание того, что субъектом воспитания выступает каждый человек;
2)
аксиологический, т.е.
3)
дидактический, показывающий, каковы
принципы воспитания
По широте воздействия на воспитуемого семье нет равных, только она формирует человека во всех без исключения сферах его жизни. Поэтому педагогическая культура семьи является тем фактором, который в конечном итоге определяет педагогическую культуру и всего общества
в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой
сфере очень важное значение имеет
фиксированное отношение к
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая
часть родительских установок положительна
и способствует благоприятному развитию
личного пути ребёнка. А раз они
помогают и не мешают, то и осознавать
их не обязательно. Это своеобразные
инструменты психологической