Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:22, дипломная работа
Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнерский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.
Педагогические практикумы – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
Педагогический практикум закрепляет ту тему, по которой прочитана лекция или проведена беседа.
Например, прослушав лекцию «Нравственное воспитание школьников среднего подросткового возраста, родители получают такое задание:
1.Проанализировать, нет ли отклонений от норм нравственности в жизни вашей семьи, в поведении сына (дочери),принять меры к их устранению.
2.
Какие поощрения и порицания
Вы применяли по отношению
к сыну (дочери) за последние 3-4
месяца? Соответствуют ли Ваши
меры тем рекомендациям,
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников-подростков, мамы учениц).
Встречи за «круглым столом» – это форма повышения педагогической культуры родителей. Она позволяет расширять воспитательный кругозор не только отцов и матерей, но и самих педагогов. Такие встречи активно развивают педагогическое мышление, чувство сопричастности ответственность за судьбу подрастающего поколения. Приглашаются родители из параллельных классов или определенного возрастного периода. На обсуждение выносятся крупные актуальные проблемы. Встречи за «круглым столом» целесообразно готовить и проводить совместно с общественностью.
Другой формой педагогического просвещения, предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей является конференция. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Конференция
открывается вступительным
Таким
образом, систематическое проведение
разнообразных форм и методов
работы с родителями способствует формированию
их психолого-педагогической культуры.
2. 2 Опыт работы с родителями воспитанников МОУ д/с № 379 «Золотой ключик» Краснооктябрьского района г. Волгограда
Практическая часть дипломной
работы реализовывалась на
Для выявления уровня
Был разработан комплекс мероприятий для вовлечения родителей в жизнь детей, для формирования педагогической культуры родителей:
Предоставила наглядный материал для родителей «Как наказывать ребенка не унижая», советы родителям о воспитании детей, был разработан, составлен список литературы для родителей о воспитании гармоничного ребенка, общении с ним.
Завершающим этапом работы стал тест «Детско- родительские отношения» (см. приложение №16).
Он показал, что заинтересованность родителей в жизни детей и их психолого- педагогическая культура стали выше. У этих родителей появилась способность к саморефлексии и контролю своего поведения, поступков; желание поглубже узнать ребенка, понять и принять его, больше проводить с ним времени и доверять ему.
Таким образом, можно сделать
следующий вывод о том, что
предложенные нами мероприятия
являются эффективными и будут
способствовать дальнейшему
Подводя итог практической части работы можно сделать следующие выводы:
1)формированию психолого-педагогической культуры родителей способствует активная работа с ними с использованием различных методов, форм взаимодействия;
2)эта работа должна быть целенаправленной, последовательной и систематической;
3)
многообразие форм педагогического просвещения
(лекции, родительские собрания, конференции,
вечера вопросов и ответов, дискуссии,
ролевые игры и т.д.) позволяет педагогам
выбрать наиболее оптимальные для различных
категорий семей, сделать взаимодействие
с родителями разнообразным, интересным
и эффективным и помочь им в воспитании
детей.
Заключение
В работе рассмотрены подходы к формированию психолого-педагогической культуры родителей в историческом аспекте. Проблема формирования психолого-педагогической культуры родителей имеет глубокие исторические корни. О необходимости «воспитания родителей» говорили выдающиеся педагоги, исследователи, ученые разных исторических эпох, отражая каноны своего времени, такие как Я. А. Коменский в своей книге «Материнская школа», Ж.Ж.Руссо в педагогическом романе «Эмиль или о воспитании».
Первым
педагогом России, обратившим внимание
на необходимость изучать
П. Ф. Лесгафт считал, что родители должны быть, прежде всего, высоконаправленными людьми, прекрасно, разбирающимися в тонкостях детской души.
Л. Н. Толстой считал, что главным условием в семье должно быть «доверие, жизненная правда. Живя дурно, невозможно нравственно воспитать».
Большой вклад в формирование психолого-педагогической культуры родителей внес А. С. Макаренко. В своих работах «Лекции о воспитании», «Книга для родителей» он утверждал, что именно поведение самих родителей является главным в воспитании детей. Также уточнена сущность психолого-педагогической культуры родителей.
Психолого-педагогическая культура родителей — это такое личностное образование, которое выражается в ценностно-целевой направленности родителей на полноценное воспитание и развитие ребенка, в способности к саморегуляции и контролю своего поведения, в творческом владении психолого-педагогическими знаниями, технологиями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком.
Были выявлены три компонента и уровня сформированности психолого-педагогической культуры родителей:
Аксиологический компонент — его основные параметры - тип родительского отношения к ребенку и способность родителей к саморегуляции, саморефлексии;
Информационно-содержательный компонент выражается в знании родителями возрастных особенностей детей, закономерностей их психического развития, в знании методов и приемов воспитания;
Операционально-
Таким образом, активные методы работы с родителями являются важным средством формирования психолого-педагогической культуры.
Заключение
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок -- его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.
Каждая
форма общения педагога с родителями
имеет определённые цели и задачи.
Систематическое применение в работе
с родителями разнообразных форм
ведёт к привлечению внимания
родителей к проблемам
Подводя
итог вышесказанному, отметим, что прямая
функция семьи как социального
института - обучение ребенка тому социальному
опыту, который накопило человечество,
культуре страны, ее нравственным нормам,
традициям народа. Но все это невозможно
без систематического просвещения
родителей.
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.
Предлагается обсудить разные
точки зрения. Заранее можно подготовить
«оппонентов» - людей с противоположными
точками зрения на проблему. В
ток-шоу принимают участие
Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний.
Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например, «Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не выманишь», «Люби сына жезлом», «Ненаказанный сын – бесчестье отцу», «Кулаком да в спину – то и приголубье сыну»
Вопросы к родителям:
Предлагается высказать разные позиции.
Первая позиция – «за» наказания. Их надо использовать, так как ребенок делает назло, не понимает слов, а как только его шлепнут, сразу понимает. И родителям становится легче. «Нас били родители и ничего » - говорят они. Не зря наказания использовали раньше.
Вероятно, вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и собственных суждениях?
Вопрос для обсуждения:
Есть
ли педагогически оправданные
Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда.
Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.