Педагогическая культура родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнерский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.

Файлы: 1 файл

дипломн.docx

— 117.92 Кб (Скачать)

  В развитии идеи взаимодействия с родителями в России может помочь и опыт зарубежных коллег из США, Великобритании, Франции, Финляндии и других стран.

  За  рубежом помощь родителей в исполнении ими функций воспитателей собственных  детей называют «воспитанием родителей». В то же время все чаще начинает употребляться и другой термин «образование родителей»

  В Финляндии «открытый» детский сад – одна из официальных форм помощи родителям дошкольников, который является местом контактов и встреч семей с детьми, информирует об услугах в педагогической области, объединяет все формы передачи знаний родителям

  В США, Франции, Японии развиваются идеи ускоренного развития и обучения детей, в раннем возрасте, взаимосвязи  физического и интеллектуального  развития ребенка в семье при  активной поддержке родителей, готовых  к решению этих непростых задач (Г.Доман, 1995;М. И6ука,1992; с.Лупан, 1993). Например, в НИИ реализации человеческих возможностей (Филадельфия) разработаны и успешно апробированы образовательные программы для настоящих и будущих родителей. В основе программ  - вера в безграничные возможности детей. Семинары для родителей призваны изменить отношение к своей роли в жизни ребенка, научиться возвышающему диалогу с сыном (дочерью), который очень рано открывает ему дорогу в культуру человечества.

  Утрата  традиционных позиций в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в 90-е годы XX века, нарушение тесных отношений с семьями дошкольников, привела к необходимости определения возможных в новых, социально-экономических условиях региона форм взаимодействия с семьей.

  Появилась необходимость создания вариативного образования для родителей, выбор которого определяется осознанной потребностью взрослых в профессиональной помощи и  поддержке. Вариативное образование родителей характеризуется различиями в культуре современной семьи, уровнем педагогической подготовленности, социально-экономическим статусом. Образование родителей должно отвечать требованиям доступности и непрерывности, которые определяют его качество. Семья живет в быстро меняющемся мире, в силу чего и дети, и родители должны жить, непрерывно повышая свое образование, чтобы не потерять ориентиры  в современных условиях жизни, не разучиться слышать друг друга.

  Профессиональная  психолого-педагогическая поддержка  должна быть обеспечена семье на всех стадиях ее развития. 
 
 
 
 
 
 

  1.2 Понятие и сущность  психолого - педагогической культуры родителей

  В «Педагогическом энциклопедическом  словаре» культура определяется как  исторически определённый уровень  развития общества, творческих сил  и способностей человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, в  их взаимоотношениях, а также в  создаваемых ими материальных и духовных ценностях .

  Ядро  культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически  сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но, выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается  и воспроизводится каждым человеком  индивидуально, обусловливая его становление  как личности.

  Передача  культуры от поколения к поколению  включает освоение накопленного человечеством  опыта. Следует отметить, что культурная преемственность осуществляется не автоматически: необходима организация  системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.

  Преобразования, происходящие в системе образования, его демократизация, вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем  взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий  для повышения педагогической культуры родителей.

  В словаре «Семейное воспитание»  психолого-педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье

  Педагоги  Зверева О.Л. и Кротова Т.В. определяют психолого-педагогическую культуру родителей как сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам .

  Психолого - педагогическая культура родителей – один из существенных компонентов общественной культуры, а процесс  ее формирования, развития и совершенствования - это важнейшая задача, стоящая перед современным обществом.

  Выделяя культуру родителей как важный компонент  воспитательного потенциала семьи, большинство авторов обращается к понятию культуры родителей  как к «педагогической» (М. М. Богомолов, И. В. Гребенников, Е.Н. Наседкина представляют ее по-разному. Попытка дать определение педагогической культуре родителей сделана в кратком словаре "Семейное воспитание" (1990 г.), где трактует ее как "основу собственно педагогической деятельности отца и матери, которая помогает избежать ошибок в воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях". Помимо этого, в статье крайне неопределенно обозначаются четыре компонента педагогической культуры родителей. Если попытаться вычленить их, то можно выделить следующие компоненты:

    • гносеологический компонент родительской культуры, сообразно которому родители должны обладать знаниями по социологии,   физиологии,  психологии детей,  знаниями  о  целях,  средствах,  способах  и результатах педагогической деятельности;

    • операциональный компонент, соответственно которому родители должны обладать определенными умениями, позволяющими применять методы воспитания;

    • аксиологический компонент, показывающий любовь родителей к детям и значимость родительства для них;

    • креативный компонент педагогической культуры родителей,    проявляющийся в творческом использовании имеющихся у них знаний и умений в воспитательной деятельности.

  И.В. Гребенников представляет  психолого-педагогическую культуру родителей как их «педагогическую культурность, т.е. совокупность уровней педагогической подготовленности и развития определенных качеств отцов и матерей отражающих степень их зрелости как воспитателей и проявляющуюся в процессе деятельности по семейному и общественному воспитанию детей».

  Важной  составной частью педагогического  мастерства родителей  И.В.Гребенников считает педагогический такт, вдумчивое, внимательное отношение к детям, умение быть, чутким, справедливым, требовательным. Характеризуя педагогическую культуру родителей, автор упоминает и о таких качествах личности родителей, как общественная направленность, жизненный опыт, уровень образованности родителей, профессиональные, индивидуальные черты личности и т. д.

  И. В. Гребенников разделил педагогическую деятельность родителей на:

      • конструктивную;

      • организаторскую;

      • коммуникативную.

  Конструктивная заключается в определении цели воспитания, в выборе его форм и методов. В нее также входит составление плана собственной деятельности по воспитанию.

  Организаторская реализует конструктивную на практике. Она включает: организацию жизни и занятий детей (режим, труд, домашняя учебная работа, спорт, домашнее чтение организацию своей собственной деятельности и отдыха работа в домашнем хозяйстве, уход за детьми, чтение, отдых, общественная работа по воспитанию подрастающего поколения и т. п.).

  Коммуникативная деятельность включает в себя установление оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, самими детьми, членами семьи и окружающими людьми.

  Взаимодействие  всех этих видов педагогической деятельности в значительной степени обусловливает  педагогическое мастерство. Им может  и должен обладать каждый родитель.

  И.В.Гребенников утверждает, что высокий уровень педагогической культуры родителей немыслим без сочетания сознательной родительской любви к детям с высокой и разумной требовательностью к ним. Вот почему содержание подготовки родителей к воспитанию детей нельзя сводить только к системе знаний. Подготовка должна заключаться в повышении уровня их педагогической культуры. Повышение уровня педагогической культуры происходит в процессе воспитания детей.

  Формирование  психолого-педагогической культуры, по мнению И. В. Гребенникова, начинается с детства и продолжается в течение всей жизни. В играх, в процессе обучения подрастающий человек усваивает не только этические и эстетические нормы, но и педагогические истины.

  Работа  по повышению педагогической культуры родителей, по мнению И. В. Гребенникова, только тогда эффективна, когда учитываются  возрастные и индивидуальные особенности  детей, основные условия их семейной жизни и состояние воспитания в семье.

  Семья  – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребёнка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою функцию с другими институтами. Ведь здоровая семья тысячью невидимых нитей связана со множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, клубами, внешкольными учреждениями, различными обществами, с другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее её жизнь, тем крепче сама семья и прочнее её положение в общей системе общественных отношений. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.

  Положительно  влияя на весь строй семейной жизни, психолого-педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.3  Компоненты  психолого - педагогической культуры родителей

  Аксиологический компонент психолого-педагогической культуры родителей. Известно, что психолого-педагогическая культура родителей является важнейшей составляющей общей культуры человека, выражающейся в его системе ценностей, мотиваций и потребностей, в отношении ко всему окружающему: природе, себе, ребенку, а также в системе установок человека, сфере его сознания и деятельности!

  Одним из важнейших параметров психолого-педагогической культуры родителей выступает  тип  родительского отношения к ребенку. Он выражается, прежде всего, в эмоциональной чувствительности к своему ребенку, так называемой сензитивности. Сюда относится:

  - любовь и уважение к своему  ребенку, наличие эмоциональной  поддержки в семье; 

  - доверие к ребенку, готовность  принять его таким, какой он  есть,

  - вера в успех ребенка, заинтересованность  в его делах и планах, стремление  помочь в разрешении возникающих проблем;

  - позитивная оценка ребенка (принятие его адекватной "Я – концепции").

  Тип родительского отношения может  также выражаться в полном или  частичном отсутствии сензитивности  в отношении к ребенку и  проявляться:

  - в завышении требований, несоразмерных  способностям и возрастным особенностям  ребенка; 

  - раздражительности, досаде, злости, обиде, недоверии, неуважении  по отношению к ребенку, его  достижениям и успехам в эмоциональной  черствости;

  -в  стремлении приписать ребенку  личную и социальную несостоятельность.

  Прежде  всего, обратимся к проявлению материнской  и отцовской любви в отношении  к ребенку. Этой проблемой занимались многие исследователи, пытающиеся разобраться  в том, какова природа материнства, какую роль играет отец в воспитании ребенка. Гребенников И. В., Лесгафт  П. Ф., Махов М. Д., Шишова Т. Л. признавали, что важнейшей особенностью семейного  воспитания является его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных  чувствах и выражающийся в глубокой кровной любви родителей к  детям и детей к родителям. Конечно, ребенок не выбирает себе родителей. С появлением на свет он получает то, что, дают ему вместе с любовью родители или нет... В этом страшном "нет" помещаются все факты неблагополучных обстоятельств воспитания: брошенные дети, дети "группы риска", дети из неблагополучных семей, где родители алкоголики или наркоманы и даже дети из мнимых "благополучных семей" с равнодушно обязательным, формальным отношениям к ребенку, эмоциональным отвержением или гипероопекой.

Информация о работе Педагогическая культура родителей