Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:22, дипломная работа
Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнерский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.
В развитии идеи взаимодействия с родителями в России может помочь и опыт зарубежных коллег из США, Великобритании, Франции, Финляндии и других стран.
За рубежом помощь родителей в исполнении ими функций воспитателей собственных детей называют «воспитанием родителей». В то же время все чаще начинает употребляться и другой термин «образование родителей»
В Финляндии «открытый» детский сад – одна из официальных форм помощи родителям дошкольников, который является местом контактов и встреч семей с детьми, информирует об услугах в педагогической области, объединяет все формы передачи знаний родителям
В
США, Франции, Японии развиваются идеи
ускоренного развития и обучения
детей, в раннем возрасте, взаимосвязи
физического и
Утрата традиционных позиций в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в 90-е годы XX века, нарушение тесных отношений с семьями дошкольников, привела к необходимости определения возможных в новых, социально-экономических условиях региона форм взаимодействия с семьей.
Появилась необходимость создания вариативного образования для родителей, выбор которого определяется осознанной потребностью взрослых в профессиональной помощи и поддержке. Вариативное образование родителей характеризуется различиями в культуре современной семьи, уровнем педагогической подготовленности, социально-экономическим статусом. Образование родителей должно отвечать требованиям доступности и непрерывности, которые определяют его качество. Семья живет в быстро меняющемся мире, в силу чего и дети, и родители должны жить, непрерывно повышая свое образование, чтобы не потерять ориентиры в современных условиях жизни, не разучиться слышать друг друга.
Профессиональная
психолого-педагогическая поддержка
должна быть обеспечена семье на всех
стадиях ее развития.
1.2 Понятие и сущность психолого - педагогической культуры родителей
В
«Педагогическом
Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но, выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности.
Передача культуры от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта. Следует отметить, что культурная преемственность осуществляется не автоматически: необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.
Преобразования,
происходящие в системе образования,
его демократизация, вариативность,
инновационные программы
В словаре «Семейное воспитание» психолого-педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье
Педагоги Зверева О.Л. и Кротова Т.В. определяют психолого-педагогическую культуру родителей как сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам .
Психолого - педагогическая культура родителей – один из существенных компонентов общественной культуры, а процесс ее формирования, развития и совершенствования - это важнейшая задача, стоящая перед современным обществом.
Выделяя культуру родителей как важный компонент воспитательного потенциала семьи, большинство авторов обращается к понятию культуры родителей как к «педагогической» (М. М. Богомолов, И. В. Гребенников, Е.Н. Наседкина представляют ее по-разному. Попытка дать определение педагогической культуре родителей сделана в кратком словаре "Семейное воспитание" (1990 г.), где трактует ее как "основу собственно педагогической деятельности отца и матери, которая помогает избежать ошибок в воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях". Помимо этого, в статье крайне неопределенно обозначаются четыре компонента педагогической культуры родителей. Если попытаться вычленить их, то можно выделить следующие компоненты:
• гносеологический компонент родительской культуры, сообразно которому родители должны обладать знаниями по социологии, физиологии, психологии детей, знаниями о целях, средствах, способах и результатах педагогической деятельности;
• операциональный компонент, соответственно которому родители должны обладать определенными умениями, позволяющими применять методы воспитания;
• аксиологический компонент, показывающий любовь родителей к детям и значимость родительства для них;
• креативный компонент педагогической культуры родителей, проявляющийся в творческом использовании имеющихся у них знаний и умений в воспитательной деятельности.
И.В. Гребенников представляет психолого-педагогическую культуру родителей как их «педагогическую культурность, т.е. совокупность уровней педагогической подготовленности и развития определенных качеств отцов и матерей отражающих степень их зрелости как воспитателей и проявляющуюся в процессе деятельности по семейному и общественному воспитанию детей».
Важной составной частью педагогического мастерства родителей И.В.Гребенников считает педагогический такт, вдумчивое, внимательное отношение к детям, умение быть, чутким, справедливым, требовательным. Характеризуя педагогическую культуру родителей, автор упоминает и о таких качествах личности родителей, как общественная направленность, жизненный опыт, уровень образованности родителей, профессиональные, индивидуальные черты личности и т. д.
И. В. Гребенников разделил педагогическую деятельность родителей на:
• конструктивную;
• организаторскую;
• коммуникативную.
Конструктивная заключается в определении цели воспитания, в выборе его форм и методов. В нее также входит составление плана собственной деятельности по воспитанию.
Организаторская реализует конструктивную на практике. Она включает: организацию жизни и занятий детей (режим, труд, домашняя учебная работа, спорт, домашнее чтение организацию своей собственной деятельности и отдыха работа в домашнем хозяйстве, уход за детьми, чтение, отдых, общественная работа по воспитанию подрастающего поколения и т. п.).
Коммуникативная деятельность включает в себя установление оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, самими детьми, членами семьи и окружающими людьми.
Взаимодействие всех этих видов педагогической деятельности в значительной степени обусловливает педагогическое мастерство. Им может и должен обладать каждый родитель.
И.В.Гребенников утверждает, что высокий уровень педагогической культуры родителей немыслим без сочетания сознательной родительской любви к детям с высокой и разумной требовательностью к ним. Вот почему содержание подготовки родителей к воспитанию детей нельзя сводить только к системе знаний. Подготовка должна заключаться в повышении уровня их педагогической культуры. Повышение уровня педагогической культуры происходит в процессе воспитания детей.
Формирование психолого-педагогической культуры, по мнению И. В. Гребенникова, начинается с детства и продолжается в течение всей жизни. В играх, в процессе обучения подрастающий человек усваивает не только этические и эстетические нормы, но и педагогические истины.
Работа по повышению педагогической культуры родителей, по мнению И. В. Гребенникова, только тогда эффективна, когда учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, основные условия их семейной жизни и состояние воспитания в семье.
Семья – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребёнка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою функцию с другими институтами. Ведь здоровая семья тысячью невидимых нитей связана со множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, клубами, внешкольными учреждениями, различными обществами, с другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее её жизнь, тем крепче сама семья и прочнее её положение в общей системе общественных отношений. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.
Положительно
влияя на весь строй семейной жизни,
психолого-педагогическая культура родителей
служит основой собственно педагогической
деятельности отца и матери, помогает
им избегать традиционных ошибок в семейном
воспитании и находить верные решения
в нестандартных ситуациях.
1.3 Компоненты психолого - педагогической культуры родителей
Аксиологический
компонент психолого-
Одним
из важнейших параметров психолого-педагогической
культуры родителей выступает тип
родительского отношения к
-
любовь и уважение к своему
ребенку, наличие
- доверие к ребенку, готовность принять его таким, какой он есть,
-
вера в успех ребенка,
- позитивная оценка ребенка (принятие его адекватной "Я – концепции").
Тип родительского отношения может также выражаться в полном или частичном отсутствии сензитивности в отношении к ребенку и проявляться:
-
в завышении требований, несоразмерных
способностям и возрастным
-
раздражительности, досаде, злости,
обиде, недоверии, неуважении
по отношению к ребенку, его
достижениям и успехам в
-в
стремлении приписать ребенку
личную и социальную
Прежде всего, обратимся к проявлению материнской и отцовской любви в отношении к ребенку. Этой проблемой занимались многие исследователи, пытающиеся разобраться в том, какова природа материнства, какую роль играет отец в воспитании ребенка. Гребенников И. В., Лесгафт П. Ф., Махов М. Д., Шишова Т. Л. признавали, что важнейшей особенностью семейного воспитания является его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Конечно, ребенок не выбирает себе родителей. С появлением на свет он получает то, что, дают ему вместе с любовью родители или нет... В этом страшном "нет" помещаются все факты неблагополучных обстоятельств воспитания: брошенные дети, дети "группы риска", дети из неблагополучных семей, где родители алкоголики или наркоманы и даже дети из мнимых "благополучных семей" с равнодушно обязательным, формальным отношениям к ребенку, эмоциональным отвержением или гипероопекой.