Педагогическая культура родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнерский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.

Файлы: 1 файл

дипломн.docx

— 117.92 Кб (Скачать)

     Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам  не по душе.

     6. Как вы отреагируете, если узнаете,  что ребенок вам солгал?

     А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

     Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

     В. Расстроюсь

     Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

     7. Считаете ли вы, что подаете  ребенку достойный пример?

     А. Безусловно.

     Б. Стараюсь.

     В. Надеюсь.

     Г. Не знаю.  
 
 
 
 
 
 
 

     Авторитетный  стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

     Авторитарный  стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

     Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

     Индифферентный  стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны! 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица - Обработка и интерпретация результатов 
 

Стиль поведения Номера вопросов
  1 2 3 4 5 6 7
авторитетный Б В В Г А Г Б
авторитарный А А Г В Б А А
либеральный В Б Б Б Г В В
индифферентный Г Г А А В Б Г
 
 
 
 

     Авторитетный  стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

     Авторитарный  стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

     Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

     Индифферентный  стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Литература

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993.
  2. Андреев В. И. Педагогическая этика. - Казань, 2002.-56 с.
  3. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988.-253 с.
  4. Богомолов М. М. повышение педагогической культуры родителей. - М., 1982.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1971.
  6. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие./Сост. Е. В. Бондаревская, Т. Ф. Белоусова и др. - Ростов-на Дону: РГПУ, 1995.-170 с.
  7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., «ЧеРО», 2000, 240с.
  8. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. - М., 1991.
  9. Добрович А. Б. Кто в семье психотерапевт. - М., Знание, №10 1985, 80с.
  10. Заслуженюк В. С., Семиченко В. А. Родители и дети. Взаимоотношение или отчуждение. - М., 1996.
  11. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., Академия 1999, 160с.
  12. Каптерев П. Ф. Основные начала семейного обучения: дидактика семьи. -СПб, 1898.-40 с.
  13. Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. - Минск: Народная света, 1980.-256 с.
  14. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М., 1982.- с. 203.
  15. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. - М., 1990, 482с.
  16. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., Академия 2000, 231с.
  17. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любить. - М., Знание, 1990, №4 192с.
  18. Кэмпбелл Р. Как понять своего ребенка. 2 изд. - СПб.: Мирт, 2002, 157с.
  19. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика, 1991.- 174 с.
  20. Макаренко А. С. Книга для родителей. М.: Педагогика.-1988.-300 с.
  21. Методика воспитательной работы/Под ред. В. А. Сластенина. - М., 2002.
  22. Наседкина Е. И. Дифференцированный подход в работе по повышению педагогической культуры родителей. - М., 1979.
  23. Островская Л. Ф. Педагогические знания – родителям: материалы семинаров для родителей. - М., 1983.
  24. Семейное воспитание./Краткий словарь. Под ред. И. В. Гребенникова, Л. В. Ковинько.-М. Политиздат, 1990.- 319 с.
  25. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования./Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: Педагогика, 1989.-206 с.
  26. Спиваковская А. С. Популярная психология для родителей. - СПб, 1997.
  27. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. Избр. пед. сочинения. - М., 1981, т. 3.
  28. Тесты для всех. - Киев, 1993.
  29. Фром А. Азбука для родителей. - Л.: Лениздат, 1991.-319 с.
  30. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 4-х томах. - М., 1962.- т. 4.- с. 180.
  31. Коджаспирова. Педагогика: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 744с.

   Консультация для родителей: « Влияние родительских установок на развитие детей»

   Душевная  жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое  – сознание и подсознание.

   В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет  фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая  защита. Родителям особенно важно  понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

   В отличие  от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными  мотивами и желаниями. Родителям  стоит осторожно и внимательно  относиться к своим словесным  обращениям к ребёнку, оценкам поступков  ребёнка, избегать установок, которые  впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его  жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

   Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны  и сильны, формируются с раннего  детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

   Несомненно, большая часть родительских установок  положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А  раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической  защиты, помогающие ребёнку сохранить  себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся  и передаваемых из поколения в  поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы  и поговорки, сказки и басни с  мудрым адаптационным смыслом, где  добро побеждает зло, где важны  стойкость, вера в себя и свои силы.

   Ниже  приведена таблица наиболее часто  встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для  личности ребенка, и научитесь выдвигать  контрустановки. Вспомните, не слышали  ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки  вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в  позитивные, развивающие в ребёнке  веру в себя, богатство и яркость  эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ  УСТАНОВКИ ПОЗИТИВНЫЕ  УСТАНОВКИ
"Не  будешь слушаться, с тобой никто  дружить не будет…". Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. "Будь собой,  у каждого  в жизни будут друзья!".
"Горе  ты моё!" Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к  окружающим, отчуждение, конфликты  с родителями. "Счастье  ты моё, радость моя!"
"Плакса-Вакса,  нытик, пискля!" Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное  напряжение. "Поплачь,  будет легче…".
"Вот  дурашка, всё готов раздать…". Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности  в общении со сверстниками, эгоизм. "Молодец,  что делишься с другими!".
"Не  твоего ума дело!". Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. "А ты как  думаешь?".
"Ты  совсем, как твой папа (мама)…". Трудности в  общении с родителями, идентификация  с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения  родителя "Папа у  нас замечательный человек!" "Мама  у нас умница!".
"Ничего  не умеешь делать, неумейка!". Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. "Попробуй  ещё, у тебя обязательно получится!".
"Не  кричи так, оглохнешь!" Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. "Скажи мне  на ушко, давай пошепчемся…!".
"Неряха, грязнуля!". Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и  своей внешности, неразборчивость  в выборе друзей. "Как приятно  на тебя смотреть, когда ты  чист и аккуратен!"
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). Нарушения в  психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности  в выборе друга противоположного пола. "Все люди  равны, но в то же время  ни один не похож на другого".
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение  сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей. "Я никогда  тебя не оставлю, ты самый  любимый!".
"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!" Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм. "Жизнь интересна  и прекрасна! Всё будет хорошо!".
"Уйди  с глаз моих, встань в угол!" Нарушения взаимоотношений  с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. "Иди ко  мне, давай во всём разберёмся  вместе!"
"Не  ешь много сладкого, а то зубки  будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!". Проблемы с  излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. "Давай немного  оставим папе (маме) ит.д."
"Все  вокруг обманщики, надейся только  на себя!" Трудности в  общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги. "На свете  много добрых людей, готовых  тебе помочь…".
"Ах  ты, гадкий утёнок! И в кого  ты такой некрасивый!". Недовольство  своей внешностью, застенчивость, нарушения  в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах  и возможностях. "Как ты  мне нравишься!".
"Нельзя  ничего самому делать, спрашивай  разрешения у старших!". Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. "Смелее, ты  всё можешь сам!".
"Всегда  ты не вовремя подожди…". Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение. "Давай, я  тебе помогу!"
"Никого  не бойся, никому не уступай,  всем давай сдачу!". Отсутствие  самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности  в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. "Держи себя  в руках, уважай людей!".

 Естественно, список установок может быть значительно  больше. Составьте свой собственный  и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

 Как часто вы говорите детям:

  • Я сейчас занят(а)…
  • Посмотри, что ты натворил!!!
  • Как всегда неправильно!
  • Когда же ты научишься!
  • Сколько раз тебе можно повторять!
  • Ты сведёшь меня с ума!
  • Что бы ты без меня делал!
  • Вечно ты во всё лезешь!
  • Уйди от меня!
  • Встань в угол!

 Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании  ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок  отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

 А эти слова ласкают  душу ребёнка:

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами…!
  • Я помогу тебе…
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
  • Расскажи мне, что с тобой…

 Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут  ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна  оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок  – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей  зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать  и догадываться! 
 

     Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего  упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также  образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы – малая  часть культуры.

Информация о работе Педагогическая культура родителей