Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 23:14, доклад
В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны — от умственно отсталых детей.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны — от умственно отсталых детей.
Развитие психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно сложный, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов. Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева и др. ). В. И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. В. Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т. П. Артемьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени). В исследованиях многих ученых (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, С. Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР.
Так, С. Г. Шевченко, изучая особенности
речевого развития детей с ЗПР, отмечает,
что дефекты речи у таких детей отчетливо
проявляются на фоне недостаточной сформированности
познавательной деятельности []. В гораздо
меньшей степени изучались личностные
особенности детей с ЗПР. В работах Л. В.
Кузнецовой, Н. Л. Белопольской раскрываются
особенности мотивационно-волевой сферы.
Н. Л. Белопольская отмечает специфику
возрастных и индивидуально-личностных
особенностей детей [].
Л.В. Кузнецова отмечает характерные для
этих детей слабость волевых процессов,
эмоциональную неустойчивость, импульсивность
либо вялость и апатичность [].
Для игровой деятельности многих
детей с ЗПР характерно неумение (без помощи
взрослого) развернуть совместную игру
в соответствии с замыслом. У. В. Ульяненковой
выделены уровни сформированности общей
способности к учению, которые соотносятся
ею с уровнем интеллектуального развития
ребенка[]. Данные этих исследований интересны
тем, что позволяют увидеть индивидуальные
различия внутри групп детей с ЗПР, которые
касаются особенностей их эмоционально-волевой
сферы.
М.С. Певзнер указывает, что у детей с ЗПР
отмечается проявление синдромов гиперактивности,
импульсивности, а также повышение уровня
тревоги и агрессии [].
Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. По мнению Г.В. Грибанова Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении []. В качестве других возможных причин ЗПР детей может выступать педагогическая запущенность. Категория педагогически запущенных детей также неоднородна. Запущенность может быть обусловлена разными конкретными причинами и может иметь различные формы. В психологической и педагогической литературе термин «педагогическая запущенность» чаще всего используется в более узком значении, рассматривается лишь как одна из причин школьной неуспеваемости [].
Важной задачей в разработке проблемы ЗПР является познание ее причинно-следственных связей. Понятия «фактор» и «причина» неоднозначны. Никакой изолированный фактор сам по себе не может быть причиной. Любое изменение состояния, как отмечает Г. Е. Сухарева, определяется «внутренними моментами» — отношением организма (индивидуума) к патогенному фактору []. Не всякое отрицательное переживание следует квалифицировать как фактор, формирующий ЗПР, так как степень значимости фактора зависит от внутрипсихических особенностей личности ребенка и его семьи.
После анализа множественности подходов в изучении причин ЗПР становится очевидной сложность механизма ее формирования. Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, её значения в общей системе психического развития.
Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:
Во-первых, это причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;
Во-вторых - общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;
В третьих, отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;
И, наконец, социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.
Из приведенной классификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженный социально-психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловлена действием, как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия.
Взаимозависимость социальной и биологической причин ЗПР рассматривается в качестве базисной основы изучения. Системный подход способствует преодолению все еще существующей в той или иной мере разобщенности в медицинских и психологических исследованиях, вычленяющих какой-либо один из множества аспектов проблемы.
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР