Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:26, дипломная работа
Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.
Введение………………………...………………...………………………...…...3
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8
1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8
1.2. Психологические особенности старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41
2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41
2.2. Реализация коррекционной программы по профилактике детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48
Заключение…………………………………………………………………….90
Литература………...………………………………………...…………………9
Было доказано, что агрессивные фантазии редко смягчают агрессивность человека, а иногда даже усиливают ее. Агрессивные фантазии не уменьшают агрессивную мотивацию. Она лишь становится более рациональной, аргументированной и способной к порождению более организованных и разрушительных агрессивных действий. Отсроченное удовлетворение агрессивных мотивов может породить хладнокровного садиста.
Фантазии ребенка дошкольного
возраста структурируются вокруг двух
сфер: игры как инструментально-
Фантазии в дошкольном возрасте принимают форму фантастических игр. Пережитые в реальности какие-либо травмирующие переживания переносятся не только на игру, но и на фантазию, которая также помогает снять возникшее напряжение [13].
Насилие. Формы проявления насилия и агрессии в детских иные, нежели в школе. В каждой стадии своего развития агрессивные импульсы детей выражаются по-разному. В отличие от школы проводниками насилия в детском саду являются отдельные дети (один или два ребенка). Агрессивное поведение имеет индивидуального носителя. Насилие проявляется в отдельных инцидентах и акциях.
Характерной особенностью специфики проявления насилия в детских садах является непосредственность. Насилие не знает предварительной стадии, обдумывания, предвкушения, времени, требуемого для накопления напряжения, которое ищет выхода и находит разрядку. Одно состояние в мгновение ока меняется на противоположное, мирное сопение разряжается вспышкой ярости. Полутонов нет [35].
Многие из питомцев детских садов не осознают до конца свои действия. Отсутствует понимание последствий своих действий и чувство вины.
Нередко агрессивное поведение детей расходится с их словами. На словах они все против насилия, что не мешает им применять насилие против своих сверстников [51].
Преступность и жестокость зачастую оказывается почти прямым следствием того, что взрослый неадекватно понимает причины детской агрессии, не умеет найти подход к «трудному» ребенку или бессилен оказать ему помощь.
Понятно, что если поведение ребенка оценено как жестокое, а значит, противоречащее социальным нормам, сложившиеся педагогические каноны однозначно рекомендуют взрослому применить наказание, «чтоб впредь неповадно было». Возникает порочный круг, в котором агрессия ребенка порождает агрессию взрослого, а агрессия взрослого стимулирует агрессию ребенка (обиду, ощущения несправедливости, изолированности, желание отомстить и т.д.).
При оценке агрессивного поступка важно учитывать, что агрессия у детей имеет динамику, и обострение агрессивного поведения отмечается именно в периоды кризиса личностного развития, в периоды наибольшей эмоциональной нестабильности. В это время ребенок максимально чувствителен к внешним воздействиям, а, следовательно, и агрессия наказывающего взрослого с легкостью фиксируется в сознании ребенка как допустимая форма социального поведения.
К.М. Гуревич приводит данные о том, что агрессивность, согласно проведенным исследованиям, входит в список личностных черт, отличающих людей креативных от некреативных. Более того, в теории и практике психокоррекционной работы утвердился такой способ, как обучение ребенка активному наступательному поведению (правда, в символических видах деятельности, например в игре). Таким образом, несмотря на то, что наличие агрессии в поведении ребенка всегда создает большие трудности во взаимодействии с ним, нельзя оценивать агрессивные тенденции как исключительно отрицательные [38].
Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные коррелирующие меры. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие
Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, монографий, посвященных
этой проблеме, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.
Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу [76].
Многие психологи справедливо отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания. Вместе с тем в большинстве исследований выявляется и описывается лишь уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы.
Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения на телеэкране, или со стороны сверстников, уровень фрустрации, роль половых различий, негативные факторы окружающей среды [78] и прочие.
Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивные дети. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складывается определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. По-видимому, дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по поведению, но и по своим психологическим характеристикам.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушение в отношениях со сверстниками. Однако остается неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей, поскольку в каждом исследовании изучалась какая-либо одна характеристика [80].
Причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводится к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. На становление оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада.
Исследования показали, что родители резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает зло, а агрессия – агрессию.
Если же родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией [95].
Ребенок, который убеждается в том, что его не любят, и что еще хуже, его ненавидят, решает, что хуже уже быть не может, и поэтому становится способным на все.
Следующий фактор, способствующий проявлению агрессии – половые различия. Половые различия в агрессии обычно невелики, но с перевесом в пользу мужчин. Однако, как подчеркивает Рохнер, эти незначительные различия в силу их определенной устойчивости дают на выходе вполне достоверный межкультурный стандарт большей агрессивности у сильного пола, чем у женщин.
Ученый отметил рост в процентах – отчетов об отсутствии половых различий во враждебности у детей. Так, 23 % мальчиков и девочек отличались примерно одинаковым уровнем агрессии, у 6 % девочек он был выше.
При изучении такого сложного феномена поведения, как агрессия, особенно в экспериментальных условиях, ни в коей мере не следует абстрактно подходить к личности наблюдаемого. Исследователи не могут и не должны учитывать пол у субъектов агрессии, и тех индивидов, на которых она направлена. Для правильного обобщения результатов тех или иных наблюдений необходимо учитывать ориентации субъекта, то есть мужчина это или женщина, его сексуально0ролеове отношение, генетическую предрасположенность, что очень часто является важным опосредующим фактором в выражении агрессии [75].
Живя в век высоких технологий, в мире, где уже давно не существует цензуры, мы каждодневно сталкиваемся с жестокостью и насилием, кровавыми разборками и терроризмом. Всю эту ужасную правду жизни вещают средства массовой информации: радио, телевидение, печатные издания, видеопрограммы.
Модели агрессивного поведения на телеэкране не ускользают от внимания детей. Сцены насилия в фильмах и возникающие на этой почве агрессивные фантазии представляют для ребенка и общества реальную опасность, заключающуюся не столько в возможности их оперативной реализации, сколько в постепенном формировании у ребенка установки на их рациональное использование в качестве универсального инструмента для разрешения собственных проблем и спонтанно возникающих желаний [23].
Можно сделать вывод: если снизить или сократить (если это возможно) количество факторов, влияющих на проявление агрессивного поведения, то вполне возможно, сократиться число агрессивных детей, число проявлений жестоких и насильственных выпадов в сторону общества в целом.
В предисловии к книге К. Бютнера «Жить агрессивными детьми» А.Г. Асмолов пишет: «Вряд ли сегодня кого-либо удивишь сухими статистическими сводками, свидетельствующими о росте преступности среди детей и подростков. Мы настолько привыкли к все нарастающей волне детской преступности, что не заметили, как оказались во власти абсурдной логики общественного воспитания трудных детей, логики, которая основывается на формуле: ответим на рост правонарушений несовершеннолетних ростом исправительных учреждений. Парадоксальность ситуации состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педологических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия». В случае, когда меры профилактики не приводят к положительным результатам, и агрессивные проявления имеют место, необходимо провести коррекцию этих проявлений [10].
Задача психолога и педагога – расширить поведенческий репертуар ребенка, научить его управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время своевременно отреагировать негативные эмоции, видеть и понимать чувства других [37].
Коррекционная работа требует деятельности педагога и психолога не только с самим ребенком, но и изучения и иногда работы с его социальным окружением. Необходимо учитывать стиль взаимоотношений ребенка с родителями, семейную ситуацию (кто живет вместе, материальное состояние семьи, социальный статус и т.д.), сверстников ребенка, их взаимоотношения с ним и т.д. [95].
Какие же формы и средства коррекционной работы есть у психолога?
Наиболее распространенным является психоаналитический взгляд на агрессию и агрессивное поведение как выражение внутреннего ситуативного дискомфорта или наличия глубинных личностных проблем. Соответственно, коррекция агрессивного поведения строится как индивидуальная терапия. Основными компонентами такой терапии становится осознание и отреагирование агрессии в воображаемом плане, игровой ситуации или на неживых объектах.
В 5-7 летнем возрасте для ребенка главным видом деятельности остается сюжетно-ролевая игра. Игра представляет собой естественный вид творчества детей, действие, в котором моделируется окружающая действительность. Любая игра подразумевает свои правила. Игра может стать эффективным средством профилактики детской агрессии.
В отличие от игр на сказочные и условные темы, в играх на реальные темы необходимо объяснить всем остальным, как нужно себя вести в той или иной роли, то есть требуется достаточно хорошее понимание желательности или нежелательности того или иного типа поведения, поскольку оно может быть в игре самым различным.
Продолжительность цикла игровой работы с группой составляет около полугода при двухразовых, наиболее оптимальных занятиях в неделю. За это время можно достичь и развитие группы как коллектива, преодолев вначале страх, неуверенность, застенчивость и скованность в общении у одних и расторможено-агрессивные или конфликтные формы поведения у других детей.
Выводы по первой главе
1. Анализ зарубежных
и отечественных исследований
позволил выявить основные
- как
социально-психологического
- как специфического поведения,
имеющего широкий диапазон
- как особого личностного
свойства, наделенного содержательными
и функциональными