Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:26, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.

Оглавление

Введение………………………...………………...………………………...…...3
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8
1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8
1.2. Психологические особенности старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41
2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41
2.2. Реализация коррекционной программы по профилактике детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48
Заключение…………………………………………………………………….90
Литература………...………………………………………...…………………9

Файлы: 1 файл

1.doc

— 596.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования                                                                                                             Факультет психолого-педагогический                                                                                  (заочное отделение)                                                                                                              Кафедра общей педагогики, дошкольного и начального образования

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ   РАБОТА 

 

Тема: «Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста»

 

Студентки 3 курса группы ФЗО 309 Д

 

Научный руководитель: к.пед.н., доцент кафедры общей педагогики, дошкольного и начального образования                 

 

Рецензент: к.пед.н., доцент кафедры общей педагогики, дошкольного и начального образования                                       

 

Работа допущена к защите                  Дата защиты  «___ » ________ 2013г.

 «___» ______________ 20__г.                          

Зав.кафедрой ____________               Оценка «____________________»

Ставрополь, 2013

 

Содержание

Введение………………………...………………...………………………...…...3

Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности  в научной литературе…..………………………………..…8

1.1. Агрессия как предмет  научного исследования……………….…....8

1.2. Психологические особенности  старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29

Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41

2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41

2.2. Реализация коррекционной  программы по профилактике детской  агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48

Заключение…………………………………………………………………….90

Литература………...………………………………………...…………………92

Приложения……………………………………………………...…………….96

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу выявления причин проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

Особенно важным  изучение  агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Дошкольный возраст является как раз тем периодом детства, когда ребенок впервые начинает осознавать себя, с одной стороны, как неповторимую индивидуальность, а с другой – как часть социума. Как личность ребенок формируется через свои отношения с другими людьми – сверстниками, взрослыми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений.

В психолого-педагогической литературе отмечается, что основными новообразованиями дошкольного возраста является самосознание (осознание себя), появление самооценки.  Именно на этой почве у ребенка к концу дошкольного детства возникает произвольность поведения, обеспечивающая не только его готовность к школьному обучению, но и базовую возможность адекватного взаимодействия со своим социальным окружением (Абрамова Г.С., Бодалев А.А., Выготский Л.С., Кравцова Е.Е.).

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу [76].

 В мировой психологии  зарубежные исследования по проблеме  агрессии представлены более  широко, чем отечественные. К тому же, они имеют более давние традиции, которые начали интенсивно складываться уже в первые десятилетия XX века в работах А. Адлера, З. Фрейда, А. Фрейд, К. Юнга, М. Кляйн, С. Шпильрейн и др.

Отечественные исследования агрессии с позиции деятельностного подхода  разворачивались по следующим направлениям:

- выявление взаимосвязи  агрессивности и противоправного поведения (О.Ю. Михайлова, Д.В. Ольшанский, Ф.С. Сауфанов, С.Л. Соловьёва);

- поиск методов и средств  социальной профилактики агрессивности (Г.А. Аванесов, Ю.Е. Иванова, Н.А. Ратинова, Е.В. Харитонова);

- определение закономерностей  формирования агрессивности и  соответствующего поведения на  различных этапах онтогенетического  развития (С.Б. Дохолян, Н.А. Дубинко, Ю.В. Егошкин, Ю.Б. Можгинский, Л.М. Чепелева) и т. д. 

 Однако, несмотря на  значительное количество исследований,  монографий, посвященных этой проблеме, ключевые вопросы, связанные с  природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.

Между тем выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение психологических  условий  и механизмов его  протекания необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для коррекции. Это и является целью исследования.

Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.

Гипотеза исследования:  психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, посвященной проблеме агрессии, межличностных отношений и социального развития личности в дошкольном возрасте.
  2. Выявить причины проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Подобрать методы и методики выявления агрессивности для детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать коррекционную программу по снижению агрессивности детей старшего дошкольного возраста с применением психолого-педагогического консультирования родителей.

Исследование проходило в несколько этапов.

На первом этапе, организационно-поисковом, была изучена научная литература, включающая теоретический анализ философской, социально-психологической, педагогической литературы, определены цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза и выбрана экспериментальная база.

На втором этапе, опытно-экспериментальном, была проведена работа по разработке и апробации программы коррекции детской агрессивности с активным использованием психолого-педагогического консультирования родителей (опекунов и лиц, проживающих с дошкольником),

На третьем этапе, заключительном, проанализированы результаты исследования, представлен их количественный и качественный анализ, сделаны выводы и заключение.

Методы исследования:

- метод анализа теоретической  литературы;

- метод наблюдения;

- метод беседы;

- педагогический эксперимент;

- метод анкетирования;

- проективная методика: «Несуществующее животное

Перечисленные выше методы применялись на всех этапах исследования для выявления тех детей, чье поведение рассматривалось как агрессивное, а также для уточнения форм агрессии, характерных для них.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.С. Выготского, а также современных исследователей Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, А.З. Шапиро, Е.О. Смирновой, Н.Ю. Синягиной, Е.И. Захаровой, Э. Арутюнянц, И.М. Марковской, Н.А. Рождественской, исследующих личность ребенка дошкольного возраста и влияние характера взаимодействия в семье на психическое развития дошкольника.                                                                                                           Использовался опыт зарубежных авторов Р.У. Ричардсон, Т.А. Думитрашку, П.К. Керш, В.Сатир, К. Флек-Хобсон, П.Скин, К.Бейкер, Л. Берг-Кросс, Б.Е. Робинсон, занимающихся проблемой семьи и её влиянием на формирование личности ребёнка.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыта сущность понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» и его структура, определены пути решения проблем, связанных с коррекцией агрессивных проявлений в поведении детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по профилактике и коррекции детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей может использоваться в образовательной практике дошкольных учреждений.

Достоверность научного исследования подтверждалась подбором методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, количественным и качественным анализам результатов исследования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ д/с №10 с. Апанасенковского Апанасенковского района Ставропольского края. Количество участников эксперимента - 14 человек в  возрасте 5-7 лет.

Объем и структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, приложения. Текст дипломной работы состоит из 70 страниц печатного текста. Список литературы включает в себя 96 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе

1.1. Агрессия как предмет научного исследования

Изучение психологических особенностей агрессии дошкольников требует анализа представлений о природе агрессии и ее детерминантах, сложившихся в русле биологических, психологических и  социологических концепций. Это, в свою очередь, диктует необходимость рассмотрения представлений о сущности агрессии, созданных в психологической теории и анализа современного состояния этого вопроса.

Достаточно широким является круг теорий и концепций, в которых рассматривается природа и проявления агрессивности. Человеческая агрессивность объективно относится к классу маргинальных явлений, которые могут быть изучены только при объединении усилий ряда научных дисциплин школ и подходов, как естественных, так и социальных.

На сегодняшний день среди ученых нет единого мнения по вопросу о том, что такое агрессия и как ее следует определять. Слово агрессия происходит от латинского «agressi», что означает «нападать».

Этимология слова происходит от имени эллинского божества Ареса – покровителя воинов и сражений, который наряду с разрушительными грозными силами имел и конструктивный аспект созидания.

В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина [11]. «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха и т.п.)» [54].

Феномен агрессивности изучался в русле многих теорий и подходов: психоаналитическом, гуманистическом, эволюционном, социобиологическом и т.д.

Одно из наиболее ранних определений агрессивности  было дано еще Аристотелем. Он понимал агрессию как враждебное поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред [8].

До начала XIX века в Европе агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей, угрозу, захват.

В мировой психологии зарубежные исследования по проблеме агрессии представлены более широко, чем отечественные. К тому же, они имеют более давние традиции, которые начали интенсивно складываться уже в первые десятилетия XX века в работах А. Адлера, З. Фрейда, А. Фрейд, К. Юнга,            М. Кляйн, С. Шпильрейн и др.

Информация о работе Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста