Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:26, дипломная работа
Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.
Введение………………………...………………...………………………...…...3
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8
1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8
1.2. Психологические особенности старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41
2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41
2.2. Реализация коррекционной программы по профилактике детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48
Заключение…………………………………………………………………….90
Литература………...………………………………………...…………………9
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
Тема: «Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста»
Рецензент: к.пед.н., доцент кафедры
общей педагогики, дошкольного и начального
образования
Работа допущена к защите Дата защиты «___ » ________ 2013г.
«___» ______________ 20__г.
Зав.кафедрой ____________ Оценка «____________________»
Ставрополь, 2013
Содержание
Введение………………………...………………...… Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8 1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8 1.2. Психологические особенности
старшего дошкольника…..…...… Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41 2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41 2.2. Реализация коррекционной
программы по профилактике Заключение…………………………………………………… Литература………...…………………………………… Приложения…………………………………………………… |
Введение
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу выявления причин проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Дошкольный возраст является как раз тем периодом детства, когда ребенок впервые начинает осознавать себя, с одной стороны, как неповторимую индивидуальность, а с другой – как часть социума. Как личность ребенок формируется через свои отношения с другими людьми – сверстниками, взрослыми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений.
В психолого-педагогической литературе отмечается, что основными новообразованиями дошкольного возраста является самосознание (осознание себя), появление самооценки. Именно на этой почве у ребенка к концу дошкольного детства возникает произвольность поведения, обеспечивающая не только его готовность к школьному обучению, но и базовую возможность адекватного взаимодействия со своим социальным окружением (Абрамова Г.С., Бодалев А.А., Выготский Л.С., Кравцова Е.Е.).
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу [76].
В мировой психологии
зарубежные исследования по
Отечественные исследования агрессии с позиции деятельностного подхода разворачивались по следующим направлениям:
- выявление взаимосвязи агрессивности и противоправного поведения (О.Ю. Михайлова, Д.В. Ольшанский, Ф.С. Сауфанов, С.Л. Соловьёва);
- поиск методов и средств
социальной профилактики
- определение закономерностей
формирования агрессивности и
соответствующего поведения на
различных этапах
Однако, несмотря на
значительное количество
Между тем выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение психологических условий и механизмов его протекания необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для коррекции. Это и является целью исследования.
Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.
Задачи исследования:
Исследование проходило в несколько этапов.
На первом этапе, организационно-поисковом, была изучена научная литература, включающая теоретический анализ философской, социально-психологической, педагогической литературы, определены цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза и выбрана экспериментальная база.
На втором этапе, опытно-экспериментальном, была проведена работа по разработке и апробации программы коррекции детской агрессивности с активным использованием психолого-педагогического консультирования родителей (опекунов и лиц, проживающих с дошкольником),
На третьем этапе, заключительном, проанализированы результаты исследования, представлен их количественный и качественный анализ, сделаны выводы и заключение.
Методы исследования:
- метод анализа теоретической литературы;
- метод наблюдения;
- метод беседы;
- педагогический эксперимент;
- метод анкетирования;
- проективная методика: «Несуществующее животное
Перечисленные выше методы применялись на всех этапах исследования для выявления тех детей, чье поведение рассматривалось как агрессивное, а также для уточнения форм агрессии, характерных для них.
Методологическую основу исследования составили
теоретические положения, выдвинутые
в работах российских учёных Л.И. Божович,
А.В. Запорожец, Л.С. Выготского, а также
современных исследователей Э.Г. Эйдемиллера,
В.В. Юстицкого, А.З. Шапиро, Е.О. Смирновой,
Н.Ю. Синягиной, Е.И. Захаровой, Э. Арутюнянц,
И.М. Марковской, Н.А. Рождественской, исследующих
личность ребенка дошкольного возраста
и влияние характера взаимодействия в
семье на психическое развития дошкольника.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыта сущность понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» и его структура, определены пути решения проблем, связанных с коррекцией агрессивных проявлений в поведении детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по профилактике и коррекции детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей может использоваться в образовательной практике дошкольных учреждений.
Достоверность научного исследования подтверждалась подбором методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, количественным и качественным анализам результатов исследования.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ д/с №10 с. Апанасенковского Апанасенковского района Ставропольского края. Количество участников эксперимента - 14 человек в возрасте 5-7 лет.
Объем и структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, приложения. Текст дипломной работы состоит из 70 страниц печатного текста. Список литературы включает в себя 96 источников.
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе
1.1. Агрессия как предмет научного исследования
Изучение психологических особенностей агрессии дошкольников требует анализа представлений о природе агрессии и ее детерминантах, сложившихся в русле биологических, психологических и социологических концепций. Это, в свою очередь, диктует необходимость рассмотрения представлений о сущности агрессии, созданных в психологической теории и анализа современного состояния этого вопроса.
Достаточно широким является круг теорий и концепций, в которых рассматривается природа и проявления агрессивности. Человеческая агрессивность объективно относится к классу маргинальных явлений, которые могут быть изучены только при объединении усилий ряда научных дисциплин школ и подходов, как естественных, так и социальных.
На сегодняшний день среди ученых нет единого мнения по вопросу о том, что такое агрессия и как ее следует определять. Слово агрессия происходит от латинского «agressi», что означает «нападать».
Этимология слова происходит от имени эллинского божества Ареса – покровителя воинов и сражений, который наряду с разрушительными грозными силами имел и конструктивный аспект созидания.
В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина [11]. «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха и т.п.)» [54].
Феномен агрессивности изучался в русле многих теорий и подходов: психоаналитическом, гуманистическом, эволюционном, социобиологическом и т.д.
Одно из наиболее ранних определений агрессивности было дано еще Аристотелем. Он понимал агрессию как враждебное поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред [8].
До начала XIX века в Европе агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей, угрозу, захват.
В мировой психологии зарубежные исследования по проблеме агрессии представлены более широко, чем отечественные. К тому же, они имеют более давние традиции, которые начали интенсивно складываться уже в первые десятилетия XX века в работах А. Адлера, З. Фрейда, А. Фрейд, К. Юнга, М. Кляйн, С. Шпильрейн и др.