Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:26, дипломная работа
Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.
Введение………………………...………………...………………………...…...3
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8
1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8
1.2. Психологические особенности старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41
2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41
2.2. Реализация коррекционной программы по профилактике детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48
Заключение…………………………………………………………………….90
Литература………...………………………………………...…………………9
Это вовсе не означает, что нужно, испытывая гнев, постоянно проявлять его в активной агрессивной форме (нападение, угроза). Но если постоянно оставлять безнаказанным проявление враждебности других людей, то это может привести к страданию, саморазрушению Умеренный гнев придает силы и уверенности, смелости, а небольшая доля злости позволит выступить в свою защиту.
Кроме того, экспериментально доказано, что подавление гневной экспрессии (агрессии) или запрет на нее может нарушить адаптацию человека. Выражение агрессии (в основном вербальной) может быть конструктивным, когда человек, испытывающий гнев, хочет установить или поддержать хорошие отношения с другими. Он должен уметь искренне выразить свои чувств, сохраняя достаточный контроль над ними. Например, чтобы извлечь пользу из своего гнева, мы должны показать, сказать окружающ9им, как мы воспринимаем данную ситуацию, какие чувства она у нас вызывает, почему она на нас воздействует именно таким образом (вызывает гнев). При этом интенсивность чувств необходимо контролировать, чтобы эмоциональность не превышала уровня, убеждающего в искренности. Такое выражение вербальной агрессии лает возможность открытого двустороннего общения и служит укреплению межличностных отношений. Доказано, что люди, постоянно подавляющие свой гнев, более подвержены психосоматическим заболеваниям.
Тема 3. Как выражать свое отношение к происходящему?
Адекватное выражение гнева способствует социальному, личностному и физическому благополучию человека. Однако нужно помнить, что любое проявление гнева сопряжено с риском, так как может привести к нежелательным последствиям. Поэтому целесообразно учить детей выражению агрессии в социально приемлемых формах, учить контролировать свои негативные эмоции и различать ситуации, в которых проявление действий необходимо для своей безопасности и в которых такие действия будут неадекватными и приведут к нежелательным последствиям.
Некоторые психологи рассматривают агрессию как врожденное качество. Ребенок пытается изменить положения вещей, «достучаться» до взрослого, поэтому агрессивность не всегда носит негативный характер. Она может выражаться не только в непослушании и враждебности, но и в предприимчивости и активности. Не случайно ее относят к стеническим эмоциям, т.е. таким эмоциям, которые порождают активно-оборонительную реакцию.
Таким образом, искоренить агрессивность полностью невозможно, да и не нужно, речь идет о необходимости контролировать ее проявления. Надо научить ребенка следить за своими эмоциями и выражать их в формах, приемлемых для жизни в обществе.
Психологи не рекомендуют каждый день сдерживать эту эмоцию, поскольку, таким образом, человек может стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек скорее всего рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал гнев, а на «подвернувшегося под руку». Или на того, кто слабее и не может дать отпор. Причем не обязательно это завершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные эмоции, чувства могут «сесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечно-сосудистым заболеваниям. К.Изард в 1999 году опубликовал клинические данные, полученные психологом Холтом, которые свидетельствуют о том, что человек подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, язва желудка, псориаз, мигрень, гипертония т другие.
Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научится сами, и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.
Поскольку чувство
гнева чаще всего возникает
в результате ограничения
В. Оклендер в своей книге «Окна в мир ребенка» предлагает метод работы с вербальной агрессией. Она предлагает в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет – сделать подпись под его диктовку. Можно предложить сделать что-либо с рисунком. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. После проведения такой работы дети младшего школьного возраста обычно испытывают облегчение.
Тема 4. Как помочь ребенку?
Как показывает практика, не высказав всего, что находилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему «врагу», провоцируя его на ответную брань и привлекая все новых и новых «зрителей». В результате конфликт двоих детей может перерасти в общегрупповой или даже в драку.
Возможно, не удовлетворенный сложившейся ситуацией ребенок, который боится по тем или иным причинам вступать в открытое противодействие, но тем не менее жаждет мести, выберет и другой путь: будет подговаривать сверстников, чтобы не играли с обидчиками. Такое поведение работает как мина замедленного действия. Неизбежно разгорится групповой конфликт, только он будет «зреть» дольше и охватит большее количество участников. Метод, предложенный В. Оклендер [23], может помочь избежать многих неприятностей и будет способствовать разрешению конфликтной ситуации.
Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию – поиграть с ними в игру «Обзывайки», которую предлагает Н.А. Кряжева. Цель игры: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу. Давайте называть друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов и т.д. Каждое обращение должно начинать со слов: «А, ты, …, морковка! Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем». В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное. Игру следует проводить в быстром темпе. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
Помочь детям доступным способом выразить гнев может так называемый «Мешочек для криков», каждый ребенок может подойти и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавится» от своего крика на время коррекционного занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно. Обычно после занятия дети с шутками и смехом оставляют содержимое «Мешочка». Этот метод предлагает Е.Т. Жадько в своей книге «Практикум для детского психолога».
В арсенале опытного педагога, безусловно, есть множество способов работы с вербальными проявлениями гнева. Мы привели лишь те, которые оказались эффективными в нашей практике. Однако далеко не всегда дети ограничиваются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам так же следует учить детей справляться со своей физической агрессией. В таком случае можно использовать физические, силовые упражнения (подраться с подушкой, разорвать бумагу). Можно воспользоваться подручными средствами, которыми можно оборудовать каждую группу детского сада. Легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень, мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по степе или полу; газеты которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, – все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.
Тема 5. Способы взять эмоции под контроль.
Каждый ребенок может завести «Листок гнева». Обычно он представляет собой формальный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище (на усмотрение автора). Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может снять, разорвать, швырнуть его.
Существуют и другие способы работы с гневом, и снятия физического напряжения ребенка. Например, игры с песком, водой, глиной. Из глины можно слепить фигурку своего обидчика, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить ее. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.
Игра с песком, как и с глиной, тоже нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками. С этой целью используются маленькие игрушки из «киндер-сюрпризов». Причем дети иногда сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают.
Закапывая и раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается.
Небольшие бассейны с водой, размещенные в группе детского сада, – настоящая находка при работе с группой агрессивных детей.
О психотерапевтических свойствах воды знают многие психологи и воду используют в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.
1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие в воде.
2. Сдувать из дудочки кораблик.
3.Сначала топит, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды легкая пластиковая фигурка.
Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде.
Применяя все эти методы при работе с гневом можно значительно снизить агрессивные проявления у детей. Гнев не обязательно приводит к агрессии, но чем чаще ребенок испытыва5ет чувство гнева, тем выше вероятность проявления различных форм агрессивного поведения.
Следующим очень ответственным и не менее важным направлением работы психолога с агрессивными детьми является обучение детей навыкам распознания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.
Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не подозревают. В этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.
Тема 6. Можно ли «тренировать» эмоции?
Для тренировки навыка распознания эмоциональных состояний можно использовать разрезные шаблоны, этюды, упражнения и игры, предложенные М.И.Чистяковой. А также игры и упражнения, разработанные Н.А.Кряжевой. Используются большие таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний.
В группе, где находится такой плакат, дети обязательно подходят к нему и указывают свое состояние, даже если взрослый не просит их об этом, так как каждому из них приятно обратить внимание взрослого на себя.
Сложно научить детей проводить обратную процедуру: самим придумать названия эмоциональных состояний, изображенных на плакате. Дети должны указать, в каком настроении находятся забавные человечки.
Еще один способ научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и развивать потребность говорить о нем — рисование. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив». С этой целью можно разместить на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в разных ситуациях, но без нарисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок.
Для того, чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и прежде всего ощущение своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их.
Можно научить детей точно оценивать эмоциональные состояния и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело. Таким образом, ребенок, если он верно «расшифрует» послание своего тела, сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури».А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт.
Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.
Кроме описанных способов работы, психолог может использовать и другие: беседы с ребенком, и, конечно же, игры. Существует множество игр, рекомендуемых в подобных ситуациях.
Тема 7. Во что полезно играть с ребенком?
Одну из таких игр предлагает К. Фопель в своей книге «Как научить детей сотрудничать», она называется «Камушек в ботинке».