Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:26, дипломная работа
Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.
Введение………………………...………………...………………………...…...3
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8
1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8
1.2. Психологические особенности старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41
2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41
2.2. Реализация коррекционной программы по профилактике детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48
Заключение…………………………………………………………………….90
Литература………...………………………………………...…………………9
Так же помимо наглядной информации в работе с родителями большую пользу принесет проведение совместных мероприятий с группой родителей, а не индивидуальные беседы. Например, на родительском собрании можно поговорить не о поведении конкретных детей, а провести беседу на темы: «Что такое агрессивность?», «Как общаться с агрессивным ребенком?», «Можно ли помочь агрессивному ребенку?». Улучшению детско-родительских отношений способствуют рекомендации по использованию игротерапии в семье, можно посоветовать в какие игры и как играть с детьми родителям дома.
Полезные рекомендации родителям, как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе, предлагает на страницах своей книги «Как справляться с гневом ребенка» Р. Кэмпбелл.
Для родителей, которые недостаточно хорошо понимают, каким образом они или их дети могут выражать свой гнев Р. Кэмпбелл рекомендует разместить в группе следующую наглядную информацию (таблица 2).
Таблица 2.
«Позитивные и негативные способы выражения гнева»
(рекомендации доктора Р. Кэмпбелла)
Способы выражения гнева
Позитивные |
Негативные |
Вежливость |
Выражение гнева в громкой и невежливой форме |
Стремление найти решение |
Использование ругательств и угроз |
Выражение основной жалобы без уклонения в сторону |
Использование словесных оскорблений |
Р. Кэмпбелл выделил пять способов контроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два негативные и один нейтральный. К позитивным относятся просьба и мягкое физическое манипулирование (отвлечь ребенка, взяв за руку и отвести).
Нейтральный способ — модификация поведения — предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна слишком использоваться часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.
К негативным способам контролирования поведения относятся частые наказания и приказы. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Пассивная агрессия — это скрытая форма агрессии, ее цель — вывести из себя, расстроить близких, причем ребенок может причинить вред не только окружающим, но и себе. Он начинает специально плохо вести себя, в отместку надевать не те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице без всякой причины. Главное — вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство ребенка. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день или через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.
Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, но он может применяться не всегда, а если родители хорошо знают своего ребенка, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.
Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность
Поведение родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью
По завершению работы по профилактике и коррекции детской агрессивности мы провели контрольный эксперимент.
Таблица 6
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по всем четырём методикам на контрольном этапе эксперимента
№ |
Ф.И. ребёнка |
Результаты по методикам |
Выводы об уровне агрессивности | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
1 |
Аня Е. |
СЛ |
СР |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
2 |
Аня С. |
СЛ |
СР |
СР |
СР |
СР |
3 |
Андрей П. |
СЛ |
СР |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
4 |
Артем Т. |
В |
СР |
В |
СР |
СР |
5 |
Вадим З. |
СЛ |
СР |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
6 |
Георгий О. |
СР |
СЛ |
СР |
СР |
СР |
7 |
Игорь М. |
СР |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
8 |
Катя С. |
В |
СР |
СР |
СР |
СР |
9 |
Коля А. |
СР |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
10 |
Костя Л. |
СР |
СЛ |
СР |
СР |
СР |
11 |
Кирилл Ю. |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
12 |
Лера Л. |
СР |
СР |
СР |
СР |
СР |
13 |
Никита Б. |
СР |
СР |
СЛ |
СЛ |
СР |
14 |
Тимофей Р. |
СР |
СР |
СР |
СЛ |
СР |
По результатам четырёх методик на контрольном этапе эксперимента получены следующие данные:
- 6 детей имеют слабый уровень агрессивности,
- 8 детей - средний,
- повышенный и высокий уровень агрессивности не выявлены.
Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности (Аня С., Георгий О., Артем Т., Коля А.), на контрольном этапе показали средний уровень.
Высокий и повышенный уровни агрессивности по результатам четырёх используемых методик на контрольном этапе не были выявлены у детей данной экспериментальной группы.
Можно сделать вывод о том, что на контрольном этапе эксперимента мы видим улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятной и успешной реализации разработанной нами программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности старших дошкольников.
Таким образом, наша гипотеза о том, что психолого-педагогическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессивности и изменению форм ее проявления, была доказана.
Заключение
Проблема организации деятельности как фактор профилактики агрессивности, рассмотренная в данной выпускной квалификационной работе, по своей актуальности заслуживает внимания как специалистов в области педагогики и психологии, так и родителей, педагогов и воспитателей дошкольных учреждений.
Агрессивность – это способ поведения человека, через которое он выражает свое отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает детская агрессивность.
Детская агрессивность есть комплексное, личностное образование. Причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально-психологические факторы.
Воспитатель как важная кадровая единица дошкольного образовательного учреждения может выполнять работу, направленную на профилактику и решения трудных жизненных ситуаций детей и их семей, является координатором в осуществлении социально-педагогического партнерства.
Наиболее эффективным средством профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста выступает игровая деятельность (игровые упражнения, тренинговые игры, игры на релаксацию), специально организуемая педагогом, совместно с родителями.
Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
Отсюда, работу по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями.
Учитывая все вышеизложенное, нами была разработана примерная программа, предполагающая как работу по профилактике агрессивного поведения с детьми старшего дошкольного возраста, так и работу с семьей, а также осуществлена ее реализация.
По результатам констатирующего этапа эксперимента, мы выявили, что из 14 детей в особом внимании нуждаются четверо детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.
После проведения опытно-экспериментальной работы нами было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по разработке и реализации программы, содействующего снижению агрессивности старших дошкольников.
Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности, на контрольном этапе показали средний уровень. Итак, наблюдалось улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятной и успешной реализации разработанной нами программы, содействующей снижению агрессивности старших дошкольников.
Таким образом, наша гипотеза о том, что психолого-педагогическое консультирование родителей способствует преодолению детской агрессивности, была доказана.
Литература
1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе// Дошкольное воспитание. –№8. –2008.
2. Акулова О.Театрализованные игры //Дошкольное воспитание. –2005. –№4.
3. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
4. Берни С.Творческий подход к родительской роли//Ребенок в детском саду– 2009. –№5.
5. Бим - Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
6. Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
7. Бюттер К. Жизнь с агрессивными детьми. – М.: Просвещение, 1999.
8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений.2 –е изд. стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.
9. Васильева М.А. Программа воспитания обучения и развития в детском саду: Эстетическое воспитание: Культурно-досуговая деятельность Дошкольное воспитание. 2004. –№2.
10. Василькова Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений . - 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
11. Веракс Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозайка - Синтез, 2006.
12. Выгодский Л.С. Психология. - М.: Из - во ЭКСМО - Пресс, 2000.
13. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет, М.:Мозайка-Синтез. –2008.
14. Галигузова М.А. Социальная педагогика курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2003.
15. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. –М.:Мозайка-Синтез. 2006. .
16. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозайка- Синтез, 2008.
17. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез. 2008.
18. Жаркова А.Д. и профессора В.М. Чижикова. Культурно-досуговая деятельность: Учебник/ Под научной редакцией академика .- М.: МГУ, 2004.
19. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. –2-е изд., исп. и доп. –М.:Мозайка-Синтез. 2009.
20. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. –М.: Мозайка-Синтез. 2005.
21. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
22. Карабанова О., ШведовскаяА. Как они играют; // Дошкольное воспитание. –2005. –№4.
23. Коджаспиров Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб заведений – 2-е изд., стер – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
24. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа. –2-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2008.
25. Козлова С.А., Куликова Т.А.Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений. –8-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
26. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004.
27. Крысько В.Т. Социальная психология: словарь-справочник – Мн.: Харвест АС, – М, 2001.
28. Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии//Вопросы психологии. - №6. –1967.
29. Маркова Л.С. Работа педагога-психолога в ДОУ. – метод. пособие. –М.: Айрис-пресс, 2005.
30. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
31. Марц В.Г. Беседы по методике и теории игры: Учебное пособие. –М.: Спорт Академ Пресс, 2001.