Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:26, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.

Оглавление

Введение………………………...………………...………………………...…...3
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8
1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8
1.2. Психологические особенности старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41
2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41
2.2. Реализация коррекционной программы по профилактике детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48
Заключение…………………………………………………………………….90
Литература………...………………………………………...…………………9

Файлы: 1 файл

1.doc

— 596.00 Кб (Скачать)

Так же помимо наглядной информации в работе с родителями большую пользу принесет проведение совместных мероприятий с группой родителей, а не индивидуальные беседы. Например, на родительском собрании можно поговорить не о поведении конкретных детей, а провести беседу на темы: «Что такое агрессивность?», «Как общаться с агрессивным ребенком?», «Можно ли помочь агрессивному ребенку?». Улучшению детско-родительских отношений способствуют рекомендации по использованию игротерапии в семье, можно посоветовать в какие игры и как играть с детьми родителям дома.

Полезные рекомендации родителям, как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе, предлагает на страницах своей книги «Как справляться с гневом ребенка» Р. Кэмпбелл.

Для родителей, которые недостаточно хорошо понимают, каким образом они или их дети могут выражать свой гнев Р. Кэмпбелл рекомендует разместить в группе следующую наглядную информацию (таблица 2).

Таблица 2.

«Позитивные и негативные способы выражения гнева»

(рекомендации  доктора Р. Кэмпбелла)

Способы выражения гнева

Позитивные

Негативные

Вежливость

Выражение гнева в громкой и невежливой форме

Стремление найти решение

Использование ругательств и угроз

Выражение основной жалобы без уклонения в сторону

Использование словесных оскорблений


Р. Кэмпбелл выделил пять способов контроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два негативные и один нейтральный. К позитивным относятся просьба и мягкое физическое манипулирование (отвлечь ребенка, взяв за руку и отвести).

Нейтральный способ — модификация поведения — предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна слишком использоваться часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

К негативным способам контролирования поведения относятся частые наказания и приказы. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Пассивная агрессия — это скрытая форма агрессии, ее цель — вывести из себя, расстроить близких, причем ребенок может причинить вред не только окружающим, но и себе. Он начинает специально плохо вести себя, в отместку надевать не те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице без всякой причины. Главное — вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство ребенка. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день или через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, но он может применяться  не всегда, а если родители хорошо знают своего ребенка, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон  взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность

Поведение родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью

По завершению работы по профилактике и коррекции детской агрессивности мы провели контрольный эксперимент.

Таблица 6

Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по всем четырём методикам на контрольном этапе эксперимента

Ф.И. ребёнка

Результаты по методикам

Выводы об уровне агрессивности

1

2

3

4

1

Аня Е.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

2

Аня С.

СЛ

СР

СР

СР

СР

3

Андрей П.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

4

Артем Т.

В

СР

В

СР

СР

5

Вадим З.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

6

Георгий О.

СР

СЛ

СР

СР

СР

7

Игорь М.

СР

СЛ

СЛ

СЛ

СЛ

8

Катя С.

В

СР

СР

СР

СР

9

Коля А.

СР

СЛ

СЛ

СЛ

СЛ

10

Костя Л.

СР

СЛ

СР

СР

СР

11

Кирилл Ю.

СЛ

СЛ

СЛ

СЛ

СЛ

12

Лера Л.

СР

СР

СР

СР

СР

13

Никита Б.

СР

СР

СЛ

СЛ

СР

14

Тимофей Р.

СР

СР

СР

СЛ

СР


По результатам четырёх методик на контрольном этапе эксперимента получены следующие данные:

- 6 детей имеют слабый  уровень агрессивности,

- 8 детей - средний,

- повышенный и высокий уровень агрессивности не выявлены.

Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности (Аня С., Георгий О., Артем Т., Коля А.), на контрольном этапе показали средний уровень.

Высокий и повышенный уровни агрессивности по результатам четырёх используемых методик на контрольном этапе не были выявлены у детей данной экспериментальной группы.

Можно сделать вывод о том, что на контрольном этапе эксперимента мы видим улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятной и успешной реализации разработанной нами программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности старших дошкольников.

Таким образом, наша гипотеза о том, что психолого-педагогическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессивности и изменению форм ее проявления, была доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема организации деятельности как фактор профилактики агрессивности, рассмотренная в данной выпускной квалификационной работе, по своей актуальности заслуживает внимания как специалистов в области педагогики и психологии, так и родителей, педагогов и воспитателей дошкольных учреждений.

Агрессивность – это способ поведения человека, через которое он выражает свое отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает детская агрессивность.

Детская агрессивность есть комплексное, личностное образование. Причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально-психологические факторы.

Воспитатель как важная кадровая единица дошкольного образовательного учреждения может выполнять работу, направленную на профилактику и решения трудных жизненных ситуаций детей и их семей, является координатором в осуществлении социально-педагогического партнерства.

Наиболее эффективным средством профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста выступает игровая деятельность (игровые упражнения, тренинговые игры, игры на релаксацию), специально организуемая педагогом, совместно с родителями.

Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Отсюда, работу по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями.

Учитывая все вышеизложенное, нами была разработана примерная программа, предполагающая как работу по профилактике агрессивного поведения с детьми старшего дошкольного возраста, так и работу с семьей, а также осуществлена ее реализация.

По результатам констатирующего этапа эксперимента, мы выявили, что из 14 детей в особом внимании нуждаются четверо детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.

После проведения опытно-экспериментальной работы нами было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по разработке и реализации программы, содействующего снижению агрессивности старших дошкольников.

Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности, на контрольном этапе показали средний уровень. Итак, наблюдалось улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятной и успешной реализации разработанной нами программы, содействующей снижению агрессивности старших дошкольников.

Таким образом, наша гипотеза о том, что психолого-педагогическое консультирование родителей способствует преодолению детской агрессивности, была доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.  Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе// Дошкольное воспитание. –№8. –2008.

2.  Акулова О.Театрализованные игры //Дошкольное воспитание. –2005. –№4.

3.  Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

4.  Берни С.Творческий подход к родительской роли//Ребенок в детском саду– 2009. –№5.

5.  Бим - Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

6.  Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

7.  Бюттер К. Жизнь с агрессивными детьми. – М.: Просвещение, 1999.

8.  Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений.2 –е изд. стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.

9.  Васильева М.А. Программа воспитания обучения и развития в детском саду: Эстетическое воспитание: Культурно-досуговая деятельность Дошкольное воспитание. 2004. –№2.

10.  Василькова Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений . - 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

11.  Веракс Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозайка - Синтез, 2006.

 12.  Выгодский Л.С. Психология. - М.: Из - во ЭКСМО - Пресс, 2000.

13.  Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет, М.:Мозайка-Синтез. –2008.

14.  Галигузова М.А. Социальная педагогика курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2003.

15.  Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. –М.:Мозайка-Синтез. 2006. .

16.  Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозайка- Синтез, 2008.

17.  Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез. 2008.

18.  Жаркова А.Д. и профессора В.М. Чижикова. Культурно-досуговая деятельность: Учебник/ Под научной редакцией академика .- М.: МГУ, 2004.

19.  Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. –2-е изд., исп. и доп. –М.:Мозайка-Синтез. 2009.

20.  Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. –М.: Мозайка-Синтез. 2005.

21.  Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

22.  Карабанова О., ШведовскаяА. Как они играют; // Дошкольное воспитание. –2005. –№4.

23.  Коджаспиров Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб заведений – 2-е изд., стер – М.: Изд. центр «Академия», 2005.

24.  Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа. –2-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2008.

25.  Козлова С.А., Куликова Т.А.Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений. –8-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

26.  Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004.

27.  Крысько В.Т. Социальная психология: словарь-справочник – Мн.: Харвест АС, – М, 2001.

28.  Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии//Вопросы психологии. - №6. –1967.

29.  Маркова Л.С. Работа педагога-психолога в ДОУ. – метод. пособие. –М.: Айрис-пресс, 2005.

30.  Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

31.  Марц В.Г. Беседы по методике и теории игры: Учебное пособие. –М.: Спорт Академ Пресс, 2001. 

Информация о работе Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста