Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:26, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.

Оглавление

Введение………………………...………………...………………………...…...3
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8
1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8
1.2. Психологические особенности старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41
2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41
2.2. Реализация коррекционной программы по профилактике детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48
Заключение…………………………………………………………………….90
Литература………...………………………………………...…………………9

Файлы: 1 файл

1.doc

— 596.00 Кб (Скачать)

Независимо от того, что нарисует ребенок, сюжет рисунка не должен подвергаться критике. Это может быть оформленный сюжет, либо фигура обидчика, либо каракули насыщенных темных тонов. В любом случае — это рисунок, наполненный глубокими внутренними переживаниями ребенка и необходимо относится к нему достаточно бережно.

После окончания рисования можно спросить у малыша, что он нарисовал, уточнить непонятные детали, поговорить о его чувствах: «Расскажи мне о своем рисунке. Что ты сейчас чувствуешь? Что бы ты хотел сделать со своим рисунком?»

Иногда ребенку бывает достаточно лишь нарисовать свою агрессию, чтобы почувствовать себя вновь спокойно и уверенно; некоторым, чтобы почувствовать облегчение, необходимо смять, разорвать, порезать свой рисунок. Все зависит от интенсивности чувств ребенка, от его темперамента, а также от накопившейся внутренней агрессии.

Время о времени ребенок должен иметь возможность выражать свой гнев в рисунках. Психолог должен помочь ребенку разобраться с помощью рисунка в ситуациях, которые заставляют его сердиться; помочь ему освоить новые способы выражения своих чувств, вызывающих у него гнев.

Тема 11. Психогимнастика: шалость или работа над собой?

Р.В. Овчарова предлагает использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста занятия психогимнастикой, этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе, этюды и игры релаксационной направленности, игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера, на развитие осознания детьми отрицательных черт характера, на развитие позитивной модели поведения.

Е.П. Лютова и Г.Б. Монина предлагают использовать в работе подвижные игры, способствующие отреагированию агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения. Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить не только педагоги или психолог, но и родители.

Применение метода игротерапии наиболее эффективно, в особенности, если словесные способы воздействия на ребенка уже исчерпаны. К тому же, в специально организованных игровых ситуациях успешно может осуществляться диагностика агрессивности. Преимущество такого способа диагностики в том, что ребенок проявляет себя спонтанно, непосредственно, в условиях мотивации соревновательности, дефицита времени на «размышление» и т.п.

При этом игровые задачи могут быть различными: в виде рисуночных игровых задач и использованием разнообразных игровых предметов, «агрессивных» или «опасных» игрушек (оружие, животные типа крокодила, волка), пугающих и опасных сказочных персонажей (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Черт).

Игры на снятие агрессивности используются с учетом наиболее характерных агрессивных действий ребенка. Необходимо составить перечень наиболее характерных агрессивных действий ребенка. Затем, мысленно фиксируясь на каком-либо агрессивном проявлении, подобрать такие «игровые действия», которые могут новизной или необычностью ситуации предварить его агрессивное поведение или переключить на иное состояние.

Тема 12. Стратегия поведения в ситуации агрессии

На первый план могут выступать такие методы коррекции агрессивных тенденций у ребенка, как: стратегия на провокацию ситуации агрессии, стратегия на отреагирование агрессии, на осознание агрессивности через цветообозначения (какой тебе цвет больше нравится или если ты сердишься, то ты какой красный или синий?), стратегия на телесный контакт (реакция на физическое ограничение агрессивности, когда взрослый успокаивает  ребенка, крепко обнимает его, поглаживает), стратегия на прямое и косвенное отрицательное подкрепление поведения ребенка для выявления выраженности и вида агрессивных ответных реакций.

Стратегия на стимуляцию гуманных чувств включает в себя: стимуляцию агрессивных детей умения признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение; учить не сваливать свою вину на других; развивать у агрессивных детей чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

Стратегия ориентации на эмоциональное состояние другого отличается от стимуляции гуманных чувств у ребенка тем, что взрослый стремится обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

 Стратегия на осознание  агрессивного и неуверенного  поведения или состояния заключается  в помощи агрессивному ребенку  адекватно оценить эмоциональное  состояние ребенка-жертвы; чаще разговаривать с агрессивными детьми о палитре их собственных эмоциональных состояний; беседовать о вариантах выхода из конфликтной ситуации; объяснить какими другими неагрессивными способами  они могут самоутвердиться; рассказывать детям, что такое вспышка гнева, и что означает «контролировать» собственную агрессию, и затем это необходимо делать.

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения отличается от стратегии на осознание тем, что взрослый стремится, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас»; необходимо учить детей выплескивать гнев в приемлемой форме и выражать его словами, а не физической агрессией; стремиться использовать чувство юмора, объяснять ребенку, склонному к агрессии, что не надо реагировать в ответ.

Стратегия на моделирование через провокацию и преодоление состояния. Это создание условий, при которых возникают состояния агрессивности у ребенка-агрессора к нерешительности, подавленности у ребенка-жертвы, с целью выявления выраженности (диагностики) этих состояний и «зоны ближайшего развития» в регуляции, преодолении, овладении этими состояниями, а так же с целью отреагирования и переключения агрессии или подавленности у детей, выработки новых адаптивных способов поведения.

Стратегия на переключение состояния имеет сходство со стратегией на стимуляцию чувства удивления (инсайта) у ребенка. Необходимо стимулировать положительные эмоции у агрессивных детей с целью переключения с агрессивного состояния на иное; использовать новизну, необычность, неожиданность игрового и неигрового поведения и действий с предметами.

Стратегия на положительное подкрепление, похвалу — это стремление взрослого увеличить частоту ситуационно-личностных реакций овладения ребенком собственной агрессивностью или нерешительностью; поощрять всякое желание детей сдерживать свои агрессивные действия; развивать у нерешительных детей способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности.

Стратегия на отрицательной подкрепление — это стратегия взрослого уменьшить вероятность, частоту проявления ситуационно-личностных реакций агрессии или неуверенности у детей; использовать чувство юмора, чтобы стимулировать у ребенка критичность к агрессивному поведению

Стратегия на игнорирование — это отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного отношения к проявлениям агрессии или неуверенности в поведении детей.

Стратегия на стимуляцию удивления осуществляется через неожиданность, новизну действий взрослого или ребенка с целью переключения на иное состояние.

Стратегия на стимулирования чувства юмора направлена на собственное состояние агрессивного ребенка или на состояние другого.

Стимуляция положительных эмоций — это самостоятельная стратегия, когда ребенок переживает эмоции радости, смеется, улыбается, хохочет; но может рассматриваться и как частный вариант стратегии на положительное подкрепление и похвалу; стимуляция положительных эмоций у агрессора.

Стратегия на установление телесного контакта — эта стратегия реализуется в процессе прикосновений, рукопожатий, поглаживаний ребенка, а так же в процессе предметно-практической деятельности.

Стратегия соревнования, соперничества – направлена на стимуляцию у детей желания испытать собственные силы и способности, выиграть, сделать что-либо быстрее или лучше всех.

При этом важно приучать ребенка не бояться неудач.

Тема 13. Заключительная.

Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия действия окружающих людей по отношению к нему:

  1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, останавливать занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
  2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым, а тем более — к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
  3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
  4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
  5. Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.

Таким образом, задачами психокоррекционной работы являются: развитие умения понимать состояние другого человека; развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме; обучение ауторелаксации; обучение способам снятия напряжения; развитие навыков общения; формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует навешивание ярлыков («Ах, развитие я такой плохой, я вам покажу!»). Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Коррекционную работу с агрессивными детьми дошкольного возраста можно охарактеризовать как в индивидуальной, так и в групповой форме.

После некоторого периода индивидуальной работы агрессивных детей необходимо включить в коллективную для того, чтобы ребенок (под контролем специалиста) получил позитивную обратную связь, смог научиться бесконфликтно взаимодействовать с окружающими.

Коррекционная работа с агрессивными детьми должна вестись параллельно со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов: изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную; изменение стиля взаимодействия с детьми; расширение поведенческого репертуара через развитие коммуникативных умений.

Можно непосредственно дать рекомендации родителям, но если прямой контакт установить не удается, т в этом случае желательно как можно шире, в тактичной форме использовать наглядную информацию (таблица 1).

Таблица 1.

Стили родительского воспитания

Стратегии воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стили поведения ребенка

Почему ребенок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

«Прекрати!»

«Не смей так говорить».

Родители наказывают ребенка

Агрессивный (Ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом мете)

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают что ребенок еще мал.

Агрессивный (Ребенок продолжает действовать агрессивно)

Ребенок думает, что все делает правильно, и агрессивные форму поведения закрепляются в черту характера

Родители дают возможность выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях

Скорее всего ребенок научится управлять своим гневом

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей


 

Подобная таблица или другая наглядная информация может стать отправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке, о причинах возникновения негативного поведения. А эти  размышления, в свою очередь, приведут к сотрудничеству.

Главная цель подобной информации — показать родителям, что одной из главных причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры, крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных, воспитательных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в следующий возрастной период.

Информация о работе Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста