Психолого педагогическое сопровождение ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 13:19, реферат

Краткое описание

Основное средство достижения цели психологической службы образования – создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития психики, личности и индивидуальности.

Файлы: 1 файл

Доклад Соколовой Т.А..doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Соколова Татьяна Анатольевна,

психолог, ГУ «Многопрофильная средняя

школа №1 имени Н.А. Островского»

 

Основное средство достижения цели психологической службы образования – создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития психики, личности и индивидуальности.

Таким образом, задача школьного психолога заключается в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для каждого ребенка способы оптимального развития его интересов, способностей, его личности в целом, возможностей в самовоспитании и самоорганизации. И самое главное, совместными усилиями психолога, педагогического коллектива и администрации попытаться понять особенности ребенка как формирующейся личности в контексте его жизненных условий, с учетом истории его воспитания, возрастных, половых и индивидуальных особенностей, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и на этой основе определить программу дальнейшей работы школы в целом.

Выполнение этих задач главным образом будет зависеть от оптимального сочетания школьным психологом в своей работе всех основных ее направлений, а именно диагностического, профилактического, психокоррекционного и консультативно - просветительского.

Традиционным звеном деятельности психолога, исторически первой формой школьной психологической практики, которая отнимает львиную долю рабочего времени специалиста, была и остается диагностическая работа.

Отмечая такой важный вид работы психолога, как диагностика личности ребенка, хочется подчеркнуть, что в СШ №1 им. Н. Островского она, прежде всего, служит средством, а не самоцелью. За период работы нами было обследовано 1573 ребенка (разовая и поэтапная).

Готовность к обучению, уровень сформированности различных познавательных процессов, особенности эмоционально-волевой составляющих их личности, уровень замотивированности перехода в школу определяются в старших группах детского сада и в классах предшкольной подготовки.

Основываясь на результатах, для каждого ребенка составляются индивидуальные коррекционные и развивающие программы, что позволяет повысить уровень подготовки при переходе на 1 ступень обучения.

Диагностическая работа играет важную роль в обеспечении преемственности в обучении и воспитании на всех этапах детского развития.

Тщательная диагностика учащихся 4-х классов и учет ее результатов в работе сокращает период адаптации при переходе на 2 ступень обучения школьника.

Выявление интеллектуально отсталых и особо одаренных детей, оценка причин академической неуспеваемости, решение проблем межличностных отношений в классе, профессиональное консультирование учащихся – работа психолога в течение года.

Полученные результаты диагностических обследований используются для отслеживания процесса развития всех детей, служат основой для выявления реальной и вероятной «группы риска» и построения коррекционной и профилактической работы.

Нам представляется важным подчеркнуть роль психологической диагностики не только в последующей коррекции, но и значимость её как одной из составляющих в системе профилактической работы, если понимать под профилактикой «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния».

Данные диагностики личности ребенка также используются для индивидуализации подхода к детям со стороны педагогов, воспитателей и родителей.

Взаимодействие психолога только с детьми исключающее сотрудничество с родителями, педагогами, представляется недостаточно эффективным, т.к. чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства, самопринятие, осознание ребенком своего «Я» – важнейшие составляющие формирующейся личности, возникают, прежде всего, на основе тех знаний о самих себе, которые дети получают от таких значимых взрослых, как родители и педагоги.

Следовательно, необходимы родительские лектории, индивидуальные беседы с родителями, тестирование (план работы психолога прилагается).

Так нами проведены родительские лектории на темы: «Анализ состояния обученности и уровень развития учащихся», «Типичные конфликтные ситуации и пути их преодоления», «Маленькие правила крупной ссоры», «Развитие познавательных возможностей детей младшего школьного возраста», «Роль семьи в воспитании ребенка» и т.д.

Наряду с диагностикой личности школьника проведена диагностика педагогического коллектива: выявление особенностей протекания синдрома «эмоционального сгорания».

Эмоциональное сгорание – это форма профессиональной деформации личности, представляющее собой выработанный механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Результаты обследования показали, что у 22% педагогов СШ №1 им. Н. Островского отмечается сформированность синдрома «эмоционального сгорания» (рисунок 1).

В чем же конкретно проявляется этот синдром?

    1. В неудовлетворенности профессией, желании ее сменить на другую, более спокойную.
    2. В снижении уровня контроля над ситуацией (человек себя чувствует жертвой или заложником обстоятельств, что выражается в настроении «от меня ничего не зависит, я ничего не могу поделать»).
    3. В хроническом переутомлении.
    4. В отсутствии радости жизни.

Настрой педагогов, у которых наиболее ярко проявляется тревожный синдром, отмечали следующие психические явления:

    • низкий уровень самооценки, самоуважения,
    • восприятие себя как жертвы,
    • низкий темп профессионального роста, нежелание повышать свою квалификацию,
    • постоянная усталость, частые стрессовые состояния.

В конце концов, ученые пришли к простому выводу: весь этот негативный фон в работе учителя связан с так называемой «позицией на пьедестале». Имеется в виду, что учитель должен постоянно расходовать огромную энергию, чтобы заставить ребенка тронуться с места, включиться в процесс, чтобы осуществить в случае непослушания карательные функции, связанные с выставлением негативных отметок, высказыванием порицаний, предъявлением требований, применением наказаний. Сам же педагог при этом должен быть образцом, идеалом, всегда правильным, все знающим, на все правильно реагирующим, никогда не ошибающимся. Это позиция и вызывает у него переутомление, постоянный психологический дискомфорт.

Основным карательным механизмом в школе до сих пор являются отметки (балл как ярлык, приговор). Учитель, прямо как феодал, решает, наказать ученика или помиловать. Ученик страдает от постоянного ощущения своей зависимости от учителя, его мнения, впечатления, от его субъективности, что выливается в конфликты, скандалы, непонимание и неверие ребенка в справедливость. Таким образом, все участники педагогического процесса испытывают постоянную стрессовую нагрузку, сможем ли мы тогда говорить о повышении качества знаний наших детей и о полноценном их воспитании и развитии.

Простое решение:

    1. Карательные функции от учителя мы стараемся в школе передать безличному инструменту – тесту, чтобы все негативное не фокусировалось на образе наставника.
    2. Проведены индивидуальные консультации с педагогами, на которых даны рекомендации по профилактике и преодолению данного синдрома.

Диагностическая работа психолога не может быть построена в отрыве от работы администрации.

Психолог информирует администрацию о полученных результатах и их возможных причинах, обсуждаются меры, которые могут быть эффективны при решении тех или иных проблем учебно-воспитательного процесса в целом или сопровождении конкретного учащегося. Определяются шаги, которые могут быть осуществлены только на уровне школьного управления, разрабатываются определенные программы развития школьной системы с учетом имеющейся психолого-педагогической информации на педагогических советах.

Особо следует подчеркнуть, что совместные встречи по итогам психологической диагностики личности учащегося (например, педагогический консилиум) не должен носить чисто информативный, или тем более отчетный характер, это прежде всего возможность взглянуть на происходящее событие в школе по новому, на процесс развития школы как целостной педагогической системы, сделать управление ею более эффективным и обоснованным.

Схема психолого-педагогического мониторинга

Получение данных

Анализ результатов

Рекомендации

Тестирование

Обработка

Коррекция

Интеллект

Обратная связь ученику

Система психолого-педагогических рекомендаций

Личность

Обработка данных по учебнику, классу, параллели

Система поиска подобного ученика

Педагогический консилиум

Педагогический консилиум

Сравнение данных с данными других учебных заведений

Система коррекционных заданий


Различные уровни представления итоговых результатов

    1. Информация для ученика – интерпретация выдержана в положительном ключе.
    2. Для учителя и психолога. Результаты сведены в таблицу. Наличие средних величин, характеристики распределения результатов. Комплексные сведения позволяют не только оценивать возможности ученика, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.
    3. Информация для управленческого звена. Обобщенные результаты, чтобы на их основе можно составить целостное представление о качестве образовательного процесса.

Отдельно собрана информация на детей «риска». Таким образом, построение психологического мониторинга позволяет четко увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, т.е. определить качество предпринятых психолого-педагогических мер, иначе говоря – качество образования.

С помощью школьного психолога все учителя должны научиться определять экспертным путем зоны актуального и ближайшего развития ребенка и далее меть прогнозировать максимальные возможности каждого школьника в зоне его ближайшего (потенциального) развития.

Сравнивая полученные результаты с прогнозом целей образования в зоне ближайшего развития ребенка, и можно получить более грамотные оценки качества образования.

Так как наша школа является многопрофильной, ежегодно в 4-й четверти нами проводится изучение индивидуальных особенностей учащихся 9-х классов, их профессиональных предпочтений и возможностей (анкета, ДДО, тест Голоммтока и т.д.).

Обработав результаты обследования, мы совместно с классными руководителями доводим их до родителей учащихся через различного рода собрания и индивидуальные консультации. Конечным итогом служит педагогический консилиум, в конце которого, администрация, педагогический коллектив и психолог, по результатам психолого-педагогической диагностики проводят итоговое распределение учащихся по профилю.

Так, в 2002-2003 учебном году нами, по итогам диагностики были созданы три профильных класса: естественно-математический, юридический и педагогический.

Сравнивая результаты с прошлогодними, когда психодиагностика не учитывалась, мы можем отметить, что деление детей по профилю в зависимости от результатов психолого-педагогического изучения позволило значительно снизить число «перебежек» детей из класса в класс в течение 1-го полугодия, повысить уровень мотивации учащихся и самое главное повысить уровень их успеваемости.

То есть, если ребенок социального типа, имеющий склонность к профессии рода человек – человек, владеющий высокими вербальными способностями имел гуманитарную направленность, то ему рекомендовалось обучение в классе с юридической или же педагогической направленностью, где он имел больше шансов на успешное обучение, нежели в математическом классе. Ведь в последнем случае, в силу своих слабых математических способностей и несовпадения возможностей с интересами и склонностями его ожидало бы разочарование, падение мотивации и успеваемости.

Но за счет психолого-педагогического анализа мы смогли избежать этого, предотвратив тем самым различные деформации не только в личности ребенка, но и в личности педагога.

Ведь при работе с классами в которых уровень мотивации и интереса к учению повышен снижается вероятность возникновения психической, эмоциональной и интеллектуальной напряженности у педагога, а следовательно и риск возникновения синдрома «эмоционального сгорания».

Таким образом, мы смогли наглядно доказать, что диагностика личности школьника является необходимым условием управления качеством образования.

У педагога и психолога есть общая цель – ребенок, его благополучие и развитие. Обе профессии предполагают проектирование и реализацию условий, в рамках которых, каждый ребенок мог бы успешно обучаться и развиваться.

Информация о работе Психолого педагогическое сопровождение ребенка