Психолого-педагогическая
диагностика
в работе с семьей.
На мой взгляд,
добиться высоких результатов воспитательной
работы невозможно без сотрудничества
с родителями учеников, без информации
о семье, в которой живет и
воспитывается ученик.
Ведь семья
– это персональная среда жизни
и развития ребенка, качество которой
определяется рядом параметров:
- социально-культурный
(зависит от образовательного уровня родителей
и их участия в жизни общества);
- социально-экономический
(определяется имущественными характеристиками
и занятостью родителей на работе);
- технико-гигиенический
(зависит от условий проживания, оборудованности
жилища, особенностей образа жизни);
- демографический
(определяется структурой семьи).
Какую бы сторону
развития ребенка мы не взяли, всегда
окажется, что решающую роль в его
эффективности на том или ином
возрастном этапе играет семья, призванная
решать следующие задачи семейного
воспитания:
- гармоническое
развитие ребенка;
- забота о
здоровье детей;
- помощь в
учении;
- трудовое
воспитание и помощь в выборе профессии;
- помощь в
социализации личности и ее самореализации;
- формирование
опыта гуманных, эмоционально-нравственных
отношений;
- забота об
общекультурном и интеллектуальном развитии;
- развитие
интересов, склонностей, способностей
и творчества;
- подготовка
к самовоспитанию и саморазвитию;
- половое воспитание,
подготовка к будущей семейной жизни.
Таким образом,
семья как микромодель общества
является важнейшим звеном многогранного
процесса формирования личности ребенка.
Именно семья должна служить проводником
включения человека в сложный
и противоречивый окружающий мир.
Так должно быть,
если семья в полной мере выполняет
свои функции. Однако современные семьи
развиваются в условиях качественной
и противоречивой общественной ситуации.
С одной стороны, наблюдается
поворот общества к проблемам
и нуждам семьи, разрабатываются
и реализуются комплексные целевые
программы по укреплению семьи и
повышению ее значимости в воспитании
детей, а 2008 год в нашей стране
объявлен годом семьи.
С другой стороны,
наблюдаются процессы, которые приводят
к обострению семейных проблем:
- усиление
расслоения общества (по уровню материального
достатка и социальному статусу);
- рост числа
разводов, отрицательно влияющих на психику
детей;
- увеличение
числа семей, в которых детей воспитывает
один родитель;
- разрушение
системы «родители-ребенок», усиливающее
взаимное отчуждение детей и родителей;
- мощное агрессивное
воздействие СМИ и глобальной сети ИНТЕРНЕТ.
Все это приводит
к тому, что семья не может в
полной мере или не хочет выполнять
свои основные воспитательные функции:
- способствование
успешной социализации и самореализации
ребенка в современном обществе;
- обеспечение
психологического комфорта и эмоционального
благополучия ребенка;
- обеспечение
защиты прав, жизни, здоровья и личной
безопасности.
Следовательно,
в сложных современных условиях
семье требуется систематическая
и квалифицированная помощь со стороны
школы. Только в процессе взаимодействия
педагогов и родителей и максимально
полного использования воспитательного
потенциала семьи можно успешно
решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия
семьи и школы должен быть направлен
на активное включение родителей
в УВП, во внеурочную досуговую деятельность,
сотрудничество с детьми и педагогами.
К главным функциям
взаимодействия школы и семьи
относятся:
- информационная;
- воспитательно-развивающая;
- формирующая;
- охранно-оздоровительная;
- контролирующая;
- бытовая.
Задачи взаимодействия:
- формирование
активной педагогической позиции родителей;
- вооружение
родителей педагогическими знаниями и
умениями;
- активное
участие родителей в воспитании детей.
Сотрудничество
с родителями нельзя выстраивать
«на глазок» или ориентироваться
только на интуицию. Необходимо изучать
семью ученика, что позволит классному
руководителю ближе познакомиться
с ним, понять его поведение и
мотивы поступков через изучение
стиля жизни семьи, ее уклада, традиций,
духовных ориентиров и ценностей; выявить
воспитательные возможности семьи.
При этом учитель
может использовать комплекс традиционных
методов психолого-педагогической
диагностики:
- наблюдение;
- беседу;
- тестирование;
- анкетирование;
- деловые игры;
- материалы
детского творчества и творчества родителей.
Изучение семьи
дело тонкое, деликатное, требующее
от педагога проявления такта в общении
и уважения ко всем членам семьи, искренности,
желания оказать помощь в воспитании
детей. Педагогу важно соблюдать
следующие правила:
- Родители
и дети не должны чувствовать себя объектами
изучения.
- Изучение
должно быть целенаправленным, планомерным,
систематичным.
- Психолого-педагогические
методы должны быть разнообразны и применяться
в комплексе.
- Результаты
изучения являются конфиденциальной информацией,
а при необходимости использования должны
озвучиваться только в процентном соотношении.
Использование
классным руководителем психолого-педагогической
диагностики предполагает четкое определение
целей и ожидаемых результатов.
Занимаясь такой
диагностикой, классный руководитель
должен ответить на следующие вопросы:
- Что я хочу
получить в результате диагностики?
- Как я буду
работать с полученным материалом?
- Что может
измениться в лучшую сторону, если такая
диагностика будет проведена?
В зависимости
от решаемых педагогом задач выделяют
3 вида диагностики:
- предварительная
(необходима при знакомстве с семьей, подготовке
родительских собраний, тематических
консультаций, внеклассных мероприятий,
организации поездок и экскурсий, при
планировании внеклассной работы …);
- оперативная
(необходима в конфликтной ситуации между
родителями и детьми, при подготовке к
собеседованиям, в решении проблем во
взаимоотношениях школьников, родителей
и детей, учителя и учащихся);
- итоговая
(проводится в конце учебного года по результатам
работы).
В настоящее
время существует множество опубликованных
диагностических методик для
педагогов, учащихся, родителей. Как
же сориентироваться в этом потоке?
Как выбрать нужное?
На мой взгляд,
необходимо отбирать диагностический
инструментарий, основываясь на следующих
принципах:
- гуманизм
(полученная информация ни в коем случае
не должна повредить тому, кто сообщил
вам сведения о себе);
- валидность
(определяется тем, насколько выбранный
метод изучения семьи соответствует поставленным
целям);
- точность
(соответствие результатов изучения уровню
измеряемого качества);
- надежность
(определяется тем, насколько результаты
изучения устойчивы при повторных измерениях);
- корректность
(определяется качеством диагностического
материала).
В зависимости
от поставленных целей все методики
изучения семьи можно разбить
на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):
Цель
использования методики (вид диагностики) |
Необходимая информация |
Методы и
методики |
Изучение
и сопровождение семьи
(предварительная и оперативная диагностика) |
Социально-демографическая
характеристика семьи:
- социально-демографический
портрет семьи;
- организация
и принципы семейного воспитания;
- взаимоотношения
родителей со школой Анкеты и тесты для
родителей.
|
Сочинения и
рисунки учащихся («Моя семья», «Мой
выходной день»…).
Описание учащимися своего генеалогического
древа.
Сочинения родителей.
Педагогические консилиумы.
Посещение семьи.
Психолого-педагогическое консультирование
(беседы).
Методика незаконченных предложений |
Привлечение
родителей к сотрудничеству со школой
(предварительная диагностика) |
Информационные
запросы родителей; ориентация родителей
в сфере образования, наличие
свободного времени, материальных и
профессиональных возможностей |
Анкеты для
родителей.
Беседы с родителями.
Дискуссионные собрания.
Проведение «круглых столов». |
Информационно-просветительская
работа с родителями
(предварительная и оперативная диагностика) |
Правовая, психолого-педагогическая
компетентность родителей в проблемах
обучения и воспитания. |
Анкетирование
и тестирование родителей.
Наблюдение.
Беседы с родителями.
Обсуждение педагогических ситуаций.
Деловые и сюжетно-ролевые игры.
Психолого-педагогическое консультирование.
Тренинги, практикумы… |
Внутришкольный
мониторинг (итоговая диагностика) |
Удовлетворенность
родителей качеством воспитательной
работы |
Наблюдение.
Анкеты для родителей.
Методика незаконченных предложений.
Беседы с родителями.
«Круглые столы»… |
|
Многоплановая
работа по данным направлениям должна
быть каким-то образом систематизирована.
Поэтому я предлагаю вашему вниманию
карту социального сопровождения
ученика и его семьи, в которой
обобщены результаты психолого-педагогической
диагностики ученика и его
семьи. Карта достаточно объемна. Ее
заполнение и внесение изменений
предполагается в течение всего
периода проведения диагностики. Представленная
в ней информация позволит учителю:
- Легко составить
социальный паспорт семьи и представить
другую информацию, запрашиваемую администрацией
и другими органами.
- Целесообразно
и целенаправленно планировать воспитательную
работу с классом в целом и каждым учеником
в отдельности.
- Сделать оптимальный
выбор наиболее эффективных методов и
приемов работы с учеником, классом и родителями,
не вступая в противоречие с традициями
и принципами семейного воспитания.
- Выбирать
правильный стиль общения с учеником и
его семьей в конкретной ситуации и наиболее
эффективные меры педагогического воздействия
при подготовке к индивидуальным консультациям
(беседам).
- Избегать
или предотвращать развитие конфликтных
ситуаций.
- Плодотворно
сотрудничать с родителями, привлекая
их к воспитанию, организации внеклассной
и досуговой деятельности школьников.
Все это в
свою очередь явится залогом создания
оптимальных условий и высокой
эффективности воспитательной работы.
Надеюсь, что
данная карта поможет вам в
работе и при желании ее использовать
педагог может адаптировать ее для
себя, изменив в той степени, которая
обеспечит классному руководителю
нужный уровень систематизации информации
об ученике и его семье.
Приложение
1
Предварительная
диагностика
Анкета
«Знакомство с
родителями.
Заочное знакомство
с ребенком»
1
вариант
- Каково ваше
первое впечатление о школе и педагогическом
коллективе, где предстоит учиться вашему
ребенку?
- Каким вы
видите классного руководителя своего
ребенка?
- Каким бы
вы хотели видеть класс, в котором предстоит
учиться вашему ребенку?
- Какие традиции
и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться
в детском коллективе?
- Чем вы могли
бы помочь классному руководителю в создании
детского коллектива?
- Какие проблемы
воспитания вызывают у вас серьезную тревогу
и опасения?