Психолого-педагогическая диагности в работе с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 17:52, реферат

Краткое описание

Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);
социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);
технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);
демографический (определяется структурой семьи).

Файлы: 1 файл

Психолого.docx

— 33.24 Кб (Скачать)

Психолого-педагогическая диагностика 
в работе с семьей.

На мой взгляд, добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и  воспитывается ученик.

Ведь семья  – это персональная среда жизни  и развития ребенка, качество которой  определяется рядом параметров:

  • социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);
  • социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);
  • технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);
  • демографический (определяется структурой семьи).

Какую бы сторону  развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его  эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного  воспитания:

  • гармоническое развитие ребенка;
  • забота о здоровье детей;
  • помощь в учении;
  • трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
  • помощь в социализации личности и ее самореализации;
  • формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
  • забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
  • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
  • половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Таким образом, семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного  процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником  включения человека в сложный  и противоречивый окружающий мир.

Так должно быть, если семья в полной мере выполняет  свои функции. Однако современные семьи  развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается  поворот общества к проблемам  и нуждам семьи, разрабатываются  и реализуются комплексные целевые  программы по укреплению семьи и  повышению ее значимости в воспитании детей, а 2008 год в нашей стране объявлен годом семьи.

С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем:

  • усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу);
  • рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей;
  • увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;
  • разрушение системы «родители-ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей;
  • мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети ИНТЕРНЕТ.

Все это приводит к тому, что семья не может в  полной мере или не хочет выполнять  свои основные воспитательные функции:

  • способствование успешной социализации и самореализации ребенка в современном обществе;
  • обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка;
  • обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая  и квалифицированная помощь со стороны  школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально  полного использования воспитательного  потенциала семьи можно успешно  решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен  на активное включение родителей  в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

К главным функциям взаимодействия школы и семьи  относятся:

  • информационная;
  • воспитательно-развивающая;
  • формирующая;
  • охранно-оздоровительная;
  • контролирующая;
  • бытовая.

Задачи взаимодействия:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие родителей в воспитании детей.

Сотрудничество  с родителями нельзя выстраивать  «на глазок» или ориентироваться  только на интуицию. Необходимо изучать  семью ученика, что позволит классному  руководителю ближе познакомиться  с ним, понять его поведение и  мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить  воспитательные возможности семьи.

При этом учитель  может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

  • наблюдение;
  • беседу;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • деловые игры;
  • материалы детского творчества и творчества родителей.

Изучение семьи  дело тонкое, деликатное, требующее  от педагога проявления такта в общении  и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать  следующие правила:

  • Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
  • Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.
  • Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.
  • Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении.

Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение  целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой 
диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

  • Что я хочу получить в результате диагностики?
  • Как я буду работать с полученным материалом?
  • Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

В зависимости  от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:

  • предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);
  • оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);
  • итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).

В настоящее  время существует множество опубликованных диагностических методик для  педагогов, учащихся, родителей. Как  же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?

На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический  инструментарий, основываясь на следующих  принципах:

  • гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);
  • валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);
  • точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);
  • надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);
  • корректность (определяется качеством диагностического материала).

В зависимости  от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить  на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):

Цель  использования методики (вид диагностики) Необходимая информация Методы и  методики
Изучение  и сопровождение семьи 
(предварительная и оперативная диагностика)
Социально-демографическая  характеристика семьи:
  • социально-демографический портрет семьи;
  • организация и принципы семейного воспитания;
  • взаимоотношения родителей со школой Анкеты и тесты для родителей.
Сочинения и  рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…). 
Описание учащимися своего генеалогического древа. 
Сочинения родителей. 
Педагогические консилиумы. 
Посещение семьи. 
Психолого-педагогическое консультирование (беседы). 
Методика незаконченных предложений
Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика) Информационные  запросы родителей; ориентация родителей  в сфере образования, наличие  свободного времени, материальных и  профессиональных возможностей Анкеты для  родителей. 
Беседы с родителями. 
Дискуссионные собрания. 
Проведение «круглых столов».
Информационно-просветительская работа с родителями 
(предварительная и оперативная диагностика)
Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах  обучения и воспитания. Анкетирование и тестирование родителей. 
Наблюдение. 
Беседы с родителями. 
Обсуждение педагогических ситуаций. 
Деловые и сюжетно-ролевые игры. 
Психолого-педагогическое консультирование. 
Тренинги, практикумы…
Внутришкольный  мониторинг (итоговая диагностика) Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы Наблюдение. 
Анкеты для родителей. 
Методика незаконченных предложений. 
Беседы с родителями. 
«Круглые столы»…

Многоплановая работа по данным направлениям должна быть каким-то образом систематизирована. Поэтому я предлагаю вашему вниманию карту социального сопровождения  ученика и его семьи, в которой  обобщены результаты психолого-педагогической диагностики ученика и его  семьи. Карта достаточно объемна. Ее заполнение и внесение изменений  предполагается в течение всего  периода проведения диагностики. Представленная в ней информация позволит учителю:

  • Легко составить социальный паспорт семьи и представить другую информацию, запрашиваемую администрацией и другими органами.
  • Целесообразно и целенаправленно планировать воспитательную работу с классом в целом и каждым учеником в отдельности.
  • Сделать оптимальный выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с учеником, классом и родителями, не вступая в противоречие с традициями и принципами семейного воспитания.
  • Выбирать правильный стиль общения с учеником и его семьей в конкретной ситуации и наиболее эффективные меры педагогического воздействия при подготовке к индивидуальным консультациям (беседам).
  • Избегать или предотвращать развитие конфликтных ситуаций.
  • Плодотворно сотрудничать с родителями, привлекая их к воспитанию, организации внеклассной и досуговой деятельности школьников.

Все это в  свою очередь явится залогом создания оптимальных условий и высокой  эффективности воспитательной работы.

Надеюсь, что  данная карта поможет вам в  работе и при желании ее использовать педагог может адаптировать ее для  себя, изменив в той степени, которая  обеспечит классному руководителю нужный уровень систематизации информации об ученике и его семье.  

Приложение 1

Предварительная диагностика

Анкета  «Знакомство с  родителями. 
Заочное знакомство с ребенком»

1 вариант

  1. Каково ваше первое впечатление о школе и педагогическом коллективе, где предстоит учиться вашему ребенку?
  2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
  3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?
  4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
  5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Информация о работе Психолого-педагогическая диагности в работе с семьей