Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:53, реферат

Краткое описание

Под педагогической готовностью подразумевают такие знания как:
- навыки чтения (знает буквы; различает звуки на слух; большой запас слов);
- навыки счета (считает в пределах 10; имеет элементарный запас знаний по математике);
- навыки письма (с хорошо подготовленной к письму рукой; умеет правильно держать ручку, карандаш);
- навыки рисования (обладает навыками рисования карандашом,

Файлы: 1 файл

психолого-педагогическая готовность.docx

— 21.64 Кб (Скачать)

ГАОУ СПО МО «Губернский  профессиональный колледж»

 

 

 

 

 

Реферат по психологии

на тему:

«Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 442 группы

Савельевой Олеси.

 

 

 

 

 

 

г. Серпухов

2013 

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому  понятна та озабоченность, которую  проявляют и взрослые, и дети при  приближающейся необходимости поступления  в школу. Отличительная особенность  положения ученика, школьника состоит  в том, что его учёба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За неё он несёт ответственность  перед учителем, школой семьёй. Жизнь  ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Его основным содержанием становится усвоение знаний общих для всех детей.

Под педагогической готовностью  подразумевают такие знания как:

- навыки чтения (знает буквы; различает звуки на слух; большой запас слов);

- навыки счета (считает в пределах 10; имеет элементарный запас знаний по математике);

- навыки письма (с  хорошо подготовленной к письму рукой; умеет правильно держать ручку, карандаш);

- навыки рисования (обладает навыками рисования карандашом,

- звуковая культура речи (чистая речь);

- умеет обращаться со  школьными принадлежностями;

- умеет подготовиться  к уроку;

- обладает элементарными  навыками самообслуживания (умеет  самостоятельно переодеться, знает,  где его вещи);

- аккуратен в одежде.

хорошая общая осведомленность.

Особое место в педагогической готовности к школе занимает овладение специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, - грамотой, счетом, решением арифметических задач. Начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоении понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.

Что касается навыков, счета, решения задач, то их полезность зависит  от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень  готовности ребенка к школе только при условии, что он строится на базе развития фонематического слуха  и осознания звукового состава  слова, а само является слитным или  послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителю, т.к. ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело со счетом - опыт окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным или даже вредным, если счет усвоен механически.     Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в современной деятельности дошкольников.   А так же определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.  

К 6-7 годам:

- Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов; 

- У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания; 

- У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад. 

- У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить. 

Психологи делят готовность к школе на 4 вида: личностная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность и мотивационная.

Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребёнка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде.

Волевая готовность необходима, так как в школе ребёнка ждёт напряжённый труд. Потребуется делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. К шести годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребёнок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, всё это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Укрепить волевое знание о себе помогает игра.

Интеллектуальная  готовность подразумевает, что ребёнок к школе должен быть умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Ребёнок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Ребёнок в 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. 
 К 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают, и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных. Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся  замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

Мотивационная готовность стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их:

низкий уровень - ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;

средний уровень - ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира - находить и использовать эти обобщения;

высокий уровень - явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

Мотивационная готовность к школе включает: 

  • позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности,
  • развитие познавательных критериев, любознательности,
  • развитие желания ходить в школу.

Можно выделить 6 групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению: 

  1. Социальные- основаны на понимание общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника ("Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно");
  2. Учебно-познавательные- интерес к новым знаниям, желание учиться чему-то новому;
  3. Оценочные- стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение ("Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки");
  4. Позиционные- связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника ("Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель");
  5. Внешние по отношению к школе и учению-("Я пойду в школу, потому что мама так сказала");
  6. Игровые- неадекватно перенесенные в учебную деятельность ("Я пойду в школу, потому что там можно играть с друзьями").

Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании  с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияют на успешность усвоения знаний. 

 


Информация о работе Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе