Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:53, реферат
Под педагогической готовностью подразумевают такие знания как:
- навыки чтения (знает буквы; различает звуки на слух; большой запас слов);
- навыки счета (считает в пределах 10; имеет элементарный запас знаний по математике);
- навыки письма (с хорошо подготовленной к письму рукой; умеет правильно держать ручку, карандаш);
- навыки рисования (обладает навыками рисования карандашом,
ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»
Реферат по психологии
на тему:
«Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе».
Студентки 442 группы
Савельевой Олеси.
г. Серпухов
2013
Поступление в школу - переломный
момент в жизни ребёнка. Поэтому
понятна та озабоченность, которую
проявляют и взрослые, и дети при
приближающейся необходимости поступления
в школу. Отличительная особенность
положения ученика, школьника состоит
в том, что его учёба является
обязательной, общественно значимой
деятельностью. За неё он несёт ответственность
перед учителем, школой семьёй. Жизнь
ученика подчинена системе
Под педагогической готовностью подразумевают такие знания как:
- навыки чтения (знает буквы; различает звуки на слух; большой запас слов);
- навыки счета (считает в пределах 10; имеет элементарный запас знаний по математике);
- навыки письма (с хорошо подготовленной к письму рукой; умеет правильно держать ручку, карандаш);
- навыки рисования (обладает навыками рисования карандашом,
- звуковая культура речи (чистая речь);
- умеет обращаться со школьными принадлежностями;
- умеет подготовиться к уроку;
- обладает элементарными
навыками самообслуживания (умеет
самостоятельно переодеться,
- аккуратен в одежде.
хорошая общая осведомленность.
Особое место в педагогической готовности к школе занимает овладение специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, - грамотой, счетом, решением арифметических задач. Начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоении понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.
Что касается навыков, счета,
решения задач, то их полезность зависит
от того, на какой основе они построены,
насколько правильно
К 6-7 годам:
- Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;
- У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;
- У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.
- У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.
Психологи делят готовность к школе на 4 вида: личностная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность и мотивационная.
Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребёнка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде.
Волевая готовность необходима, так как в школе ребёнка ждёт напряжённый труд. Потребуется делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. К шести годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребёнок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, всё это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Укрепить волевое знание о себе помогает игра.
Интеллектуальная
готовность подразумевает, что ребёнок
к школе должен быть умственно развит.
Но умственное развитие не заключается
в большом словарном запасе. Ребёнок должен
научиться сравнивать, обобщать, делать
самостоятельные выводы, анализировать.
Ребёнок в 6 лет способен усвоить факты
взаимодействия организма со средой, зависимости
между формой предмета и его функцией,
стремлением и поведением.
К 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать
свой адрес, название города, где он проживает,
название страны, столицы. Знать имена
и отчества родителей, где они работают,
и понимать, что их дедушка — чей-то папа
(отца или матери). Ориентироваться во
временах года, их последовательности
и основных признаках. Знать названия
месяцев, дней недели, текущий год. Знать
основные виды деревьев, цветов, различать
домашних и диких животных. Дети должны
ориентироваться во времени, пространстве
и близком социальном окружении. Наблюдая
природу, они учатся замечать пространственно-временные
и причинно-следственные отношения, обобщать,
делать выводы.
Мотивационная готовность стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их:
низкий уровень - ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;
средний уровень - ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира - находить и использовать эти обобщения;
высокий уровень - явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.
Мотивационная готовность к школе включает:
Можно выделить 6 групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияют на успешность усвоения знаний.
Информация о работе Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе