Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:57, лабораторная работа
Индивид – понятие, в котором воплощена родовая принадлежность человека; б) родовая принадлежность есть сумма качеств (конфигурация тела, структура мозга, строение руки), которая позволит их носителю стать человеком в полном смысле этого слова.
Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
1. Определение терминов…………………………….…………………с.3
2. Психолого-педагогическая характеристика личности подростка ……………………………………………………………….с.11
1. Личность подростка. Особенности подросткового возраста……...с.11
1.1 Характеристика основных новообразований личности подросткас.11
1.2 Кризис 13 лет…………………………………………………………с.13
1.3 Динамика самосознания. Я-концепция……………………………..с.17
1.3.1 Особенности волевых проявлений………………………………с.18
1.3.2 Интеллектуальное развитие. Познавательные процессы………с.19
1.3.3 Нравственное формирование личности подростка…………….с.21
2. Аномалии личностного развития подростков………………….……с.24
2.1 Негативизм. Подростковая агрессивность………………………….с.24
2.2 Дезадаптация. Психологические механизмы работы с дезадаптированными подростками……………….с.25
2.3 Родителям о психологии и воспитании подростков……………….с.34
Заключение………………………………………………………………с.36
Проведение исследования подросткового возраста в практике современной школы методом анонимного анкетирования группы подростков на предмет их отношения к себе, к будущему, их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ценностей подростков………………………..с.38
- методика проведения исследования
- анализ результатов опынто-экспериментальной работы
3. Составление профессиограммы и психограммы менеджера……………………………………………………..с.47
Список используемой литературы……………………………………..с.56
Лабораторно-практическая работа
Психолого-педагогическая
характеристика личности
Содержание
1.
Определение терминов…………………………
2. Психолого-педагогическая характеристика личности
подростка ……………………………………………………………….с.11
1.
Личность подростка.
1.1 Характеристика основных новообразований личности подросткас.11
1.2 Кризис 13 лет…………………………………………………………с.13
1.3 Динамика самосознания. Я-концепция……………………………..с.17
1.3.1 Особенности волевых проявлений………………………………с.18
1.3.2 Интеллектуальное развитие. Познавательные процессы………с.19
1.3.3 Нравственное формирование личности подростка…………….с.21
2. Аномалии личностного развития подростков………………….……с.24
2.1
Негативизм. Подростковая агрессивность…………
2.2 Дезадаптация. Психологические механизмы работы с
дезадаптированными
подростками……………………………………..с.
2.3 Родителям о психологии и воспитании подростков……………….с.34
Заключение…………………………………………
Проведение исследования подросткового возраста в практике современной школы методом анонимного анкетирования группы подростков на предмет их отношения к себе, к будущему, их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ценностей подростков………………………..с.38
-
методика проведения
-
анализ результатов опынто-
3. Составление профессиограммы и
психограммы
менеджера…………………………………………………….
Список
используемой литературы……………………………………..с.56
Задание
1
Индивид – понятие, в котором воплощена родовая принадлежность человека; б) родовая принадлежность есть сумма качеств (конфигурация тела, структура мозга, строение руки), которая позволит их носителю стать человеком в полном смысле этого слова.
Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
Индивидуальность – 1. Особенности характера и психического склада, отличающие индивидуума от другого. 2. Отдельная личность, индивидуум.
Познавательные процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение) - :
Психические процессы – это одна их групп психических явлений, с помощью которых человек осуществляет познание окружающего мира (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание):
- Ощущения - «Ощущения представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде» (Р.С.Немов).
Ощущения являются начальным источником познаний человека о мире. Окружающие предметы и явления воздействуют на органы чувств человека и называются раздражителями, а сам процесс воздействия – раздражением. Ощущения являются ответом нервной системы на раздражитель и носят рефлекторный характер.
- Восприятие – процесс приема и переработки человеком информации, поступающей в мозг через органы чувств, завершающийся формированием образа.
Отражение человеком образов окружающей действительности выходит за пределы отдельных ощущений. В процессе реального отражения окружающего ощущения складываются в сложные комплексные системы. Синтез ощущений может происходить как в одной модальности (восприятие картины), так и в нескольких (восприятие пищи, в него включены ощущения цвета, вкуса, запаха). В результате синтеза или объединения ощущения превращаются в целостное восприятие.
Восприятие представляет собой сложный процесс, не сводимый к простой сумме ощущений. В процессе восприятия выделяются отдельные, ведущие признаки и опускаются несущественные, вторичные. Воспринятый комплекс признаков соотносится с имеющимися знаниями и представлениями о предмете. В случае совпадения поступающей информации с уже имеющейся у человека происходит узнавание предмета.
При восприятии незнакомых предметов отнесение их к какой-либо группе происходит более сложно.
Восприятие является сложным процессом, требующим аналитико-синтетической работы. Процесс информации при восприятии не является результатом простого раздражения анализаторов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (поворот глаз, движения пальцев и т.п.), поэтому его можно назвать деятельностью.
Восприятие всегда связано с припоминанием, оживлением в памяти образов, а также с мыслительной деятельностью по сравнению, выделению существенных признаков, классификации. Восприятие осуществляется на более высоком уровне, нежели ощущение. оно захватывает высшие уровни психической деятельности (мышление, речь).
В основе восприятия лежат два вида нервных связей: первый - связи внутри одного анализатора, второй - межанализаторные связи. Первый вид связи вступает в действие при воздействии на организм комплекса раздражителей одной модальности. Например, музыка, где мелодия представляет собой комплекс раздражителей - звуков, действующих как один сплошной раздражитель. Второй вид - это связи в пределах нескольких анализаторов. Согласно Сеченову, восприятие предмета объясняется ассоциациями зрительных, кинестезических, осязательных и других ощущений, к которым присоединяется слуховой образ слова, обозначающего данный предмет. При восприятии величины предметов, их удаленности наблюдается два вида явлений: макрония -кажущееся увеличение предметов; микрония - кажущееся уменьшение предметов.
- Внимание - является психическим процессом, по поводу самостоятельного существования которого научные споры ведутся на протяжении достаточно длительного времени. Суть разногласий ученых состоит в том, считать или нет внимание независимым психическим процессом.
Современные психологические исследования внимания позволяют выделить в этом процессе ряд динамических наблюдаемых и изменяемых характеристик, не относящихся непосредственно к тем психическим процессам (мышлению, восприятию, памяти), в которые внимание включено.
Р.С.Немов в книге «Психология» высказывает мнение о целесообразности объединения двух позиций, противников и сторонников рассмотрения внимания как самостоятельного процесса. Он предлагает «...увидеть во внимании и сторону процессов явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них». Свою позицию автор подтверждает анатомо-физиологическими данными:
*
внимание не имеет
*
внимание обусловлено работой
тех же самых нервных центров,
с помощью которых
*
нейроны внимания можно
*
все три названных фактора
в коре головного мозга
- Память - Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляю известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при cooтветствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтом под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.
Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии, и как они влияют на протекание познавательных процессов человека. В раздел психологии памяти включается также описание различных форм процессов памяти, начиная с простейших видов непроизвольного запечатления и всплывания следов, заканчивая сложными формами мнемической деятельности, которые позволяют человеку произвольно возвращаться к прошлому опыту, применяя ряд специальных приемов, существенно расширять объем удерживаемой информации и сроки ее хранения.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстроменяющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека.
- Мышление - Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет ему представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предметов, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно — умозаключением — раскрыть то, что непосредственно — восприятием — не дано. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы узнаем, что на улице довольно холодно. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы понимаем, что на улице ветер.
Ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через обнаружение этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.
Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь мышления ко все более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность; но отношения отражаются не только в мышлении. В действительности в восприятии дана не простая сумма изолированных элементов; уже на этом уровне различные свойства и предметы действительности даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в своем познании действительности. Мы воспринимаем обычно вещи в определенных ситуациях, в тех или иных соотношениях с другими вещами, — пространственных, временных и т.д. Вещи вое принимаются как равные или неравные, большие или меньшие, определенным образе? расположенные и т.д. Помимо этого и внутри каждой вещи различные свойства вое принимаются нами опять-таки не как совокупность изолированных, не связанных между собой качеств, а определенных, характерных для вещи соотношениях, сочетаниях, связях. Но в восприятии вещи и явления их свойства даны в случайных, единичны) несущественных определениях. Задача мышления заключается в том, чтобы выявит существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив и от случайных совпадений.
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика личности