Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:57, лабораторная работа
Индивид – понятие, в котором воплощена родовая принадлежность человека; б) родовая принадлежность есть сумма качеств (конфигурация тела, структура мозга, строение руки), которая позволит их носителю стать человеком в полном смысле этого слова.
Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
1. Определение терминов…………………………….…………………с.3
2. Психолого-педагогическая характеристика личности подростка ……………………………………………………………….с.11
1. Личность подростка. Особенности подросткового возраста……...с.11
1.1 Характеристика основных новообразований личности подросткас.11
1.2 Кризис 13 лет…………………………………………………………с.13
1.3 Динамика самосознания. Я-концепция……………………………..с.17
1.3.1 Особенности волевых проявлений………………………………с.18
1.3.2 Интеллектуальное развитие. Познавательные процессы………с.19
1.3.3 Нравственное формирование личности подростка…………….с.21
2. Аномалии личностного развития подростков………………….……с.24
2.1 Негативизм. Подростковая агрессивность………………………….с.24
2.2 Дезадаптация. Психологические механизмы работы с дезадаптированными подростками……………….с.25
2.3 Родителям о психологии и воспитании подростков……………….с.34
Заключение………………………………………………………………с.36
Проведение исследования подросткового возраста в практике современной школы методом анонимного анкетирования группы подростков на предмет их отношения к себе, к будущему, их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ценностей подростков………………………..с.38
- методика проведения исследования
- анализ результатов опынто-экспериментальной работы
3. Составление профессиограммы и психограммы менеджера……………………………………………………..с.47
Список используемой литературы……………………………………..с.56
* Авторитарный контроль. Воспитание - главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.
* Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.
Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.
Существуют аномалии личностного развития подростков. Подростковый возраст - манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.
Расстройства
бывают поведенческие и эмоциональные.
Эмоциональные преобладают у
девочек. Это депрессия, страхи и
тревожные состояния. Причины обычно
социальные. Нарушения в поведении
в четыре раза чаще бывают у мальчиков.
1.2 Кризис 13 лет
Это кризис социального развития, характеризующийся падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Симптомы кризиса: наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.
Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.
Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Мышление в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.
Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.
Второй симптом кризиса - негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.
Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.
Ребенок - потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.
Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
На
этом основании можно предположить,
что негативизм - следствие недостатков
педагогического подхода. Этнографические
исследования также показывают, что есть
народы, где подростки не переживают кризиса.
1.3 Динамика самосознания. Я-концепция
1.3.1 Особенности волевых проявлений
Весьма противоречива волевая сфера подростков. Подросток стремится к самостоятельному поведению. Подростки хотят быть волевыми. Однако этот механизм еще недостаточно сформирован. Поэтому подростки часто страдают от того, что у них нет «воли».
Приходящийся
на этот возраст процесс полового
созревания существенно изменяет волевую
сферу, причем не всегда в лучшую сторону.
Возрастает смелость (которая в этот период
вообще достигает наибольшего проявления),
но снижается выдержка, самообладание.
Наблюдается установка на отказ от усилия,
поэтому упорство проявляется только
в интересной работе. Снижается дисциплинированность,
усиливается проявление упрямства, отчасти
в связи с тем, что советы взрослых воспринимаются
критически как утверждение своего «Я»,
права на собственное мнение, на свою точку
зрения.
1.3.2 Интеллектуальное развитие. Познавательные процессы
Внимание. Школьники средних классов могут удерживать преднамеренное внимание в течение 40-45 минут и следить путем распределения и переключения внимания за 4-6 объектами сразу. Несмотря на это, у них наблюдается повышенная отвлекаемостъ, приводящая к нарушению дисциплины. Это вызвано многими причинами: все еще сохраняющейся импульсивностью их поведения, нетерпеливостью, стремлением выполнить самому и поскорее, ростом потребности в двигательной активности. Подросткам трудно сдерживать свое стремление к разнообразию, получению новых впечатлений, поэтому они отвлекаются на внешние стимулы довольно легко. Они больше ориентированы на результат деятельности, качество выполнения их не очень волнует, а однообразная работа быстро вызывает скуку и снижение интенсивности внимания.
Восприятие. Характерной особенностью восприятия подростков является его интеллектуализация, т. е. умение не просто видеть объект (чертеж, схему), а выделять в нем определенные связи и зависимости. На уроках геометрии, черчения у подростков формируется умение мысленно воспринимать косвенные признаки предметов, например, умение видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т. д.
Мышление. С 11-12 лет мышление подростков переходит на новый уровень, становится теоретическим, рефлексивным. У подростка появляется способность рассуждать на основе одних общих предпосылок. Все рассуждения, вплоть до заключения, идут на вербальном уровне, поскольку содержанием таких рассуждений являются слова, высказывания, математические знаки.
Новым является и то, что познавательные задачи сначала предварительно мысленно решаются с помощью построения различных гипотез и их проверки. А мышление предположениями характеризует именно теоретическое мышление.
Однако у разных подростков уровень логического мышления разный, так как умение понимать и удерживать логику доказательства развивается неодинаково у всех подростков.
В 12-14 лет стремление к интеллектуальной деятельности и темпы возрастания ее возможностей заметно снижаются, что сказывается и на снижении успеваемости подростков. Однако это не свидетельствует об их умственной деградации. В этот период появляется ряд качественно новых образований, увеличивающих познавательные и творческие возможности. Так, возрастает способность к абстрагированию, самостоятельность в формулировании выводов, в соотнесении знаний и умений. Устанавливается более тесная связь понятийного и образного мышления. Подростки уже способны анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных рассуждениях. Благодаря этому у них пробуждается интерес к философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и т. д. Они начинают рассуждать об идеалах, о будущем, у них создается новый, обобщенный взгляд на мир, т. е. начинает формироваться мировоззрение. Таким образом, подростки не столько «меньше могут», сколько «меньше хотят».
Память. В подростковом возрасте снижается объем памяти. Временное ухудшение памяти у детей 10-12 лет можно объяснить тем, что в этом возрасте запоминание материала еще непосредственное, без использования специальных приемов, и в значительной мере зависит от врожденных задатков, в частности подвижности—инертности нервных процессов. Известно, что инертность нервных процессов способствует продуктивности памяти, подвижность же, характеризуемая быстрым исчезновением следовых процессов в центральной нервной системе, не дает долго оставаться возбуждению в нервных клетках, из-за чего полученная информация быстро исчезает.
С
другой стороны, у подростка активно развивается
логическая память, которая преимущественно
и используется им в процессе учебной
деятельности.
1.3.3
Нравственное формирование
Было бы большой ошибкой пренебрегать правом подростка на свои собственные взгляды, представления, чувства на том основании, что еще неустойчивы, порой прямолинейны и полярны его нравственные суждения, неоправданно резки и недостаточно обоснованы моральные оценки, подвержены резким колебаниям чувства.
Нравственные суждения подростка нередко неопределенны, неустойчивы, а иногда и ошибочны. Сплошь и рядом он отождествляет упорство и упрямство, смелость и лихачество, гордость и заносчивость. Это приводит к ошибочным поступкам. Убежденность, основанная на истинных знаниях, требует от подростка собственных решений и определенных поступков.
Но не так уж редко между нравственными знаниями и поведением подростка обнаруживается разрыв: хорошо зная и понимая сущность моральных требований, он поступает вопреки им. Глубоко убежденный в том, что лгать нехорошо, он лжет, чтобы избежать наказания. Горячо осуждая несправедливость, не находит в себе смелости выступить против более сильного обидчика и до поры до времени старается остаться в стороне.
В подростковом возрасте это расхождение убеждений и реального поведения обычно искренне переживается самим подростком, хотя нередко эти переживания скрываются за внешней бравадой, особенно если взрослые постоянно напоминают о таком несоответствии. Подросток живет богатой эмоциональной жизнью, его многое задевает, волнует, трогает, хотя внешне он может казаться равнодушным и спокойным. Особенно не любит подросток громких слов, ненужного пафоса. Это богатство эмоциональной жизни - условие его нравственного роста.
Особое значение в нравственном формировании личности подростка имеют высшие гражданские чувства, объектом которых являются Родина, человек, коллектив, труд.
В семье создаются особые возможности для воспитания гуманного отношения к людям отзывчивости, симпатии, заботы, сочувствия. Эти чувства обязательно возникают в дружной семье, где отношения пронизаны любовью, добротой, заботой друг о друге.
Усвоение подростком нравственных норм должно претворяться в определенном, нравственном стиле поведения. Нравственные черты личности проявляются в поступках, которые побуждаются желаниями, стремлениями, потребностями, т. е. различными мотивами. Мотив побудительная причина, основание выбора поступка. Решение поступить так, а не иначе нередко представляет собой результат сложной борьбы мотивов, побуждений, стремлений, переживаний. Подчас это столкновение в сознании подростка разных, противоречивых мотивов, одни из которых связаны, например, с его стремлением к удовольствию, к любимому и приятному занятию, а другие мотивы - это осознание долга, обязанностей, выполнение которых требует напряжения сил, отказа от личного удовольствия.
В школе, в семье подросток постоянно ставится перед необходимостью нравственного выбора между желаемым и должным, когда нравственное выступает как должное. В подобных ситуациях нужна моральная стойкость, чтобы сделать правильный выбор. Такие ситуации могут быть обычными, житейскими и, казалось бы, малозначащими. Но они значимы в нравственном формировании, так как требуют усилия, а не бездумного подчинения обстоятельствам: закончена подготовка домашних заданий и можно посмотреть телевизор, но нужно помочь матери в хозяйственных делах; хочется полистать альбом с любимыми марками, но надо навестить больную бабушку.
К сожалению, нередко в семье подросток не принимает сам то или другое решение, не делает выбора, а вынужден действовать по приказу и принуждению. Так, мать просто приказывает сыну немедленно отложить в сторону альбом с марками и идти к бабушке. Мальчик подчиняется, но делает это с нежеланием и раздражением. Здесь нет выбора по собственной инициативе, а поступок, совершенный по принуждению, не способствует утверждению нужных мотивов. Иной воспитательный результат приносит выбор, сделанный свободно и означающий победу над собой, утверждение мотива принести людям радость.
Правильный собственный выбор способствует моральному росту подростка, вызывает положительные чувства, вырабатывает привычку правильно действовать в аналогичных случаях. Помочь сделать правильный выбор это значит отказаться от давления, принуждения, приказа, заменив их, если можно, просьбой, советом, разъяснением.
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика личности