Психолого-педагогическая характеристика личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:57, лабораторная работа

Краткое описание

Индивид – понятие, в котором воплощена родовая принадлежность человека; б) родовая принадлежность есть сумма качеств (конфигурация тела, структура мозга, строение руки), которая позволит их носителю стать человеком в полном смысле этого слова.
Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Оглавление

1. Определение терминов…………………………….…………………с.3
2. Психолого-педагогическая характеристика личности подростка ……………………………………………………………….с.11
1. Личность подростка. Особенности подросткового возраста……...с.11
1.1 Характеристика основных новообразований личности подросткас.11
1.2 Кризис 13 лет…………………………………………………………с.13
1.3 Динамика самосознания. Я-концепция……………………………..с.17
1.3.1 Особенности волевых проявлений………………………………с.18
1.3.2 Интеллектуальное развитие. Познавательные процессы………с.19
1.3.3 Нравственное формирование личности подростка…………….с.21
2. Аномалии личностного развития подростков………………….……с.24
2.1 Негативизм. Подростковая агрессивность………………………….с.24
2.2 Дезадаптация. Психологические механизмы работы с дезадаптированными подростками……………….с.25
2.3 Родителям о психологии и воспитании подростков……………….с.34
Заключение………………………………………………………………с.36
Проведение исследования подросткового возраста в практике современной школы методом анонимного анкетирования группы подростков на предмет их отношения к себе, к будущему, их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ценностей подростков………………………..с.38
- методика проведения исследования
- анализ результатов опынто-экспериментальной работы
3. Составление профессиограммы и психограммы менеджера……………………………………………………..с.47
Список используемой литературы……………………………………..с.56

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогическая х-ка личности.Ван.пол.Перевозки.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

    Здесь мы подошли к существенной проблеме в нравственном воспитании личности к проблеме воздействия словом. Как часто родители жалуются на то, что их повзрослевшие дети перестают понимать обращенные к ним слова: слово-убеждение, слово-просьбу, слово-укор или порицание. Да, бывает и так. Но происходит это в тех случаях (разумеется, если вообще не нарушен контакт подростка с родителями), если словом действуют неумело. Об этом, кстати, говорят и сами подростки: "твердят одно и то же тысячу раз", "надоели со своими поучениями", "учат, учат без конца даже дома быть противно".

    Между тем слово взрослого обладает большой воспитательной силой. Для подростка характерна такая особенность: чем больше у него интерес к явлениям окружающего мира, тем тоньше чувствительность к убеждающему слову. Использование безграничного богатства жизненных ситуаций для того, чтобы вызвать нужное чувство, использование в определенные моменты самого нужного слова одно из условий становления моральной культуры подростка.

    Много возможностей для идейно-нравственного становления личности представится в том случае, если родители внимательно отнесутся к некоторым школьным занятиям, помогут сыну или дочери по-новому увидеть обычное.

    Традиции  в семье тесно связаны с традициями общественно-политической жизни, с влиянием школы, различных организаций. Как важно, чтобы и в семье подросток участвовал в совместной предпраздничной уборке квартиры, увидел отношение родителей к празднику, как к особому дню, испытал радость общения с ними. Культура проведения праздников в семье, особенно общественно-политических, это важное средство идейно-нравственного становления личности подростка. 

    2 Аномалии личностного развития  подростков 

    2.1 Негативизм. Подростковая агрессивность

    Подростковый  возраст характеризуется повышенной агрессивностью. Уровень агрессивности у подростков связан с их социальным статусом в классе (у половины социометрических лидеров уровень агрессивности высокий) и с самооценкой (чем выше уровень самооценки, тем выше склонность к агрессии и враждебность). Правда, склонны к агрессии и подростки с низкой самооценкой. Таким образом, агрессивность в большей мере характерна для лиц с крайними самооценками.

    Имеет значение и несоответствие самооценки подростка с низкой его оценкой другими. Это создает фрустрирующую ситуацию, провоцирующую агрессию.

    У неагрессивных подростков идентификация  с собственными родителями выражена сильнее, чем у агрессивных. При этом наиболее сильные различия между агрессивными и неагрессивными обнаруживаются по степени идентификации с отцом. Идентификация с матерью оказалась более высокой и почти одинаковой у тех и других подростков.

    Повышенная  агрессивность подростков создает  благоприятную почву для развития у части из них девиантного (отклоняющегося от общепринятых норм) поведения. 

    2.2 Дезадаптация. Психологические механизмы  работы с дезадаптированными  подростками

      Дезадаптация — это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие характеру социальных влияний и отношений. Результат дезадаптации — нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентаций, диффузия социальных ролей вплоть до принятия тех из них, которые не позволяют бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять потребности ("вор", "хулиган", "бродяга" и пр.). Именно принятие на себя той или иной социальной роли является показателем адаптации или дезадаптации личности.

      Психологическая сущность социальной дезадаптации детей  и подростков может быть раскрыта, если будет известно, какие психологические  закономерности характерны для данного явления, какие составляющие его образуют. Два обстоятельства являются важнейшими предпосылками дезадаптации:

      1) семейный фактор. Для ребенка,  находящегося в самом раннем  возрасте, пьянство родителей, их  безразличие, граничащие с жесткостью, — факторы, способствующие его патологическому развитию; для детей более позднего возраста неблагоприятная семейная обстановка — лишь отягощающая, а вовсе не обязательная предпосылка дезадаптации;

      2) врожденная патология: выраженные  в довольно стертом виде церебральная  недостаточность, легкие дисфункции мозга, обусловленные родовыми или послеродовыми травмами мозга и головы, тяжелой беременностью матери, повышенной психической возбудимостью самих родителей. В совокупности с первым фактором они создают те особые, отягощенные по сравнению с нормальными условия, в которых изначально появляются и формируются отклонения в психике, способствующие дезадаптации.

      Уже в раннем детстве такие дети демонстрируют  быструю утомляемость, трудности  общения в детских дошкольных учреждениях, затруднения при включении в характерные для их возраста игры и занятия. Однако настоящие сложности возникают у них, как правило, после поступления в школу. Во-первых, они плохо подготовлены и в состоянии наверстать упущенное только при создании для них благоприятных условий, поэтому учиться им, как правило, трудно. Во-вторых, они быстрее, чем другие, устают, пресыщаясь деятельностью, более раздражительны, не способны к длительным и систематическим нагрузкам. Недаром уже к концу младшего школьного возраста они становятся возмутителями спокойствия, начинают прогуливать уроки. И все же было бы грубой ошибкой считать, что ранняя трудновоспитуемость и ослабленная нервная система, а потому и начальная дезадаптация с ее отклонениями в поведении — непосредственные причины асоциальной направленности личности. Следует рассмотреть личность ребенка на протяжении всего пути становления феномена дезадаптации и при этом строго разделять физиологические условия и собственно психологический процесс, протекающий в этих рамках. В качестве наиболее значимых можно отметить следующие моменты.

      По  мере усложнения требований и школьных программ таким детям в силу указанных  нарушений все труднее становится достигать успеха. Им обычно не по силам  в течение долгого времени (15—20 мин) концентрировать внимание, поэтому на уроке они отвлекаются, отвечают невпопад, раздражают учителя, становятся объектами насмешек сверстников. Без организующей и мобилизующей помощи взрослых (которую им не могут предоставить родители в неблагополучной семье) они не в состоянии преодолевать трудности, терпят обвинения в неполноценности, подвергаются наказаниям (зачастую весьма суровым), лишениям. Важнейшие потребности ребенка в этом возрасте — одобрение, уважение со стороны окружающих — не удовлетворяются, что создает у него глубокий внутренний дискомфорт. Вследствие этого ребенок становится безответным "мальчиком для битья", "тайным мстителем" или, наоборот, драчуном, скандалистом, грубияном.

      Иными словами, легкая или стертая наследственная патология в совокупности с отсутствием педагогической и психологической помощи обусловливают постепенное отчуждение ребенка от просоциального большинства. Этому способствуют и неблагоприятная обстановка в семье, пьянство и жестокость родителей.

      По  мере перехода к подростковому возрасту, подразумевающему формирование новых  потребностей, превалирование коммуникативной  деятельности, общение со сверстниками, потребность познать себя, самоутвердиться, появляется необходимость выработать собственную точку зрения на те или иные явления и события. Конечно, было бы ошибкой предполагать, что "трудный" подросток ввиду своего отягощенного психического развития склонен выбирать в качестве новых потребностей только "дурное" и "плохое". Однако, как правило, они подбирают себе компанию друзей, в общении с которыми (в отличие от школы и семьи) можно самоутвердиться, получить определенный статус, ощутить (наконец-то) уважение к себе.

      С началом доминирования у подростка  ценностей такой группы неизбежными  становятся его конфликты с педагогами, родителями, соседями. Педагогическая неграмотность родителей, убежденных, что лучшее средство воспитания — грубая ругань, рукоприкладство и вызов участкового, препятствует удовлетворению истинных интересов, эмоциональных запросов подростка.

      Пристрастие к алкоголю и наркотикам, бездумное  участие в уличных драках компенсируют подростку все ущемления и  притеснения, которые он претерпевает в повседневной жизни.

      Однако  участие в драках и совершение других мелких правонарушениях; все  более принимающих характер привычки, неизбежно начинают вызывать личностные изменения, которые в группе развиваются гораздо быстрее, — подросток склонен демонстрировать эти патологические изменения задолго до истинного их появления, следуя требованиям и кодексам группы. Так складывается делинквентная (от лат. delinquens — правонарушитель, преступник) личность, еще не совершавшая, но готовая совершить крупное правонарушение. У подростка, личность которого еще не сформирована, негативный опыт вызывает подлинные отклонения, склонность к правонарушениям. На развитых стадиях девиации и дезадаптации наблюдаются искажение и глубокая деформация личности делинквента, который опускается до самого примитивного состояния. Таким образом, дезадаптация не является врожденной и не возникает неожиданно, ее развитию предшествует целый ряд этапов, которые можно считать стадиями онтогенеза негативных психологических новообразований.

      Схематично  категории дезадаптированных детей  и подростков, прошедших эти этапы  и имеющих общие истоки отклонений в поведении и развитии, можно представить следующим образом:

      1) трудновоспитуемые дети, имеющие близкий к норме уровень дезадаптации, который обусловлен особенностями темперамента, наличием легких дисфункций мозга, нарушением внимания, недостаточностью возрастного развития, особенностями социально-психологической и педагогической ситуации воспитания и развития;

      2) нервные дети, неспособные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными их отношениями с родителями и другими значимыми для них взрослыми;

      3) "трудные" подростки, не умеющие решать свои проблемы социально приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, акцентуациями характера, неустойчивой эмоционально-волевой сферой, изменениями личности, которые под влиянием семейной обстановки, воспитания, ближайшего окружения становятся явно выраженными и со временем необратимыми;

      4) фрустрированные подростки, которым свойственны устойчивые формы саморазрушающего поведения, опасного для их здоровья (употребление наркотиков, алкоголизм), духовного и нравственного развития (сексуальные отклонения, домашнее воровство), будущего социального положения (прекращение учебы, бродяжничество), самого факта их существования (склонность к суициду, вызванная желанием избавиться от ощущения собственной ненужности, отсутствия смысла жизни);

      5) подростки-делинквенты, постоянно балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально приемлемыми представлениями о добре и зле.

      Социальный  работник, стремящийся преодолеть всякого  рода отклонения в поведении подростка, должен избрать главным объектом своего внимания вовсе не правонарушения и даже не дезадаптацию, а причины  их возникновения, в том числе социально-психологические, уводящие ребенка из мира нормальных взаимоотношений с людьми в мир иллюзорный, часто примитивный, криминальный, а значит, и асоциальный. При этом главное внимание надо уделять тому периоду жизни ребенка, в течение которого формируются его личность, круг нравственных интересов, сфера межличностных отношений.

      Иначе говоря, начинать надо с определения  психологических, педагогических, социальных причин как факторов деформации личности, обусловливающих дальнейшую дезадаптацию, а не сосредоточивать все внимание только на борьбе (при этом заведомо бесплодной) с ее многочисленными последствиями (перекрывая, например, пути распространения алкогольной продукции, удаляя из продажи видеофильмы, культивирующие секс и насилие, и т. д.). Непродуктивно строить приюты для бездомных и колонии для малолетних преступников, забывая, что корни зла — отсутствие у них представлений о родительской любви и добре, наличие у них комплекса проблем, оставшихся неразрешенными и ищущих выхода в стремлении к суррогатной и легкой жизни.

      Из  сказанного следует, что включение  любого дезадаптированного ребенка  или подростка в традиционную воспитательную и образовательную  систему в полном объеме невозможно без специальной помощи в области  коррекции и восстановления психических ресурсов и потенциальных возможностей ребенка. Эффективность такого варианта работы с дезадаптированными детьми во многом зависит от наличия комплексной инфраструктуры, включающей в себя следующие элементы: квалифицированные кадры, организационная поддержка, финансирование со стороны государства, связь с научными подразделениями, а также специально создаваемое для достижения этих целей социальное пространство, в котором формируются свои традиции и методы работы с дезадаптированными детьми и подростками.

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика личности