Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:57, лабораторная работа
Индивид – понятие, в котором воплощена родовая принадлежность человека; б) родовая принадлежность есть сумма качеств (конфигурация тела, структура мозга, строение руки), которая позволит их носителю стать человеком в полном смысле этого слова.
Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
1. Определение терминов…………………………….…………………с.3
2. Психолого-педагогическая характеристика личности подростка ……………………………………………………………….с.11
1. Личность подростка. Особенности подросткового возраста……...с.11
1.1 Характеристика основных новообразований личности подросткас.11
1.2 Кризис 13 лет…………………………………………………………с.13
1.3 Динамика самосознания. Я-концепция……………………………..с.17
1.3.1 Особенности волевых проявлений………………………………с.18
1.3.2 Интеллектуальное развитие. Познавательные процессы………с.19
1.3.3 Нравственное формирование личности подростка…………….с.21
2. Аномалии личностного развития подростков………………….……с.24
2.1 Негативизм. Подростковая агрессивность………………………….с.24
2.2 Дезадаптация. Психологические механизмы работы с дезадаптированными подростками……………….с.25
2.3 Родителям о психологии и воспитании подростков……………….с.34
Заключение………………………………………………………………с.36
Проведение исследования подросткового возраста в практике современной школы методом анонимного анкетирования группы подростков на предмет их отношения к себе, к будущему, их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ценностей подростков………………………..с.38
- методика проведения исследования
- анализ результатов опынто-экспериментальной работы
3. Составление профессиограммы и психограммы менеджера……………………………………………………..с.47
Список используемой литературы……………………………………..с.56
В настоящее время в системе такой работы наметилась целая сеть учреждений: 1) центр экстренной психологической помощи по телефону ("телефон доверия"); 2) центр психолого-педагогической помощи семье и детям; 3) территориальный центр социальной помощи семье и детям; 4) центр социальной реабилитации для несовершеннолетних; 5) социальный приют для детей и подростков; 6) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Здесь должны реализовываться следующие принципы:
• разноплановость усилий, т. е. направленность социальной работы на различные сферы жизнедеятельности детей и подростков;
• единство психосоциальных, педагогических, социальных (а при необходимости — медицинских, биологических) воздействий;
• партнерство как всемерное вовлечение дезадаптированных детей и подростков в восстановительный процесс;
• ступенчатость, постепенность, последовательность, создание "переходов" от одного вида коррекционных, реабилитационных или воспитывающих мероприятий к другому.
Вместе с тем выстраивание учреждений в таком порядке подчеркивает, что содержание социальной работы с детьми зависит от степени их дезадаптации и потому осуществляется на разных уровнях разными силами и разными методами.
Так, трудновоспитуемым детям, а также невротикам, которые в силу своего возраста еще не окончательно утратили социально-адаптивные качества и чьи отклонения обусловлены в основном синдромом нарушенного внимания и легкими дисфункциями мозга, достаточно оказания психолого-педагогической помощи на индивидуальном уровне в соответствующих центрах: выявление отстающего компонента развития, узкоспециализированные коррекционные мероприятия при тесном взаимодействии психологов и педагогов с психоневрологом, психотерапевтом и родителями ребенка. Совсем другое дело — "трудные" подростки из групп риска с более явными и грубыми формами отклоняющегося поведения. Они уже нуждаются в более серьезных видах помощи.
Первостепенное значение имеют действия специалиста по социальной работе (социального педагога) — профессионала, способного мобилизовать и организовать всех, кто еще не был задействован и кто может оказать помощь в работе с этой категорией несовершеннолетних в условиях их повседневной жизни — от специалистов центров психолого-педагогической помощи до учителей, родителей, соседей, друзей и добровольных помощников. При этом каждый, кто будет пытаться воздействовать на подростков, становится участником комплексной программы профилактики, тем самым реализующим идеи о создании социального пространства, формирующего своеобразную терапевтическую среду. Предупреждаются негативные воздействия с тем, чтобы все позитивные качества ребенка получили развитие.
Учреждения социального обслуживания должны быть частью ближайшего окружения ребенка. Связь между учреждениями социального обслуживания и социальной средой, а значит, и детьми должен осуществлять социальный работник, предоставляемый центром социальной помощи семье и детям, — специалист, который постоянно взаимодействует с конкретными детьми и подростками. Социальный работник старается актуализировать и использовать все, что может помочь ребенку, выступая в качестве социального работника при общении с теми, кто привлекается для помощи детям (родители, соседи, друзья или официальные лица и их добровольные помощники), и одновременно в качестве социального педагога при общении непосредственно с несовершеннолетним.
Традиционная работа с трудноадаптируемыми детьми, часто предусматривающая их изоляцию от семьи и помещение в закрытые учреждения, продемонстрировала свою неэффективность и даже вред по отношению к детям, имеющим нервно-психические расстройства. Новая технология основывается на следующих положениях:
• личностно ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей;
• разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков;
• организация работы с ними в аспекте социальной педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности;
• разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности.
С самого начала нужно учитывать особенности подросткового возраста. Трудный подросток, даже на словах высказав готовность "исправиться", не всегда испытывает внутреннюю потребность сделать это. Но уже сам факт его согласия контактировать с социальным работником, его приход, например, в центр психолого-педагогической помощи или спортивную секцию может свидетельствовать о том, что у него зародились сомнения в целесообразности его привычной жизни, смутное желание "что-то предпринять".
Мероприятия
по выявлению и стимулированию желания
подростка "работать" над собой,
принимать участие в
У одних подростков желание зарабатывать деньги, учиться и т. д. отсутствует; они считают, что это неинтересно, нарушает привычный ритм их жизни, утомляет, отвлекает от друзей, развлечений. У других желание что-то изменить в своей жизни выражено явно, но носит неопределенный характер: они не знают, чего именно хотят.
После диагностики и квалификации потребностного состояния социальный работник предлагает подростку попробовать свои силы в разных видах деятельности — от простых контактов со сверстниками в клубе или кружке, на спортивной площадке до сложных и творческих занятий. Подросток должен иметь широкий спектр выбора, чтобы первоначальное диффузное состояние преобразовалось в мотивообразование, а значит, могло бы подвергнуться психокоррекционному воздействию.
После выявления той или иной склонности подростка социальный педагог совместно с тренером, инструктором, мастером, руководителем музыкального коллектива или клуба и др. помогает ему глубже осознать существо того дела, которым он хочет заняться, раскрыть его привлекательные стороны, возможности и перспективы. Так возникает определенный, предметно обозначенный мотив, позволяющий перейти к психокоррекционному воздействию — последовательному преобразованию потребности в деятельность. На этом этапе социальный работник совместно с педагогом, психологом, тренером и др. помогает подростку обрести конкретные навыки этой деятельности, расширить ее возможности.
Хорошо,
если после этого подросток начинает заниматься
реальным делом, например становится членом
производственной бригады, посильно трудится
в мастерской с пользой для себя, своей
семьи и т.д. — при этом меняется его самосознание,
отношение к себе и другим, проявляются
положительные эмоции и чувства, в том
числе ответственность, удовлетворенность,
самоопределение, идентификация себя
с обществом, частью которого ему предстоит
стать. Словом, возникает иная, качественно
новая позиция, способствующая развитию,
а не деградации, ориентированная не на
узколичные, а общественные, общечеловеческие
ценности.
2.3
Родителям о психологии и
Всем известно, что с подростками трудно. Но редко кто задает себе вопрос: а легко ли подростку с самим собой?
С одной стороны, подросток уже не ощущает себя ребенком, поэтому авторитарный стиль отношений («ребенок-взрослый») для него абсолютно неприемлем. Многие «продвинутые» родители, понимая это, начинают общаться с ребенком «на равных», как со взрослым, излишне посвящая его в проблемы своей взрослой жизни и ожидая при этом «взрослой» реакции. Но подросток еще не в состоянии общаться на уровне «взрослый-взрослый». Более того, такой тип отношений пугает его, требует от него огромной меры ответственности, к которой он еще не готов и опыта, которым он еще не обладает. Да и не хочет он еще быть взрослым! Остается третий тип отношений «ребенок-ребенок». Покопайтесь в своей памяти и вспомните, что испытывали и чувствовали вы в тринадцать-пятнадцать лет, попытайтесь увидеть мир его глазами. Речь, конечно, не идет о панибратстве, когда дети называют родителей по имени и, не смущаясь, курят в их присутствии, а именно об общности видения мира. Покажите ребенку, что вы принимаете его систему ценностей, с уважением относитесь к его вкусам. Ведь диковатая антиэстетичная подростковая мода - это своего рода панцирь, помогающий скрыть собственную угловатость, а зеленый цвет волос и серьга в пупке - способ заявить о себе, обратить внимание равнодушного, а то и враждебного мира на самый факт своего существования. С другой стороны, если вы сами увешаетесь «фенечками» и начнете говорить на подростковом сленге, это вызовет у подростка чувство настоящей паники: ведь сколь бы дикими и вызывающими ни были выходки тинейджеров, им абсолютна необходима уверенность в том, что где-то рядом есть стабильный и респектабельный мир «противных» взрослых, которые знают, как на самом деле надо себя вести и в случае необходимости сразу же придут на помощь.
Вообще, в какие бы конфликтные ситуации ни попадал подросток, он всегда должен чувствовать, что вы - на его стороне, помогаете ему выпутаться из неприятной истории, а не выступаете против него единым фронтом вместе с классным руководителем, завучем или инспектором детской комнаты милиции.
Да, переходный возраст сложен и для ребенка и для его родителей. Но ведь одновременно это и прекрасное время: задушевные разговоры с друзьями и первые влюбленности, удивленный взгляд в зеркало, в котором вдруг обнаруживаешь прекрасного лебедя вместо вчерашнего гадкого утенка. А это головокружительное ощущение свободы, неограниченных творческих возможностей, бесконечной жизни впереди... Помните, как это было с вами? И пусть ваш ребенок запомнит эти недолгие, поистине уникальные годы как время радостного открытия самого себя, своей самоценности и неповторимости, а не как эпоху непрекращающейся борьбы с «предками», которую он будет потом вспоминать с болью и горечью.
Заключение
Таким образом, главной особенностью подросткового возраста является его переходный характер – от детства к взрослости. Это период резкого увеличения темпов физического развития и полового созревания. Характерная его черта – проявление подростками противоположных черт личности, их неожиданная смена друг друга: то общительный, то замкнутый, то веселый, то унылый и т.д. главная же задача подростка – формирование самосознания и идентичности (быть как другие сверстники).
Как выяснилось, переход от детства к взрослости не у всех протекает гладко. В связи с этим выделяют три типа развития личности подростка. Для первого типа характерно бурное, кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение. Его итог – становление нового Я. Для второго типа характерно плавное, без глубоких потрясений изменение личности. Третий тип развития связан с активным и сознательным процессом самовоспитания, самостоятельным преодолением тревог и кризисов.
Для подростков характерны большая эмоциональная возбудимость и устойчивость эмоциональных переживаний, перепады настроения, противоречивость чувств, низкая самооценка. У подростков сильно развито чувство принадлежности к группе, они предъявляют высокие требования к дружбе. При этом у них сильно проявляется чувство патриотизма.
В
этом возрасте в организме и психике
ребенка происходят существенные изменения,
обусловленные половым
Особенностью волевых проявлений является то, что подросток стремится к самостоятельному поведению, хочет быть волевым.
Анализируя познавательные процессы, можно выделить то, что у подростков наблюдается повышенная отвлекаемость, приводящая к нарушению дисциплины. Характерной особенностью восприятия подростков является его интеллектуализация, то есть умение не просто видеть объект, а выделять в нем определенные связи и зависимости. Мышление переходит на новый уровень, становится теоретическим, рефлексивным, познавательные задачи сначала предварительно мысленно решаются с помощью построения различных гипотез и их проверки. В 12-14 лет стремление к интеллектуальной деятельности и темпы возрастания ее возможностей заметно снижаются, что сказывается и на снижении успеваемости подростков. Также для подростков характерна критичность по отношению к взрослым. Общение подростка со взрослыми и особенно со сверстниками за стенами школы становится основным, если в школе он не получает удовлетворения своих потребностей.
Существенная особенность у подростков – появление впечатления о своей взрослости уже в 11-12 лет. Отсюда – поиск ответов на вопросы «Кто Я?» и «Каков мой дальнейший путь?», что приводит к так называемому кризису подросткового возраста.
Подростковый возраст также характеризуется повышенной агрессивностью.
Оценивая
все вышесказанное, автор работы, принимая
во внимание основные характеристики
подросткового возраста, рекомендует
психологам и социальным работникам учебных
заведений по возможности применить на
практике психологические механизмы работы
с дезатаптированными детьми и подростками,
рекомендованные профессором Холостовой
Е.И., так как работать им приходиться с
разными детьми и подростками, где встречается
много детей из неблагополучных семей.
Также рекомендуется проводить на практике
данные профилактические мероприятия,
а также рекомендовать родителям советы
о психологии и воспитании подростков,
заимствованные в учебном пособии «Воспитательный
процесс», автора Климкович Е.А.
Проведение исследования подросткового возраста в практике современной школы методом анонимного анкетирования группы подростков на предмет их отношения к себе, к будущему, их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ценностей подростков
Мы достаточно подобно рассмотрели основные психологические характеристики подросткового возраста, признанные в современной теории отечественной психологии. Однако нам представляется целесообразным мысль провести так же и самостоятельное опытно-экспериментальное исследование группы подростков, чтобы проверить гипотезу о наличии взаимосвязей между отношением подростков к себе, к будущему с одной стороны, и их отношениями со взрослыми и сверстниками с другой. Кроме того, в данном исследовании мы определим те черты характера и виды деятельности, которые представляют для подростков наибольшую ценность.
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика личности