Психолого-педагогическая характеристика личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:57, лабораторная работа

Краткое описание

Индивид – понятие, в котором воплощена родовая принадлежность человека; б) родовая принадлежность есть сумма качеств (конфигурация тела, структура мозга, строение руки), которая позволит их носителю стать человеком в полном смысле этого слова.
Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Оглавление

1. Определение терминов…………………………….…………………с.3
2. Психолого-педагогическая характеристика личности подростка ……………………………………………………………….с.11
1. Личность подростка. Особенности подросткового возраста……...с.11
1.1 Характеристика основных новообразований личности подросткас.11
1.2 Кризис 13 лет…………………………………………………………с.13
1.3 Динамика самосознания. Я-концепция……………………………..с.17
1.3.1 Особенности волевых проявлений………………………………с.18
1.3.2 Интеллектуальное развитие. Познавательные процессы………с.19
1.3.3 Нравственное формирование личности подростка…………….с.21
2. Аномалии личностного развития подростков………………….……с.24
2.1 Негативизм. Подростковая агрессивность………………………….с.24
2.2 Дезадаптация. Психологические механизмы работы с дезадаптированными подростками……………….с.25
2.3 Родителям о психологии и воспитании подростков……………….с.34
Заключение………………………………………………………………с.36
Проведение исследования подросткового возраста в практике современной школы методом анонимного анкетирования группы подростков на предмет их отношения к себе, к будущему, их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ценностей подростков………………………..с.38
- методика проведения исследования
- анализ результатов опынто-экспериментальной работы
3. Составление профессиограммы и психограммы менеджера……………………………………………………..с.47
Список используемой литературы……………………………………..с.56

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогическая х-ка личности.Ван.пол.Перевозки.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

      В настоящее время в системе  такой работы наметилась целая сеть учреждений: 1) центр экстренной психологической  помощи по телефону ("телефон доверия"); 2) центр психолого-педагогической помощи семье и детям; 3) территориальный  центр социальной помощи семье и детям; 4) центр социальной реабилитации для несовершеннолетних; 5) социальный приют для детей и подростков; 6) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

      Здесь должны реализовываться следующие принципы:

      • разноплановость усилий, т. е. направленность социальной работы на различные сферы жизнедеятельности детей и подростков;

      • единство психосоциальных, педагогических, социальных (а при необходимости — медицинских, биологических) воздействий;

      • партнерство как всемерное вовлечение дезадаптированных детей и подростков в восстановительный процесс;

      • ступенчатость, постепенность, последовательность, создание "переходов" от одного вида коррекционных, реабилитационных или воспитывающих мероприятий к другому.

      Вместе  с тем выстраивание учреждений в таком порядке подчеркивает, что содержание социальной работы с детьми зависит от степени их дезадаптации и потому осуществляется на разных уровнях разными силами и разными методами.

      Так, трудновоспитуемым детям, а также  невротикам, которые в силу своего возраста еще не окончательно утратили социально-адаптивные качества и чьи отклонения обусловлены в основном синдромом нарушенного внимания и легкими дисфункциями мозга, достаточно оказания психолого-педагогической помощи на индивидуальном уровне в соответствующих центрах: выявление отстающего компонента развития, узкоспециализированные коррекционные мероприятия при тесном взаимодействии психологов и педагогов с психоневрологом, психотерапевтом и родителями ребенка. Совсем другое дело — "трудные" подростки из групп риска с более явными и грубыми формами отклоняющегося поведения. Они уже нуждаются в более серьезных видах помощи.

      Первостепенное значение имеют действия специалиста по социальной работе (социального педагога) — профессионала, способного мобилизовать и организовать всех, кто еще не был задействован и кто может оказать помощь в работе с этой категорией несовершеннолетних в условиях их повседневной жизни — от специалистов центров психолого-педагогической помощи до учителей, родителей, соседей, друзей и добровольных помощников. При этом каждый, кто будет пытаться воздействовать на подростков, становится участником комплексной программы профилактики, тем самым реализующим идеи о создании социального пространства, формирующего своеобразную терапевтическую среду. Предупреждаются негативные воздействия с тем, чтобы все позитивные качества ребенка получили развитие.

      Учреждения  социального обслуживания должны быть частью ближайшего окружения ребенка. Связь между учреждениями социального обслуживания и социальной средой, а значит, и детьми должен осуществлять социальный работник, предоставляемый центром социальной помощи семье и детям, — специалист, который постоянно взаимодействует с конкретными детьми и подростками. Социальный работник старается актуализировать и использовать все, что может помочь ребенку, выступая в качестве социального работника при общении с теми, кто привлекается для помощи детям (родители, соседи, друзья или официальные лица и их добровольные помощники), и одновременно в качестве социального педагога при общении непосредственно с несовершеннолетним.

      Традиционная  работа с трудноадаптируемыми детьми, часто предусматривающая их изоляцию от семьи и помещение в закрытые учреждения, продемонстрировала свою неэффективность и даже вред по отношению к детям, имеющим нервно-психические расстройства. Новая технология основывается на следующих положениях:

      • личностно ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей;

      • разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков;

      • организация работы с ними в аспекте социальной педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности;

      • разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности.

      С самого начала нужно учитывать особенности  подросткового возраста. Трудный  подросток, даже на словах высказав готовность "исправиться", не всегда испытывает внутреннюю потребность сделать это. Но уже сам факт его согласия контактировать с социальным работником, его приход, например, в центр психолого-педагогической помощи или спортивную секцию может свидетельствовать о том, что у него зародились сомнения в целесообразности его привычной жизни, смутное желание "что-то предпринять".

      Мероприятия по выявлению и стимулированию желания  подростка "работать" над собой, принимать участие в определенном деле, работе, групповом общении относятся к сфере потребностного состояния и ориентировки.

      У одних подростков желание зарабатывать деньги, учиться и т. д. отсутствует; они считают, что это неинтересно, нарушает привычный ритм их жизни, утомляет, отвлекает от друзей, развлечений. У других желание что-то изменить в своей жизни выражено явно, но носит неопределенный характер: они не знают, чего именно хотят.

      После диагностики и квалификации потребностного состояния социальный работник предлагает подростку попробовать свои силы в разных видах деятельности — от простых контактов со сверстниками в клубе или кружке, на спортивной площадке до сложных и творческих занятий. Подросток должен иметь широкий спектр выбора, чтобы первоначальное диффузное состояние преобразовалось в мотивообразование, а значит, могло бы подвергнуться психокоррекционному воздействию.

      После выявления той или иной склонности подростка социальный педагог совместно  с тренером, инструктором, мастером, руководителем музыкального коллектива или клуба и др. помогает ему глубже осознать существо того дела, которым он хочет заняться, раскрыть его привлекательные стороны, возможности и перспективы. Так возникает определенный, предметно обозначенный мотив, позволяющий перейти к психокоррекционному воздействию — последовательному преобразованию потребности в деятельность. На этом этапе социальный работник совместно с педагогом, психологом, тренером и др. помогает подростку обрести конкретные навыки этой деятельности, расширить ее возможности.

      Хорошо, если после этого подросток начинает заниматься реальным делом, например становится членом производственной бригады, посильно трудится в мастерской с пользой для себя, своей семьи и т.д. — при этом меняется его самосознание, отношение к себе и другим, проявляются положительные эмоции и чувства, в том числе ответственность, удовлетворенность, самоопределение, идентификация себя с обществом, частью которого ему предстоит стать. Словом, возникает иная, качественно новая позиция, способствующая развитию, а не деградации, ориентированная не на узколичные, а общественные, общечеловеческие ценности. 

    2.3 Родителям о психологии и воспитании  подростков

    Всем  известно, что с подростками трудно. Но редко кто задает себе вопрос: а легко ли подростку с самим  собой?

    С одной стороны, подросток уже не ощущает себя ребенком, поэтому авторитарный стиль отношений («ребенок-взрослый») для него абсолютно неприемлем. Многие «продвинутые» родители, понимая это, начинают общаться с ребенком «на равных», как со взрослым, излишне посвящая его в проблемы своей взрослой жизни и ожидая при этом «взрослой» реакции. Но подросток еще не в состоянии общаться на уровне «взрослый-взрослый». Более того, такой тип отношений пугает его, требует от него огромной меры ответственности, к которой он еще не готов и опыта, которым он еще не обладает. Да и не хочет он еще быть взрослым! Остается третий тип отношений «ребенок-ребенок». Покопайтесь в своей памяти и вспомните, что испытывали и чувствовали вы в тринадцать-пятнадцать лет, попытайтесь увидеть мир его глазами. Речь, конечно, не идет о панибратстве, когда дети называют родителей по имени и, не смущаясь, курят в их присутствии, а именно об общности видения мира. Покажите ребенку, что вы принимаете его систему ценностей, с уважением относитесь к его вкусам. Ведь диковатая антиэстетичная подростковая мода - это своего рода панцирь, помогающий скрыть собственную угловатость, а зеленый цвет волос и серьга в пупке - способ заявить о себе, обратить внимание равнодушного, а то и враждебного мира на самый факт своего существования. С другой стороны, если вы сами увешаетесь «фенечками» и начнете говорить на подростковом сленге, это вызовет у подростка чувство настоящей паники: ведь сколь бы дикими и вызывающими ни были выходки тинейджеров, им абсолютна необходима уверенность в том, что где-то рядом есть стабильный и респектабельный мир «противных» взрослых, которые знают, как на самом деле надо себя вести и в случае необходимости сразу же придут на помощь.

    Вообще, в какие бы конфликтные ситуации ни попадал подросток, он всегда должен чувствовать, что вы - на его стороне, помогаете ему выпутаться из неприятной истории, а не выступаете против него единым фронтом вместе с классным руководителем, завучем или инспектором детской комнаты милиции.

    Да, переходный возраст сложен и для ребенка и для его родителей. Но ведь одновременно это и прекрасное время: задушевные разговоры с друзьями и первые влюбленности, удивленный взгляд в зеркало, в котором вдруг обнаруживаешь прекрасного лебедя вместо вчерашнего гадкого утенка. А это головокружительное ощущение свободы, неограниченных творческих возможностей, бесконечной жизни впереди... Помните, как это было с вами? И пусть ваш ребенок запомнит эти недолгие, поистине уникальные годы как время радостного открытия самого себя, своей самоценности и неповторимости, а не как эпоху непрекращающейся борьбы с «предками», которую он будет потом вспоминать с болью и горечью.

    Заключение

    Таким образом, главной особенностью подросткового  возраста является его переходный характер – от детства к взрослости. Это период резкого увеличения темпов физического развития и полового созревания. Характерная его черта – проявление подростками противоположных черт личности, их неожиданная смена друг друга: то общительный, то замкнутый, то веселый, то унылый и т.д. главная же задача подростка – формирование самосознания и идентичности (быть как другие сверстники).

    Как выяснилось, переход от детства к  взрослости не у всех протекает гладко. В связи с этим выделяют три  типа развития личности подростка. Для  первого типа характерно бурное, кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение. Его итог – становление нового Я. Для второго типа характерно плавное, без глубоких потрясений изменение личности. Третий тип развития связан с активным и сознательным процессом самовоспитания, самостоятельным преодолением тревог и кризисов.

    Для подростков характерны большая эмоциональная  возбудимость и устойчивость эмоциональных  переживаний, перепады настроения, противоречивость чувств, низкая самооценка. У подростков сильно развито чувство принадлежности к группе, они предъявляют высокие требования к дружбе. При этом у них сильно проявляется чувство патриотизма.

    В этом возрасте в организме и психике  ребенка происходят существенные изменения, обусловленные половым созреванием, что значительно изменяет сферу интересов ребенка. При этом прослеживаются две тенденции в развитии интересов: с одной стороны, появление новых интересов и влечений, с другой – свертывание и отмирание установившейся ранее системы интересов. для этой фазы характерны также пессимизм, распад коллективных связей, разрыв сложившихся прежде отношений между детьми, в том числе и дружественных, стремление к одиночеству, резкое изменение отношения к другим людям, пренебрежение правилами общественного поведения.

    Особенностью волевых проявлений является то, что подросток стремится к самостоятельному поведению, хочет быть волевым.

    Анализируя  познавательные процессы, можно выделить то, что у подростков наблюдается  повышенная отвлекаемость, приводящая к нарушению дисциплины. Характерной особенностью восприятия подростков является его интеллектуализация, то есть умение не просто видеть объект, а выделять в нем определенные связи и зависимости. Мышление переходит на новый уровень, становится теоретическим, рефлексивным, познавательные задачи сначала предварительно мысленно решаются с помощью построения различных гипотез и их проверки. В 12-14 лет стремление к интеллектуальной деятельности и темпы возрастания ее возможностей заметно снижаются, что сказывается и на снижении успеваемости подростков. Также для подростков характерна критичность по отношению к взрослым. Общение подростка со взрослыми и особенно со сверстниками за стенами школы становится основным, если в школе он не получает удовлетворения своих потребностей.

    Существенная особенность у подростков – появление впечатления о своей взрослости уже в 11-12 лет. Отсюда – поиск ответов на вопросы «Кто Я?» и «Каков мой дальнейший путь?», что приводит к так называемому кризису подросткового возраста.

    Подростковый  возраст также характеризуется повышенной агрессивностью.

    Оценивая  все вышесказанное, автор работы, принимая во внимание основные характеристики подросткового возраста, рекомендует психологам и социальным работникам учебных заведений по возможности применить на практике психологические механизмы работы с дезатаптированными детьми и подростками, рекомендованные профессором Холостовой Е.И., так как работать им приходиться с разными детьми и подростками, где встречается много детей из неблагополучных семей. Также рекомендуется проводить на практике данные профилактические мероприятия, а также рекомендовать родителям советы о психологии и воспитании подростков, заимствованные в учебном пособии «Воспитательный процесс», автора Климкович Е.А. 

      Проведение  исследования подросткового  возраста в практике современной школы  методом анонимного анкетирования группы подростков на предмет их отношения к себе, к будущему, их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ценностей подростков

      Мы  достаточно подобно рассмотрели основные психологические характеристики подросткового возраста, признанные в современной теории отечественной психологии. Однако нам представляется целесообразным мысль провести так же и самостоятельное опытно-экспериментальное исследование группы подростков, чтобы проверить гипотезу о наличии взаимосвязей между отношением подростков к себе, к будущему с одной стороны, и их отношениями со взрослыми и сверстниками с другой. Кроме того, в данном исследовании мы определим те черты характера и виды деятельности, которые представляют для подростков наибольшую ценность.

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика личности