Психолого-педагогическая характеристика личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:57, лабораторная работа

Краткое описание

Индивид – понятие, в котором воплощена родовая принадлежность человека; б) родовая принадлежность есть сумма качеств (конфигурация тела, структура мозга, строение руки), которая позволит их носителю стать человеком в полном смысле этого слова.
Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Оглавление

1. Определение терминов…………………………….…………………с.3
2. Психолого-педагогическая характеристика личности подростка ……………………………………………………………….с.11
1. Личность подростка. Особенности подросткового возраста……...с.11
1.1 Характеристика основных новообразований личности подросткас.11
1.2 Кризис 13 лет…………………………………………………………с.13
1.3 Динамика самосознания. Я-концепция……………………………..с.17
1.3.1 Особенности волевых проявлений………………………………с.18
1.3.2 Интеллектуальное развитие. Познавательные процессы………с.19
1.3.3 Нравственное формирование личности подростка…………….с.21
2. Аномалии личностного развития подростков………………….……с.24
2.1 Негативизм. Подростковая агрессивность………………………….с.24
2.2 Дезадаптация. Психологические механизмы работы с дезадаптированными подростками……………….с.25
2.3 Родителям о психологии и воспитании подростков……………….с.34
Заключение………………………………………………………………с.36
Проведение исследования подросткового возраста в практике современной школы методом анонимного анкетирования группы подростков на предмет их отношения к себе, к будущему, их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ценностей подростков………………………..с.38
- методика проведения исследования
- анализ результатов опынто-экспериментальной работы
3. Составление профессиограммы и психограммы менеджера……………………………………………………..с.47
Список используемой литературы……………………………………..с.56

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогическая х-ка личности.Ван.пол.Перевозки.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

Методика  проведения  опытно-экспериментальной  работы

    В нашей практической работе мы воспользуемся  констатирующим экспериментом – то есть таким, который направлен на выявление и объективную фиксацию устойчивых связей разнообразных психологических параметров, не внося каких-либо изменений или преобразований в объект исследования. Модели констатирующего эксперимента разнообразны. Мы применим модель, которая предполагает изучение регулярной взаимной сочетаемости заранее определенного списка психологических параметров.

    Метод исследования – анонимное анкетирование: учащимся предлагается ответить на ряд  вопросов, указав только свой возраст  и пол. Анкета составлена из прямых вопросов, на которые требуются самостоятельные ответы испытуемых и вопросов селективного типа, где опрашиваемому, на каждый вопрос предлагается на выбор несколько ответов. Преимущество используемого метода состоит, во-первых, в большей откровенности учащихся, ввиду анонимности ответов; во-вторых, анкетирование путем раздачи учащимся листков с заранее заготовленными вопросами, позволяет собрать информацию за небольшой отрезок времени и, в-третьих, практически исключены неискренность и подгон ответов, так как данный метод по возможности препятствует любым воздействиям на учащихся со стороны  (каждый работает молча, только со своим опросным листком).

    Место проведения исследования – средняя  школа № 3 г.Советская Гавань.

    Выборка испытуемых - учащиеся 12-14 лет (7-8 классы) в количестве 48 человек.

    Объект  исследования: такие психологические  характеристики, как отношение подростков к себе, к будущему, их взаимоотношения  со взрослыми и сверстниками, ценности подростков.

    Предмет исследования (гипотеза): взаимозависимость  между отношением подростка к себе, к будущему и их отношениями со взрослыми и сверстниками; черты характера и виды деятельности наиболее ценные для подростков.

    Как уже указывалось в теоретическом  разделе, общение является для подростков ведущей деятельностью. Каким образом складываются отношения подростка с родителями, с друзьями, с другими взрослыми и детьми, глубоко им переживаются, анализируются, оцениваются. Это влияет на его эмоциональное состояние, принятие- непринятие себя. Отношение подростка к себе очень нестабильно: оно постоянно меняется в зависимости от его успехов и неудач, достигнутых целей и поражений, от мнения окружающих. А если полноценное, продуктивное общение с окружающими постоянно не складываются, узы с родными не прочные, то мнение подростка о себе  сильно страдает, перерастает в неуверенность в своих силах, стойкую неприязнь к себе, неверие в завтрашний день. В свою очередь мы можем наблюдать и обратное воздействие: так, уверенный в себе подросток более свободно и непринужденно строит свои отношения с другими людьми, не боится раскрыться в общении и, следовательно, более благополучен в этой сфере.

    Кроме всего сказанного, интерес для  нас представляет также и то, какие  черты характера подростки выделяют как наиболее ценные для них, какие  виды деятельности представляют для них наибольшую важность.

    С целью проверки этих положений на практике мы и проводим исследования группы подростков методом анонимного анкетирования. Учащимся были розданы  листки с написанными заранее  вопросами. Им предлагалось заполнить анкету, указав свой пол и возраст. Анкета включала следующие вопросы.

  1. Какие у тебя отношения с родителями?
  2. Какие у тебя отношения со сверстниками?
  3. Как ты в целом относишься к себе?
  • положительно
  • отрицательно
  • как-то еще
  1. Что ты ждешь от будущего?
  • на что-то надеешься
  • боишься будущего
  • совершенно не думаешь о нем
  • что-то  еще
  1. Если у тебя кто-то из взрослых кому бы ты мог довериться?
  1. Если у тебя друг среди сверстников, кому бы ты мог сказать все?
  2. Что для тебя сейчас более  важно?
  • учеба
  • общение со сверстниками
  • общение с друзьями
  • общение вообще (со взрослыми, детьми)

-    что-то еще

  1. Что ты больше всего ценишь в людях?

       Учащиеся  работали молча, самостоятельно, каждый со своим листком. За разъяснением каких-либо неясностей они могли обратиться к присутствующему в комнате взрослому.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Анализ  результатов опытно-экспериментальной  работы.

    В результате проведенного исследования был получен ряд данных, которые  мы подвергли дальнейшей обработке  и подробному анализу. Количественные и качественные соотношения показателей представлены в таблице 1.

    Таблица 1.

Отношение «Я-САМ» Отношения «Я-ДРУГИЕ»

Общее кол-во опрошенных учащихся - 48

Кол-во

с

указанными  характеристи-ками 

Отноше - ния  с родителя-ми Отношения со сверст-никами Близкий - взрослый Близкий - сверстник
Положительное отношение к себе  
42
39 

3

36 

6

34 

8

29 

13

Отрицательное отношение к себе  
6
2 

4

2 

4

3 

3

3 

3

Оптимистический/безразличный взгляд на будущее  
39
36 

3

33 

6

30 

9

25 

14

Боязнь  будущего  
9
5 

4

5 

4

6 

3

8 

1


 

    Из  приведенной выше таблицы видно, что общее соотношение учащихся с положительным отношением к  себе и учащихся с отрицательным  отношением представлено соответственно как 7:1 (42:6); соотношение учащихся с  оптимистическим или безразличным взглядом на будущее, и учащихся с боязнью будущего – как 13:3 (39:9). В целом, внимательно просмотрев полученные данные мы можем выявить тенденции к существованию прямой пропорциональной зависимости между психологическими характеристиками из вертикальной колонки (отношение к себе, отношение к будущему) и психологическими характеристиками из горизонтальной колонки  (отношения к родителями и сверстниками, наличие близкого взрослого, близкого ровесника). В частности, у учащихся с положительным отношением к себе (42 человека) наблюдается преобладание положительных моментов и в других сферах: 39:3 (отношения с родителями), 36:6 (отношения со сверстниками), 34:8 (наличие близкого взрослого) , 29:13 (наличие близкого сверстника), что говорит об эмоциональной стабильности указанных подростков.

    У учащихся с отрицательным отношением к себе значительно возрастают неблагополучие в других сферах, где положительные  и отрицательные моменты представлены соответственно как соотношения: 2:4 (отношение с родителями), 2:4 (отношения  со сверстниками), 3:3 (наличие близкого взрослого), 3:3 (наличие близкого сверстника).

    Что касается учащихся с различным отношением к будущему, здесь также проявляется  данная тенденция, хотя и не так ярко.

    В целом, у учащихся с положительным  отношением к себе соотношение общего количества положительных и отрицательных моментов представлено как 23:5 (138:30); у учащихся с отрицательным отношением положительные и отрицательные моменты представлены как 5:7 (10:14); у учащихся с оптимистическим / безразличным взглядом на будущее соотношение положительного и отрицательного – 31:8 (124:32),  у учащихся с боязнью будущего соответственно 2:1 (24:12).

    Из  всего выше сказанного мы можем сделать  вывод. Личностное благополучие подростка, его мир с самим собой и  оптимистический взгляд в будущее с одной стороны, во многом зависит от его успехов – неудач в общении с другими людьми ( положительные результаты в этой сфере дают подростку подтверждение его значимости, свидетельствуют о принятии  его среди взрослых и сверстников, у его соответствия нормам общества и , как следствие, дает надежду на благополучие и в будущем). С другой стороны, отношение “Я-сам” в свою очередь оказывает определенное влияние на отношение “Я-другие” (юный человек, уверенный в своих силах и в завтрашнем дне, соответственно строит и свое общение с другими людьми : легко идет на контакт, не боится раскрыться, не отступает перед неудачей, что в конце концов, чаще всего оказывается продуктивным и успешным).

    Таким образом, полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о взаимозависимости между отношениями “Я-сам” и  “Я-другие”. И мы воздействуя по мере возможности на сферу отношений подростков со взрослыми и сверстниками с целью ее оптимизации, может способствовать также и улучшению их эмоционального фона, отношений к себе и к будущему.

    В предлагаемую учащимся анкету были включены также вопросы, касающиеся черт характера  и видов деятельности, представляющие для подростка наибольшую ценность. Обработав данные и проведя ранжирование, мы получили следующие результаты.

    Результаты  ответов на вопрос “Что ты больше всего  ценишь в человеке?” мы представили  в таблице 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.

Качества  личности Количество  ответов Ранг
Доброта 25 1
Характер 13 2
Честность 9 3
Понимание 5 4
Уважение 4 5
Щедрость 3 6
Вежливость 3 6
Трудолюбие 3 6
Ум 3 6
Откровенность 2 7
Справедливость 2 7
Нежность 2 7
Дружелюбие 2 7

 

    Что касается наиболее ценных видов деятельности, то здесь ответы учащихся распределены следующим образом (см. таблицу 3).  

Таблица 3.

Вид деятельности Количество  ответов Ранг
Учеба 31 1
Общение с друзьями 19 2
Общение со сверстниками 9 3
Общение вообще 7 4
Другое  2 5

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика личности