Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:57, лабораторная работа
Индивид – понятие, в котором воплощена родовая принадлежность человека; б) родовая принадлежность есть сумма качеств (конфигурация тела, структура мозга, строение руки), которая позволит их носителю стать человеком в полном смысле этого слова.
Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
1. Определение терминов…………………………….…………………с.3
2. Психолого-педагогическая характеристика личности подростка ……………………………………………………………….с.11
1. Личность подростка. Особенности подросткового возраста……...с.11
1.1 Характеристика основных новообразований личности подросткас.11
1.2 Кризис 13 лет…………………………………………………………с.13
1.3 Динамика самосознания. Я-концепция……………………………..с.17
1.3.1 Особенности волевых проявлений………………………………с.18
1.3.2 Интеллектуальное развитие. Познавательные процессы………с.19
1.3.3 Нравственное формирование личности подростка…………….с.21
2. Аномалии личностного развития подростков………………….……с.24
2.1 Негативизм. Подростковая агрессивность………………………….с.24
2.2 Дезадаптация. Психологические механизмы работы с дезадаптированными подростками……………….с.25
2.3 Родителям о психологии и воспитании подростков……………….с.34
Заключение………………………………………………………………с.36
Проведение исследования подросткового возраста в практике современной школы методом анонимного анкетирования группы подростков на предмет их отношения к себе, к будущему, их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ценностей подростков………………………..с.38
- методика проведения исследования
- анализ результатов опынто-экспериментальной работы
3. Составление профессиограммы и психограммы менеджера……………………………………………………..с.47
Список используемой литературы……………………………………..с.56
Методика проведения опытно-экспериментальной работы
В нашей практической работе мы воспользуемся констатирующим экспериментом – то есть таким, который направлен на выявление и объективную фиксацию устойчивых связей разнообразных психологических параметров, не внося каких-либо изменений или преобразований в объект исследования. Модели констатирующего эксперимента разнообразны. Мы применим модель, которая предполагает изучение регулярной взаимной сочетаемости заранее определенного списка психологических параметров.
Метод исследования – анонимное анкетирование: учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, указав только свой возраст и пол. Анкета составлена из прямых вопросов, на которые требуются самостоятельные ответы испытуемых и вопросов селективного типа, где опрашиваемому, на каждый вопрос предлагается на выбор несколько ответов. Преимущество используемого метода состоит, во-первых, в большей откровенности учащихся, ввиду анонимности ответов; во-вторых, анкетирование путем раздачи учащимся листков с заранее заготовленными вопросами, позволяет собрать информацию за небольшой отрезок времени и, в-третьих, практически исключены неискренность и подгон ответов, так как данный метод по возможности препятствует любым воздействиям на учащихся со стороны (каждый работает молча, только со своим опросным листком).
Место проведения исследования – средняя школа № 3 г.Советская Гавань.
Выборка испытуемых - учащиеся 12-14 лет (7-8 классы) в количестве 48 человек.
Объект исследования: такие психологические характеристики, как отношение подростков к себе, к будущему, их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ценности подростков.
Предмет исследования (гипотеза): взаимозависимость между отношением подростка к себе, к будущему и их отношениями со взрослыми и сверстниками; черты характера и виды деятельности наиболее ценные для подростков.
Как
уже указывалось в
Кроме
всего сказанного, интерес для
нас представляет также и то, какие
черты характера подростки
С целью проверки этих положений на практике мы и проводим исследования группы подростков методом анонимного анкетирования. Учащимся были розданы листки с написанными заранее вопросами. Им предлагалось заполнить анкету, указав свой пол и возраст. Анкета включала следующие вопросы.
- что-то еще
Учащиеся
работали молча, самостоятельно, каждый
со своим листком. За разъяснением каких-либо
неясностей они могли обратиться
к присутствующему в комнате взрослому.
Анализ
результатов опытно-
В результате проведенного исследования был получен ряд данных, которые мы подвергли дальнейшей обработке и подробному анализу. Количественные и качественные соотношения показателей представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Отношение «Я-САМ» | Отношения «Я-ДРУГИЕ» |
Общее кол-во опрошенных учащихся - 48 | Кол-вос указанными
характеристи-ками |
Отноше - ния с родителя-ми | Отношения со сверст-никами | Близкий - взрослый | Близкий - сверстник |
Положительное отношение к себе | 42 |
39 3 |
36 6 |
34 8 |
29 13 |
Отрицательное отношение к себе | 6 |
2 4 |
2 4 |
3 3 |
3 3 |
Оптимистический/безразличный взгляд на будущее | 39 |
36 3 |
33 6 |
30 9 |
25 14 |
Боязнь будущего | 9 |
5 4 |
5 4 |
6 3 |
8 1 |
Из
приведенной выше таблицы видно,
что общее соотношение учащихся
с положительным отношением к
себе и учащихся с отрицательным
отношением представлено соответственно
как 7:1 (42:6); соотношение учащихся с
оптимистическим или
У
учащихся с отрицательным отношением
к себе значительно возрастают неблагополучие
в других сферах, где положительные
и отрицательные моменты
Что касается учащихся с различным отношением к будущему, здесь также проявляется данная тенденция, хотя и не так ярко.
В целом, у учащихся с положительным отношением к себе соотношение общего количества положительных и отрицательных моментов представлено как 23:5 (138:30); у учащихся с отрицательным отношением положительные и отрицательные моменты представлены как 5:7 (10:14); у учащихся с оптимистическим / безразличным взглядом на будущее соотношение положительного и отрицательного – 31:8 (124:32), у учащихся с боязнью будущего соответственно 2:1 (24:12).
Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод. Личностное благополучие подростка, его мир с самим собой и оптимистический взгляд в будущее с одной стороны, во многом зависит от его успехов – неудач в общении с другими людьми ( положительные результаты в этой сфере дают подростку подтверждение его значимости, свидетельствуют о принятии его среди взрослых и сверстников, у его соответствия нормам общества и , как следствие, дает надежду на благополучие и в будущем). С другой стороны, отношение “Я-сам” в свою очередь оказывает определенное влияние на отношение “Я-другие” (юный человек, уверенный в своих силах и в завтрашнем дне, соответственно строит и свое общение с другими людьми : легко идет на контакт, не боится раскрыться, не отступает перед неудачей, что в конце концов, чаще всего оказывается продуктивным и успешным).
Таким образом, полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о взаимозависимости между отношениями “Я-сам” и “Я-другие”. И мы воздействуя по мере возможности на сферу отношений подростков со взрослыми и сверстниками с целью ее оптимизации, может способствовать также и улучшению их эмоционального фона, отношений к себе и к будущему.
В предлагаемую учащимся анкету были включены также вопросы, касающиеся черт характера и видов деятельности, представляющие для подростка наибольшую ценность. Обработав данные и проведя ранжирование, мы получили следующие результаты.
Результаты
ответов на вопрос “Что ты больше всего
ценишь в человеке?” мы представили
в таблице 2.
Таблица 2.
Качества личности | Количество ответов | Ранг |
Доброта | 25 | 1 |
Характер | 13 | 2 |
Честность | 9 | 3 |
Понимание | 5 | 4 |
Уважение | 4 | 5 |
Щедрость | 3 | 6 |
Вежливость | 3 | 6 |
Трудолюбие | 3 | 6 |
Ум | 3 | 6 |
Откровенность | 2 | 7 |
Справедливость | 2 | 7 |
Нежность | 2 | 7 |
Дружелюбие | 2 | 7 |
Что
касается наиболее ценных видов деятельности,
то здесь ответы учащихся распределены
следующим образом (см. таблицу 3).
Таблица 3.
Вид деятельности | Количество ответов | Ранг |
Учеба | 31 | 1 |
Общение с друзьями | 19 | 2 |
Общение со сверстниками | 9 | 3 |
Общение вообще | 7 | 4 |
Другое | 2 | 5 |
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика личности