Психолого-педагогическая характеристика личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:57, лабораторная работа

Краткое описание

Индивид – понятие, в котором воплощена родовая принадлежность человека; б) родовая принадлежность есть сумма качеств (конфигурация тела, структура мозга, строение руки), которая позволит их носителю стать человеком в полном смысле этого слова.
Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Оглавление

1. Определение терминов…………………………….…………………с.3
2. Психолого-педагогическая характеристика личности подростка ……………………………………………………………….с.11
1. Личность подростка. Особенности подросткового возраста……...с.11
1.1 Характеристика основных новообразований личности подросткас.11
1.2 Кризис 13 лет…………………………………………………………с.13
1.3 Динамика самосознания. Я-концепция……………………………..с.17
1.3.1 Особенности волевых проявлений………………………………с.18
1.3.2 Интеллектуальное развитие. Познавательные процессы………с.19
1.3.3 Нравственное формирование личности подростка…………….с.21
2. Аномалии личностного развития подростков………………….……с.24
2.1 Негативизм. Подростковая агрессивность………………………….с.24
2.2 Дезадаптация. Психологические механизмы работы с дезадаптированными подростками……………….с.25
2.3 Родителям о психологии и воспитании подростков……………….с.34
Заключение………………………………………………………………с.36
Проведение исследования подросткового возраста в практике современной школы методом анонимного анкетирования группы подростков на предмет их отношения к себе, к будущему, их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ценностей подростков………………………..с.38
- методика проведения исследования
- анализ результатов опынто-экспериментальной работы
3. Составление профессиограммы и психограммы менеджера……………………………………………………..с.47
Список используемой литературы……………………………………..с.56

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогическая х-ка личности.Ван.пол.Перевозки.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

      Выявляя необходимые существенные связи, отделяя случайное от необходимое мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. То, что является существенным, обязательно оказывается общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств раскрывая существенные связи, мышление обобщает. Всякое мышление совершается в обобщениях. Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Поэтому мышление опосредствованно, основано на раскрытии связей, отношений, опосредовании, и обобщенном познании объективной реальности.

      Мышление  как познавательная теоретическая  деятельность теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии или действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.

      - Воображение - Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

      Обычно  под воображением или фантазией  имеется в виду не совсем то, что  подразумевается под этими словами  в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности, и что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

      Основное  отличие образов воображения  от образов памяти связано с различным  отношением к действительности. Образы памяти — это воспроизведение  прошлого опыта, поэтому основной функцией памяти является сохранение результатов опыта по возможности в неизменной форме. Функция же воображения заключается в изменении образов, что является непременным условием любого творческого процесса.

      Кроме того, благодаря воображению человек  имеет возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. В представлении ожидаемого результата с помощью воображения и состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. То, что воображение позволяет человеку предвидеть результаты своей деятельности, придает ему побудительную силу, делает фактором, стимулирующим достижение цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Задание 2

    Требуется составить психолого-педагогическую характеристику личности (работающего либо учащегося) по определенному плану. Автор работы объектом исследования выбрал некий слой общества, представляющий из себя учащихся подростков.

    Существование более или менее признанных для  всех социальных слоев фаз подросткового  и юношеского возраста обусловлено  в основном двумя общественными предпосылками. Во-первых, эти фазы тем более необходимы, чем выше профессиональные и социальные требования, предъявляемые к взрослым. Например, требования, предъявляемые к квалифицированной и относительно разносторонней рабочей силе. Во-вторых, общество должно быть в состоянии нести затраты на то, чтобы в течение многих лет кормить и обучать целое поколение.

    В настоящее время представления  о подрастающем поколении разрабатывают  главным образом педагоги и психологи, делающие особый упор на психологическом развитии в этом возрасте. Такое развитие понимается как более или менее естественный процесс, имеющий общие закономерности. Переход от детства к взрослому возрасту сопровождается рядом радикальных изменений, он несет с собой многочисленные психические сдвиги, приводит иногда к ожесточенным столкновениям с обществом и его институтами (родительский дом, школа, профессиональные сообщества и т.д.) и, наконец, осуществляется при единообразии биологических процессов весьма неодинаково в различных социокультурных условиях.

    Цель  данной работы – представить психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста, раскрыв сущность основных новообразований личности подростка; провести практическую опытно-экспериментальную работу, направленную на выявление и объективную фиксацию устойчивых связей разнообразных психологических параметров; и представить рекомендации, связанные с психологией и воспитанием подростков.

    В соответствии с целью, в работе ставятся следующие задачи:

      1) Приводится характеристика личности подростка и описываются особенности подросткового возраста: кризис 13 лет, особенности волевых проявлений, описывается интеллектуальное развитие и познавательные процессы, нравственное формирование личности подростка;

    2) Описаны аномалии личностного развития подростков: негативизм и подростковая агрессивность, дезадаптация и психологические механизмы работы с дезадаптированными подростками, даются советы о психологии и воспитании подростков;

    3) Проведено анонимное анкетирование  учащихся подростков направленное на выявление и объективную фиксацию устойчивых связей разнообразных их психологических параметров.

    При выполнении контрольной работы использовались учебные пособия по возрастной психологии таких известных авторов, как Выготский Л.С., Абрамова Г.С., Немов Р.С., Рогов Е.И., Иванников В.А. и др.

    Также использовалось учебное пособие  по социальной работе доктора исторических наук, профессора, проректора Московского  государственного социального университета, Президента общественной Академии проблем  социальной работы Холостовой Евдокии Ивановны. Этот прекрасный автор в своей новой книге описал не только историю развития социальной деятельности в России с древнейших времен, она раскрыла острые проблемы в различных сферах жизнедеятельности современного общества. Описывая конкретные технологии социальной работы с различными слоями населения России, она посвятила целую главу технологиям социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками. Автор контрольной работы полностью разделяет точку зрения данного автора на проблемы несовершеннолетних, на причины, приводящие к дезадаптации подростков, и рекомендует по возможности применять на практике психологические механизмы работы с дезатаптированными детьми и подростками, рекомендованные Холостовой Е.И. Также рекомендуется на практике проводить профилактические мероприятия и рекомендовать родителям советы о психологии и воспитании подростков, заимствованные в учебном пособии «Воспитательный процесс», автора Климкович Е.А. 

    1 Личность подростка. Особенности  подросткового возраста

    1.1 Характеристика основных новообразований  личности подростка  

    Подростковый  период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к  тому, что требуется все более  продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста.

    Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста  и развитии вторичных сексуальных признаков.

    С фазами биологического созревания у  подростков совпадают фазы развития интересов. Во время смены интересов  есть момент, когда кажется, что у  подростка вообще отсутствует какой  бы то ни было интерес. Позже, в начале новой фазы, у ребенка появляется множество новых интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец - реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.

    Ведущей деятельностью подростков является интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

    Формирование "Мы"-концепции иногда принимает очень жесткий характер: "мы - свои, они - чужие". Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

    В подростковом возрасте среди детей начинают формироваться и выделяться референтные группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.

    Ценности  и мнения референтной группы подросток  склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию  взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

    Чувство взрослости проявляется в следующем. Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости.

    Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны.

    В подростковом возрасте проявляется  новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

    Эмоциональное развитие подростка характеризуется тем, что подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.

    Характеризуя  подростковый возраст, следует дать характеристику воображения и творчества в этом возрасте. Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями - с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Ребенок не скрывает своей игры, подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

    Есть  еще второе русло - объективное творчество (научные изобретения, технические  конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

    Базовая потребность возраста - понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

    Говоря  о типах воспитания, следует отметить, что описаны несколько типов отношений родителей и подростков:

    * Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.

    * Эмоциональное потворство. Ребенок - центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу "кумира семьи". Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от "обидчиков". Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика личности