В
дидактике высшей школы выделяются
принципы обучения, отражающие специфические
особенности учебного процесса в вузах:
фундаментальности, предполагающий освоение
инвариантного комплекса знаний, который
выступает в виде основы или фундамента
формирования важнейших профессиональных
умений и профессионального мышления
выпускников; обеспечения единства научной
и учебной деятельности студентов (И.И.
Кобыляцкий); профессиональной направленности
(А.В. Барабанщиков); профессиональной
мобильности (Ю.В. Киселев, В.А. Лисицын
и др.); проблемность (Т.В. Кудрявцев); эмоциональности
и мажорности всего процесса обучения
(Р.А. Низамов, Ф.И. Науменко).
В
последнее время высказываются
идеи о выделении группы принципов
обучения в высшей школе, которые
бы обобщили все существующие принципы.
Такими принципами могут выступать:
- ориентированность
высшего образования на воспитание интеллектуально,
нравственно и физически развитой личности
студента, мобильных и конкурентоспособных
специалистов, готовых жить и трудиться
в мире «изменений»;
- соответствие
содержания вузовского образования современным
и прогнозируемым тенденциям развития
науки (техники) и производства (технологий);
- преемственности
и непрерывности образования, реализующими
взаимосвязь не только между бакалаврской
и магистерской ступенями вузовской подготовки,
но и со средней школой и послевузовским
образованием;
- оптимальное
сочетание общих, групповых и индивидуальных
форм организации учебного процесса в
вузе;
- широкое применение
личностно-ориентированных, компьютерных
технологий, активных методов и форм обучения
на различных этапах подготовки специалистов;
- соответствие
результатов подготовки специалистов
требованиям, которые предъявляются конкретной
сферой их профессиональной деятельности,
обеспечение их конкурентоспособности.
- Белкин, А.С.
Витагенное образование : голографический
подход / А.С. Белкин, Н.К. Жукова. – Екатеринбург,
1999.
- Дидактика
: история, теория, технологии : монография
: в 2 ч. / Н.А. Березовин, О.Л. Жук, Н.А. Цырельчук.
– Минск : МГВРК, 2003.
- Казимирская,
И.И. Организация и стимулирование учебно-познавательной
актив-ности учащихся старших классов
: учеб.-метод. пособие для рук. и педагогов
общеобразоват. шк. / И.И. Казимирская, Е.Н.
Можар. – Минск : РИВШ, 2007.
- Ситаров,
В.А. Дидактика : учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А.
Сластенина. – М. : Издательский центр
«Академия», 2002.
- Харламов,
И.Ф. Педагогика : краткий курс : учеб. пособие
/ И.Ф. Харламов. – 3-е изд. – Минск : Высшая
школа, 2005.
- Чернилевский,
Д.В. Дидактические технологии в высшей
школе : учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский.
– М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.