Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
В работах советских ученых, посвященных проблеме развивающего обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л. В. Занков, В.В. Давыдов, М.А .Данилов, М.Н. Скаткин и др.), изучались психологические основы и разнообразные формы и способы развивающего обучения.. Наиболее известными положениями являются идеи Л. В. Занкова о том, что для интенсивного развития мышления в процессе обучения необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности; в обучении необходимо соблюдать темп в прохождении изучаемого материала; преобразующее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями (принцип ведущей роли теоретических знаний); осознание учеником значимости процесса учения, целей и результатов обучения; одновременная работа над развитием всех учащихся – как более успешных в учении, так и отстающих.
Все указанные функции находятся
в сложных взаимосвязях, посредством которых
проявляется диалектический характер
их единства. Возможность комплексного
осуществления этих функций должна быть
заложена как в учебном материале (содержании
обучения), так и в способах и технологиях,
посредством которых это содержание передаётся
и организуется педагогическое общение.
Целостность обучения проявляется в единстве
обучающей, воспитывающей и развивающей
функций, которые необходимо реализовать
в целостном учебно-воспитательном процессе.
Цикличность и ступенчатость процесса обучения.
Цикличность и ступенчатость
процесса обучения заключается
в том, что учебный материал
разбивается на относительно
небольшие части, основательно
изучается каждая из них, осуществляется
контроль за ее усвоением, а затем усваивается
другая часть материала, более сложная.
Идея о ступенчатости образования и цикличности
обучения была выдвинута в 50-х годах Н.
А. Петровым. Цикл обучения -- это последовательность
определенных действий учителя и учащихся,
направленных на осуществление связи
со старым материалом и опытом ученика
в качестве основы для введения нового
материала, закрепление его и контроль
усвоения.
Сущность процесса обучения с позиции других наук.
Закономерности процесса обучения являются предметом изучения не только одной педагогики, но и других наук, с которыми педагогика связана.
Педагогика, обращаясь к основополагающим концепциям физиологии, широко опирается на учение о двух сигнальных системах (например, при исследовании проблемы соотношения слова и наглядности), дает объяснение многим формам поведения и различной степени активности учащихся с позиции возникновения очагов возбуждения и торможения. Ключ к пониманию утомляемости при активном учении - в понимании механизма снижения возбудимости клеток коры головного мозга, подвергающимся слишком длительному или сильному раздражению. Привлекают внимание педагогов и интенсивно ведутся в последнее время исследования ритма физиологических функций (биоритмов) и их влияние на работоспособность человека.
Особый подход к пониманию процесса обучения выдвигает и кибернетика, рассматривая обучение как особую управляемую замкнутую систему. Управляющим центром ее является учитель, управляемым объектом - ученик, а само управление осуществляется на основе посылки информации из управляющего центра по каналу прямой связи и получения информации о поведении управляемого объекта по каналу обратной связи.
Вопросы познания и
Чтобы
всесторонне представить
Такой анализ деятельности требует определить в ней цель; мотивы; содержание; способы действий, протекающие при напряжении физических и интеллектуальных сил; способы регулирования действий и контроля за их результативностью.
На основе системно-
1) целевой, 2) стимулирующе-мотивационный, 3) содержательный, 4) операционно-деятельностный (формы, методы, средства обучения), 5) контрольно-регулировочный, 6) оценочно-результативный.
Эти компоненты характеризуют полный цикл взаимодействия педагогов и обучаемых в учебном процессе.
Целевой – отражает осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучаемых темы или раздела, учебного предмета в целом. Цель обучения социально детерминирована.
Стимулирующе-мотивационный компонент предполагает, что педагог в ходе обучения будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся познавательных интересов, потребностей в решении поставленных задач. Смысл этого компонента заключен в единстве стимулирования и мотивации учебно-поисковой деятельности обучающихся.
Содержание обучения определяется образовательными стандартами, учебными планами, программами и учебниками по данному предмету. Содержание урока корректируется учителем. В настоящее время педагогам представлены права разрабатывать авторские программы и учебники.
Операционно-деятельностный компонент отражает процессуальную сущность обучения. Этот компонент реализуется посредством определенных методов, средств, форм организации преподавания и учения. (В последующих лекциях мы подробнее остановимся на методах, средствах, формах обучения).
Контрольно-регулировочный компонент предполагает одновременный контроль преподавателя за ходом решения поставленных задач обучения и самоконтроль обучаемых. Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование обратной связи в учебном процессе – получение учителем информации о степени затруднений школьников, о качестве решения ими задач, о типичных ошибках и т.д. Обратная связь вызывает необходимость регулирования деятельности учителя (изменение содержания, форм, методов, средств) и деятельности ученика (работа над ошибками, рефлексия и саморегулирование своих действий, повторение учебного материала и т.д.)
Оценочно-результативный компонент предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в учёбе результатов.
Все компоненты учебного процесса надо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм организации обучения и стимулирования деятельности учащихся. По ходу обучения необходимы текущий и итоговый контроль, оценка, регулирование учебного процесса. Наконец все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат. Наглядно это можно изобразить следующим образом:
ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ | ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА |
1.Определение
целей и задач учебно- 2. Стимулирование
потребностей в знаниях и 3.Определение содержания учебного материала для усвоения, применения на практике. 4.Организация
учебно-познавательной 5.Создание
условий для эмоционально- 6.Регулирование
и контроль за процессом и
результатом учебно- 7.Оценивание
и совместная рефлексия |
1.Осознание
и принятие целей и задач учителя и
определение целей и задач учения.
2. Развитие
и углубление потребностей и
мотивов учения. 3.Понимание
основных вопросов учебного 4. Организация
учения (психологический аспект): восприятие,
осмысление, запоминание, применение,
обобщение, систематизация знаний. 5.Проявление
эмоционально-положительного 6.Самоконтроль
в процессе учения. 7. Самооценка результатов учения, совместной деятельности на уроке. |
История
дидактики характеризуется
Современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса и логике их развертывания: целям и задачам; отбору содержания; выбору форм и методов обучения, стимулированию, контролю; планированию и рефлексии. Анализ многочисленных разработок систем дидактических принципов позволяет выделить в качестве основополагающих следующие:
Дидактические принципы
Дидактические принципы | Проявление дидактических принципов обучения |
1. Научность | Соответствие учебного материала уровню современной науки, включение в учебные предметы информации о новейших достижениях и открытиях. Отражение структурных связей в учебном материале, адекватных связям внутри научной теории и системе методологических знаний, включающей: общенаучные термины, знания о структуре знаний и знания о методах научного познания. |
2. Сознательность и активность | Взаимосвязь педагогического
руководства с сознательной, активной
творческой деятельностью учащихся.
Сознательность проявляется в осмыслении
учениками целей и задач |
3. Систематичность и последовательность | Отражение содержательно-логических связей учебной дисциплины с учетом познавательных возможностей учащихся, их предшествующей подготовки, содержания других предметов; это получение знаний в системе, последовательное овладение знаниями, умениями и навыками. Этот принцип предполагает реализацию межпредметных связей: согласованное изучение теорий, законов, понятий, общих для родственных предметов, общенаучных методов познания и методологических принципов, формирование общих видов деятельности и систем отношений. |
4. Наглядность | Опора на реальные представления учеников. В основе этого принципа лежат следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Реализовать принцип наглядности на уроке – значит включить учащихся в деятельность, связанную с моделированием, идеализацией, мысленным экспериментированием. |
5. Доступность | Соответствие объема и уровня сложности учебного материала реальным возможностям школьника в зоне его ближайшего развития. |
6. Прочность | Основательное изучение учебного материала, при котором учащиеся способны воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях. Прочность овладения учащимися знаниями, умениями и навыками зависит, как от объективных факторов (содержания и структуры учебного материала), так и от субъективного отношения учеников к учебному предмету, самообразованию, учителю. Прочность усвоения обуславливается организацией и способами обучения. Память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее учебный материал, чем активнее в его получении участвуют учащиеся, тем прочнее этот материал закрепляется и сохраняется. |
7. Связь теории и практики обучения с жизнью | Включение в содержание учебных дисциплин способов учебно-познавательной и исследовательской деятельности, а также материала прикладного характера, связанного с наблюдением и объяснением явлений природы и явлений, происходящих в тех или иных областях человеческой деятельности. |
8. Индивидуализация и дифференциация | Соответствие содержания, форм, методов, темпов обучения интересам, способностям, потребностям и профессиональным намерениям учащихся. |