Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:50, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество испытывает потребность в конкурентноспосбных специалистах, обладающих мобильностью, целеустремленностью, готовностью к непрерывному поиску. Вследствие этого образование ориентируется на формирование творческой, самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений…….………...…………………………………………………………….7
1.1. Проблема формирования самостоятельности в психолого-педагогической
литературе и ее развитие в онтогенезе………………………….……….…………7
1.2. Характеристики поручений как формы организации труда……………….15
1.3. Влияние трудовых поручений на формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…........................................................................22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…………...........30
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список литературы……...…

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 2.46 Мб (Скачать)

Следует подчеркнуть значимость использования диагностических методик, позволяющих определить уровень  самостоятельности младших дошкольников, на основе чего прогнозировать возможные варианты формирования самостоятельности у каждого ребенка, определить и реализовать содержание формирующего процесса.

         Успешное  формирование самостоятельности  в пределах возрастной  нормы, значительное повышение уровня  самостоятельности свидетельствует  об эффективности проведенной  опытно-экспериментальной  работы.

Практическая  значимость исследования определяется тем, что предложенные условия формирования самостоятельности у младших дошкольников могут быть использованы в практической деятельности педагогами дошкольных учреждений.

Перспективным направлением дальнейших исследований, на наш взгляд, может стать следующее:

- углубление изучения проблемы  связанное с дальнейшей разработкой  организации трудовых поручений в быту у детей младшей возрастной группы;

- преемственность ДОУ и родителей по вопросу формирования самостоятельности у детей.

 

Список литературы

1. Белкин А.С. Ситуация  успеха. Как ее создать. –  М.: 2001.

  2. Божович Л.И. Личность  и ее формирование в детском  возрасте. – Питер, 2008 .

  3. Буре Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного  возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 2003.

  4. Буре Р.С, Островская Л.Ф. Воспитатель и дети –  М.: Изд-во «Ювета», 2001.

  5. Волоков Б.С., Волкова  Н.В. Возрастная  психология. - М.: Академический  проект. 2008.

  6. Година Г.Н. Воспитание  положительного отношения к труду. М.: Просвещение, 2000.

7. Давыдов, В.В. Генезис и  развитие личности в детском  возрасте.  //Вопросы психологии.  2002.  №1. С. 22-33. 

8. Запорожец А.В, Маркова  Б.Д. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики. –  М.: Знание. 2000.

9. Козлова С.А. Дошкольная  педагогика. –  М.: Издательский центр «Академия», 2000.

10. Коломинский Я.Л. Детская  психология. – Мн.: Университетское, 1988.

11. Кузовкова К.П.Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для спец. Курса. Пермь, 2005-57с.

12. Лебеденко Е.Н. Развитие  самосознания и индивидуальности. Методическое руководство. –  М.: Прометей; Книголюб, 2003. 

13. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. –  М.: Педагогика, 2005.

14. Мухина В.С. Детская  психология: – М.: Просвещение, 2003.

15. Маркова Т.А. Воспитание дошкольников в семье. М.: Просвещение, 2003, с.6,47.

16. Рубинштейн С.Л. Проблемы  общей психологии. –  Серия, оформление. Издательство «Питер», 2000. 

17. Сергеева, Д.В. Воспитание  детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 2007.

18. Теплюк С. Истоки самостоятельности (дошкольника)  // Дошкольное воспитание. 2001.  №7.  С.67-71.

19. Точин А.Е. Трудовое  воспитание детей в семье. – Минск.: 2005.

20. Университет им Герцена. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей. Детство-ПРЕСС 2000-192с.

21. Флейка-Хобсона. К, Робинсона  Б,.Скина И. Фрагмент из книги  Самостоятельность у детей от  года до трёх: «Развитие ребёнка  и его отношений с окружающими» //Дошкольное воспитание.  2005. №11.С.28- 29

22. Цукерман Г.А., Елизарова  Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. –  М.: 1990.  №6.  С. 10-21.

23. Цукерман Г.А, Поливанова  Н.К. Введение в школьную жизнь  – Томск.: 2002.

24. Нормативные документы:

- Федеральные государственные  требования

-  Основная общеобразовательная программа дошкольного   образования от  

   рождения до школы/под ред Вераксы Н В, Комаровой Т.С,

    Васильевой М.А М,2010  

 

- Закон Российской федерации  «Об образовании»: текст с изм. и доп. на   

  2010 год. – М., 2010.

- Конвенция о правах  ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной  

    Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

- Конституция Р.Ф. от 25.12.1993, с изменениями от 30.12.2008.

- Концепция содержания  непрерывного образования (дошкольное  и  

   начальное звено) (утверждена Федеральным координационным  советом по 

   общему образованию  Минобразования РФ от 17.06.2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1                                                                                         Таблица 1

 

Критерии определения уровня сформированности самостоятельности  ребенка.

3 балла

2 балла

1 балл

Работает сам. Проявляет заинтересованность, любознателен. Обращения к взрослым за помощью редки. Работа выполняется добросовестно, аккуратно, качественно.

Пытается действовать самостоятельно. Проявляет настойчивость, старательность, но чувствует неуверенность. Выполняет роль

помощника.

Действует по образцу, по принуждению, не проявляет заинтересованности. Обращения к взрослому за помощью без использования собственных возможностей. Трудовые действия поспешные, некачественные.


 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

Критерии определения уровня сформированности самостоятельности ребенка

 

 3 балла

 2 балла

1 балл

1.Ребенок самостоятельно  одевается и раздевается в  определенной последовательности.

 

2.Ребенок без помощи  взрослого моет руки.

 

3.Ребенок помогает няне  накрыть на стол к обеду (расставляет  посуду).

 

4.Убирает на место после  игры игрушки.

 

5.Самостоятельно кормит животных и птиц.

1.Ребенок одевается с  помощью взрослого в определенной  последовательности.

 

2.При напоминании взрослого  моет руки.

 

3.Убирает на место игрушки  при напоминании.

 

4.С помощью взрослого  кормит животных и поливает  растения.

1.Неправильно надевает одежду.

 

2.Не умеет мыть руки, моет только при помощи.

 

3.Накрывать на стол  не может самостоятельно.

 

4.Убирает игрушки только  при указании взрослого.

 

5.Не интересуется животными, ухаживает только при помощи  воспитателя.




 

 

 

 

Приложение 2                                                                                      Таблица 3

Таблица результатов изучения уровня самостоятельности

(экспериментальная  группа)

        

п/п

Фамилия, имя ребенка

 

 

 

 

Трудовой вид деятельности

 

Бал

лы

 

Уровень

самос-ти

 Одевание

 

Умывание

 

Помощь няне

 

Уборка игрушек

Полив растений, кормление птиц

1

Соня З,

1

2        

1

1

1

6

Н

2

Ксюша П,

2

2

2

2

1

9

С

3

Вика К,

3

2

2

2

2

11

С

4

Карина С,

2

1

1

1

2

7

Н

5

Варя К,

2

1

2

1

2

8

Н

6

Даниил Л,

2

1

2

1

2

8

Н

7

Лиза Д,

2

3

2

2

2

11

С

8

Алеша Ф,

2

1

2

2

1

8

Н

9

 Миша Р,

1

2

2

1

2

8

Н

10

Данил Б,

2

2

2

2

2

10

С




 

 

 

                                                                                               

     Таблица 4

Таблица результатов изучения уровня самостоятельности

( контрольная  группа)

 

 

 

Фамилия, имя ребенка

 

 

 

 

Трудовой вид деятельности

 

Бал

лы

 

Уровень

самос-ти

 Одевание 

 

Умывание

 

Помощь няне

 

Уборка игрушек

Полив растений

1

Никита Б,

 

 

 

 

 

 

2

2        

2

2

1

9

С

2

Маша П,

1

2

1

2

2

8

Н

3

Алина Ш,

3

2

2

2

2

11

С

4

Кирилл З,

3

2

2

2

2

11

С

5

Иван К,

2

1

2

1

2

8

Н

6

  Катя К,

2

1

2

1

2

8

Н

7

  Тоня Т,

2

3

2

2

1

10

С

8

Денис Р,

2

1

2

2

1

8

Н

9

Матвей Ш,

1

2

2

1

2

8

Н

10

Уля М,

1

2

2

1

1

7

Н




 

 

 

 

Приложение   3                                                                                         Таблица 5

 

Таблица данных полученных в ходе беседы.

Экспериментальная группа 

 

 

Имя ребёнка

                             Вид деятельности

Баллы

Уровень

Самообслу-

живание

Хозяцственно-

бытовой труд

Труд в

природе

Соня З,

        1

1

1

3

Н

Ксюша П,

2

1

 1

4

Н

Вика К,

2

 2

1

5

С

Карина С,

1

2

2

5

С

Варя К,

1

1

2

4

Н

Даниил Л,

1

1

1

3

Н

Лиза Д,

2

2

2

6

С

 Алеша Ф,

2

1

1

4

  Н 

 Миша Р,

1

1

1

3

 Н

Данил Б,

2

2

2

6

С

Информация о работе Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений