Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:50, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество испытывает потребность в конкурентноспосбных специалистах, обладающих мобильностью, целеустремленностью, готовностью к непрерывному поиску. Вследствие этого образование ориентируется на формирование творческой, самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений…….………...…………………………………………………………….7
1.1. Проблема формирования самостоятельности в психолого-педагогической
литературе и ее развитие в онтогенезе………………………….……….…………7
1.2. Характеристики поручений как формы организации труда……………….15
1.3. Влияние трудовых поручений на формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…........................................................................22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…………...........30
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список литературы……...…

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 2.46 Мб (Скачать)

Следует проводить с детьми посадку лука и посев крупных семян декоративных растений в уголке природы.

В процессе всех видов труда особое внимание нужно уделять воспитанию у детей навыков культурного поведения, гуманных чувств и положительных взаимоотношений. Используя поощрения, напоминания, педагог приучает их благодарить за оказанную услугу ("Молодец, Вова, не забыл сказать Саше "спасибо"), выражать просьбу словами ("Попроси, Оля, у Анны Ивановны тряпочку"). У детей формируют элементарные навыки организованного поведения (не мешать друг другу трудиться, не шуметь, не отвлекать, не толкаться, если нужно, посторониться, освободить место, помогать товарищу). Важно организовывать труд детей рядом: собирать камешки в одно ведерко, вместе протирать листья у одного растения, высевать семена овощей на грядку и т.д.; воспитывать умение трудиться дружно.

В этих целях, помимо описанных выше приемов, можно использовать показ инсценировок. Например, после того как малыши посмотрят представление настольного кукольного театра по сказке "Репка", педагог спрашивает: "Кто посадил репку? Кто помогал дедушке?" Подводит детей к выводу: "Все старались! Вот и смогли все вместе вытащить репку!"

Необходимо помнить, что дети становятся добрее благодаря ласковому приветливому слову. "Наша Светочка добрая, как солнышко весной", - оценивает воспитатель поступок ребенка, используя русскую народную поговорку.

Для воспитания доброты, дружелюбия, отзывчивости используются такие приемы, как личный пример взрослого, рассказы на этические темы ("Как один мальчик в соседнем детском саду помогал своему другу ухаживать за растением" и др.).

 

Консультация для воспитателей «Трудовые поручения на прогулке»

Младший дошкольный возраст

 

                                         Осень

 Первое поручение: собирать на участке листья.                             

   Цель: установить со всеми детьми эмоциональный контакт, заинтересовать их конечным результатом действия.

  Ход выполнения поручения.

  Воспитатель, собирая  в корзинки на участке листья, обращает внимание каждого ребенка  на их разнообразную окраску, величину. Отобрав самые красивые, он тут же мастерит из них шапочку, скрепляя листочки черенками. Работая, воспитатель размышляет вслух, скажем: «Лучше всего подарить эту шапочку маленькой Олечке».

  Полюбовавшись со  всеми готовым изделием, педагог отдает его девочке, а тем воспитанникам, кто хочет иметь такую же шапочку, предлагает собрать листья.

  Каждому ребенку достаточно  набрать 5 – 6 листочков – педагог  следит за действием детей: останавливает  нетерпеливых, тех, кто укладывает в корзинки помятые, разорванные листья, успокаивает расшалившихся и т.д.

  Воспитатель каждому  мастерит такую же шапочку  и предлагает: «Пройдем к веранде, поставим корзиночки на место».

  Второе поручение: собирать листья на участке.

 Цель: закрепить у детей интерес к выполненным действиям, учить аккуратно, складывать их в корзинки; по окончаний прогулки складывать корзинки на места.

  Ход выполнения поручения.

  На предложение педагога  дети откликнутся положительно. Теперь они уже знают, какие  листья следует отбирать. Тем, кто сомневается, педагог помогает. В ходе прогулки обсуждается, какие листья лучше подойдут для поделок, ведь из них можно изготовить не только шапочки, но и пояса, сумочки. Разговор подкрепляется примером -  воспитатель изготавливает поделки и дарит их желающим. Оставшиеся листья он ставит в вазы на веранде, а корзинки по местам расставляют дети.

  Третье поручение: собирать на участке листья определенных размеров.

Цель: закрепить умение доводить начатое дело до конца, в данном случае – собирать листья определенных размеров, поддерживать желание включаться в общее дело.

  Ход выполнения поручения.

  Дети могут сами  проявить инициативу, предложить, что  еще можно смастерить из опавших  листьев. И тут воспитатель предлагает: «Соберем листья, большие и маленькие (показывает образцы), разложим соответственно по корзинкам».

  В ходе совместного  сбора, сопоставляя листья с образцом, дети раскладывают их по корзинкам.

  Воспитатель. А теперь посмотрите, какой красивый узор можно выложить из листьев, чередуя  большие и маленькие.

  Задание предложено, дети приступают к работе. Как  только снижается интерес, воспитатель  замечает: «Соберем все листья  и сложим их вот здесь» (указывает  место на участке).

  По окончании работы  дети  самостоятельно укладывают корзинки на веранде.

 Четвертое поручение: собирать на участке листья определенной расцветки.

  Цель: закрепить умение доводить начатое дело до конца – отбирать листья определенной окраски.

  Ход выполнения поручения.

  На очередной прогулке  воспитатель предлагает первое задание: «Будем собирать листья красного цвета (показывает образец, прикрепляет его к корзинке) и складывать их в эту корзинку, а желтые – в другую ( показывает образец и прикрепляет к другой корзинке). Будем внимательны, не торопясь, разложим листья по корзинкам».

  Дети находят листья  двух окрасок, совместно с педагогом  уточняют расцветку и раскладывают  их по корзинкам. Затем на асфальтовой  дорожке выполняют задание: составляют  узор, чередуя красные и желтые  листья. По окончании игры составляется букет для помощника воспитателя. Остальные листья аккуратно складываются в одном из уголков участка. Как бы продолжая игру, воспитатель замечает: «Мишке устраиваем берлогу на зиму».

  Пятое поручение: отбирать листья, отличающиеся по размеру и по расцветке.

  Цель: закрепить умение доводить начатое дело до конца.

  Ход выполнения поручения.

  Дети собирают на  участке  листья, раскладывают их  в корзинки соответственно цвету  и величине. Вместе с воспитателем  начинают выкладывать из листьев  на асфальтовой дорожке узоры. По окончании собирают листья в корзинки и относят в тот же уголок («к берлоге медведю»).

  Шестое поручение: помогать  дворнику убирать листья на участке.

  Цель: научить детей помогать взрослым; закреплять умение действовать целенаправленно, самостоятельно, доводить начатое дело до конца.

  Ход выполнения поручения.

  На прогулке воспитатель  обращает внимание детей на  работу дворника, рассказывает о  том, что следует уважать труд  старших, и предлагает помочь.

  Задание: с помощью веничков подмести и собрать в корзинки листья там, где работает дворник.

  Педагог показывает  и словом и действием, как следует  складывать листья в корзинки  и куда их относить.

  По окончании работы  детей благодарят за оказанную  помощь.

  Седьмое поручение: собрать камешки на участке.

  Цель: вызвать желание принять участие в сборе камешков.

  Ход выполнения поручения.

  Подозвав в себе  детей (4-5), не занятых игрой, педагог  чертит на асфальте мелом (на  песчаной дорожке палочкой) узор (грибок, кораблик, цветок, солнышко). Затем вынимает из коробки разноцветные камешки и вместе с детьми выкладывает по контуру тот или иной узор, рисунок.

 Камешков (по намеченному  плану) не хватает. И тогда воспитатель  предлагает собрать их в определенных  местах участка (у забора, на полянке), чтобы продолжить занятие. Закончив выкладывание по контуру, воспитатель предлагает детям сложить камешки в коробку и отнести на веранду на указанно место.

  Восьмое поручение: помогать убирать урожай.

  Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.

  Ход выполнения поручения.

  На прогулке воспитатель  подводит группу к огородным  грядам, где старшие дошкольники  вместе с педагогом убирают  урожай.

  Воспитатель рассказывает, как много приложено сил, чтобы  вырастить хороший урожай. А урожай действительно богатый, пример тому – собранные овощи. По предложению педагога в маленькие ведерки раскладывается по 2-3 овоща, и дети относят урожай к месту хранения.

  Воспитатель показывает, как правильно носят ведра: не  сгибая рук, обхватывая дужку  всеми пальцами; учит идти не торопясь, не обгоняя друг друга и педагога, бережно складывать овощи и сразу же относить ведра на место.

 

                                          Зима

Первое поручение: расчищать дорожки от свежевыпавшего снега.

  Цель: приучать детей помогать взрослым, учить правильным навыкам работы лопатками.

  Ход выполнения поручения.

  Воспитатель на прогулке  замечает, что взрослые не успели  расчистить небольшую часть дорожки  до конца. Следует предложение: «Поможем…»  Группа вместе с педагогом идет за лопатками.

  Педагог расставляет  детей вдоль дорожки, чтобы они  не мешали друг другу, показывает (если надо, поправляет движение  каждого, обучая и словом, и непосредственным  действием), как расчищают дорожку,  как отбрасывают снег в сторону, на снежный вал.

  Поручение выполняется  не более 5-7 минут.

 По окончании дети  вместе с воспитателем относят  лопатки на место, аккуратно расставляют  их. Теперь можно похвалить детей, отметив дружную работу.

  Второе поручение: расчищать площадки от свежевыпавшего снега.

  Цель: приучать детей помогать взрослым; учить правильным навыкам работы лопатками; закреплять умение расставлять инвентарь после работы по местам.

  Ход выполнения поручения.

  На прогулку в этот  день берут зайку или мишку.

Ведь для них, напоминает воспитатель, построен домик на участке. Однако к домику не пройти, так как ночью выпал снег. И тут, имея уже некоторый навык, дети откликаются на предложение педагога расчистить площадку.

  Задача педагога –  обучать детей правильным навыкам  работы маленькими лопатами. Он подбадривает ребят, хвалит отличившихся, напоминает, что зайка (или мишка) наблюдает за ними и радуется: площадка перед домиком скоро будет расчищена.

  Работа окончена; все  дружно относят лопатки на  место. Воспитатель показывает каждому, как правильно открывать инвентарь.

  Третье поручение: соорудить снежную горку для кукол.

  Цель: закрепить правильно навыки работы лопатами; познакомить с работой движка. (Подробный материал о том, как научить детей работать с движками, см.: Дошкольное воспитание.- 1987, - № 3. – С.27.)

  Ход выполнения поручения.

  Воспитатель предлагает  детям взять на прогулку кукол  и соорудить для них снежную  горку. Кукол сажают на каком  – либо возвышении, чтобы они  видели, как ребята трудятся.

  Дети приносят лопатки. Задание: сгрести снег к обозначенному месту. Педагог заранее подготавливает посреди площадки снежный холмик. Дети должны лишь подгрести снег, подровнять края, скат. Пока младшие заняты этой работой, воспитатель знакомит ребят постарше (2 г. 10 мес.) с работы движком. Одновременно он следит за действиями остальных.

Горка готова. Инвентарь относится на место и аккуратно расставляется. Настал черед катать кукол.

  Четвертое поручение: построить столовую для трех медведей.

  Цель: закреплять умение детей последовательно выполнять трудовые действия, прививать правильные навыки работы лопатками. Поддерживать стремление выполнять действия самостоятельно, не мешая товарищам.

  Ход выполнения поручения.

  Воспитатель предлагает  взять на прогулку трех медведей (мягкие игрушки) и построить для них столовую. Медведей сажают на каком-либо возвышений, чтобы они видели, как ребята трудятся.

  Дети самостоятельно  приносят лопатки, движки. Педагог  показывает место стройки, очерчивает  контуры на снегу и обращается  к медведям. Те постройку одобряют.

  Воспитатель и дети  начинают сгребать снег. Основная  работа ложится на педагога: он  должен придать постройке форму  куба (высота которого не превышает 40 см), а дети по его предложению  лопатками подравнивают края, подчищают  снег вокруг постройки. Воспитатель хвалит детей за старание, следит, чтобы они не мешали друг другу, показывает, как правильно следует выполнять те или иные действия, обращает внимание, как радуются мишки.

  Стол готов. Теперь  надо соорудить креслица (высота каждого примерно 30, 20, 10 см). Воспитатель подчеркивает: работа движется так споро потому, что ребята дружны.

     По окончании  работы лопатки и движки дети  относят на место, затем возвращаются  на площадку, и начинается игра.

Пятое поручение: построить спальню для трех медведей

Цель: Закрепить навыки, полученные при выполнении предыдущего поручения.

Информация о работе Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений