Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:50, дипломная работа
Современное общество испытывает потребность в конкурентноспосбных специалистах, обладающих мобильностью, целеустремленностью, готовностью к непрерывному поиску. Вследствие этого образование ориентируется на формирование творческой, самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности.
Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений…….………...…………………………………………………………….7
1.1. Проблема формирования самостоятельности в психолого-педагогической
литературе и ее развитие в онтогенезе………………………….……….…………7
1.2. Характеристики поручений как формы организации труда……………….15
1.3. Влияние трудовых поручений на формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…........................................................................22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…………...........30
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список литературы……...…
В ходе реализации данных мероприятий мы использовали такие методы и средства как:
- игровые ситуации и приемы;
- словесное напоминание; показ, объяснение;
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, фольклора книг, бесед, инсценировок;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- психологическая культура взаимопомощи и взаимоотношений.
В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны мероприятия по формированию у детей экспериментальной группы самостоятельности. Свою работу мы начали с планирования воспитательно-образовательной работы. Разработали содержание поручений для детей младшего возраста (см приложение 6). Составляли ежедневный план по организации поручений в разных видах труда. Все виды поручений по всем видам деятельности мы распределили на месяц. (см приложение 7 табл 8, 9).
В работе по формированию самостоятельности старались соблюдать все педагогические правила. Старались быть последовательными и настойчивыми в своих требованиях, систематически упражняли детей в тех или иных действиях. Мы не только рассказывали ребёнку, какие поручения он должен выполнить, но и показывали составляющие их отдельные элементы, учили производить каждый из них сначала в отдельности. Проводили работу по ознакомлению детей с правилами обращения с предметами оборудования. Постепенно содержание поручений мы усложняли.
Обучая детей тем или иным умениям, мы заботились о том, чтобы задание было для них посильным, соответствовало возрастным возможностям и уровню развития наших детей. Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши поручения. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно». Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали как нужно правильно выполнить это поручение.
В процессе работы нами были применены наглядные приемы обучения – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями. Широко использовали прием поощрения, ведь каждое слово одобрения поддерживает желание у детей и в дальнейшем с удовольствием выполнять порученное дело воспитателем, но старались этим не злоупотреблять. Мы старались делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка. В некоторых случаях приходилось использовать порицание, но делали это в косвенной форме, не называя имен детей.
Использовали дидактические, сюжетно-ролевые игры, стихи. Например, В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо». (см приложение 8, 9). Содержание игр составляли в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Прежде чем начать игру, нужно вызвать интерес у детей к ней, желание играть. Это достигалось различными приемами: использование художественного слова (стихи, загадки, песенки), сюрпризные моменты (волшебная коробочка, чудесный мешочек). Во время игры детям предлагались такие игровые действия как, покормить куклу или мишку, уложить спать. Эти действия показывались и объяснялись на своем примере. Например, говорили: «Таня хочет спать», сейчас расправим кроватку, покрывало красиво свернем и положим на стульчик, Таню разденем, завернем в одеяльце и покачаем. Или «Таня проснулась», встала, кровать заправила, умылась, причесалась, оделась. Поиграв с куклой, передавали ее ребенку. Как правило, ребенок начинал действовать самостоятельно. Во время игры придумывали сюжеты или использовали литературные тексты (к примеру, стихи А. Барто из цикла «Игрушки»).
Когда собирались на прогулку рассказывали стихи, пели песенки. Это привлекало внимание ребенка. Малыш запоминал предметы гардероба. Ему становилось интересно одеваться. Если ребенок путал последовательность одевания предметов гардероба, использовали такую игру: «Наклеить на листы картинки на тему «Одеваемся на улицу» приклеить их в определенном порядке, где изображены, например колготки, затем кофта, а затем штаны и т.д. когда ребенок будет одеваться на улицу, он подойдет к этому плакату и посмотрит, что же одевать теперь». Обычно эта игра нравится всем детям. Плакаты можно сделать на разные темы. Например если хотим научить ребенка следить самостоятельно за порядком в комнате, то наклеиваем на листы бумаги картинки с изображением игрушек на полу, на столе, с цветами (значить необходимо полить цветы), с кроватью (необходимо заправить кровать) и т.д. (см приложение 10). Также в процессе одевания можно посчитать с ребенком пуговицы на рубашке, шнурочки, пальчики на рукавичках, рассказать ему о цветах и материалах, из которых сшиты его вещи.
При поручении раздать раздаточный материал (карандаши, клей, бумагу и т.д) для занятия использовали игру «Найди ошибку». Если ребенок неправильно выполнял поручение. Просили других детей отыскать ошибку, помочь товарищу.
Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.
Организовали целевые прогулки, во время которых имели возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде. Дети видели работу дворников, которые подметали дорожки, поливали цветы. Эмоциональные впечатления, полученные на этих прогулках, давали пищу для разговоров, формировали общие интересы, помогали воспитывать у детей активность, самостоятельность в труде.
Привлекли и родителей к оказанию помощи в трудовом воспитании детей. Для этого пригласили родителей в детский сад понаблюдать за детьми, дабы у них изменилось отношение к ребенку. Советовали им давать детям поручения на длительное время, например поддерживать порядок в своем уголке, ухаживать за комнатными растениями и т. д. Проводили для родителей консультации на темы: «Воспитание в труде», «О труде ребенка в семье», «Труд и умственное развитие детей», «Самостоятельность в самообслуживании». (см приложение 11). Провели родительское собрание на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» (см приложение 12) и анкетирование родителей на тему «Ребенок дома»
Постепенно у детей стала проявляться инициатива, возросла ответственность за выполнение порученного дела. Все чаще можно было видеть, как дети по собственному желанию выполняли какую либо работу, подбирали нужный материал. Вместе с тем заметно повысилась самостоятельность и активность детей на всех занятиях.
На Контрольном этапе провели наблюдения за проявлениями самостоятельности в процессе выполнения различных трудовых поручений у детей обоих групп,
Цель этого исследования заключалась в следующем – определить, насколько у детей экспериментальной повысился уровень самостоятельности. Обследование проводилась по тем же методикам, которые использовались на констатирующем этапе. Полученные данные мы зафиксировали в виде таблицы (см приложение 14 табл 10,11,12,13).
По результатам таблиц (см. приложение 14 таблицы 10,11,12,13) выявили уровень самостоятельности для каждой экспериментальной группы, выраженной в абсолютном числе и % соотношении.
Экспериментальная группа
Количество детей уровни |
По первой методике |
По второй методике |
Среднее по двум методикам | |||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% | |
высокий средний низкий |
3 7 0 |
30 70 0 |
3 7 0 |
0 70 0 |
3 7 0 |
30 70 0 |
Контрольная группа
Количество детей уровни |
По первой методике |
По второй методике |
Среднее по двум методикам | |||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% | |
высокий средний низкий |
0 5 5 |
0 50 50 |
0 5 5 |
0 50 50 |
0 5 5 |
0 50 50 |
Дополнительно сделали сравнительный анализ уровня самостоятельности между детьми контрольной и экспериментальной групп на этапе контрольного эксперимента, результаты анализа занесли в таблицу.
Кол-во детей Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% | |
высокий средний низкий |
0 5 5 |
0 50 50 |
3 7 0 |
30 70 0 |
После проведенной развивающей работы у детей экспериментальной группы данные показывают повышение показателей среднего и высокого уровней
Итого:
Высокий уровень (В) – 30 % (3 человек)
Средний уровень (С) – 70 % (7 человек)
Низкий уровень (Н) – 0% (0 человек)
Результаты контрольной диагностики свидетельствуют о положительной динамике формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста и подтверждают эффективность созданных условий на формирующем этапе.
И на основании этих данных можно сделать следующие выводы.
Использование диагностики на начальном этапе позволило проанализировать и построить формирующий процесс.
Считаем, что
организация формирующего
- были созданы соответствующие условия (личностно-ориентированный подход, мотивация детей, поддержка, помощь и др), способствующие получение хорошего результата;
- в основе лежали
практические действия детей, связанные
с результативностью
Это означает, что созданные нами условия способствовали успешной реализации цели, поставленной в формирующем процессе: формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения поручений.
Заключение
Результаты проведенного исследования подтверждают положение выдвинутой гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
Самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Многообразие определений понятия «самостоятельность» в психологии и педагогике связано как с разными подходами, так и с тем, что в различных определениях учитываются качественно разные уровни самостоятельности. Для каждого возрастного этапа развития характерен свой уровень самостоятельности в доминирующей деятельности. Если самообслуживание для ребёнка в 2,5 года – это проявление самостоятельности в деятельности, то для 6-7 летнего ребёнка, - это отнюдь не самостоятельность.
Решающее значение для формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста имеет положительный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.
Самостоятельность формируется при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. В процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.
Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей. И как мы выяснили выше, они имеют особое воспитательное значение в работе с детьми младшего дошкольного возраста при формировании самостоятельности.
Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовыми навыками и умениями, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потре6ности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.
Эффективности формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в значительной мере способствует создание предметных условий для выполнения поручений с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Считаем, что важную роль играли взаимопонимание, эмоциональный контакт педагога с детьми, активная целенаправленная деятельность детей.