Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:50, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество испытывает потребность в конкурентноспосбных специалистах, обладающих мобильностью, целеустремленностью, готовностью к непрерывному поиску. Вследствие этого образование ориентируется на формирование творческой, самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений…….………...…………………………………………………………….7
1.1. Проблема формирования самостоятельности в психолого-педагогической
литературе и ее развитие в онтогенезе………………………….……….…………7
1.2. Характеристики поручений как формы организации труда……………….15
1.3. Влияние трудовых поручений на формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…........................................................................22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…………...........30
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список литературы……...…

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 2.46 Мб (Скачать)

Результаты оценки суммировались путём высчитывания итогового балла.

От 5-8 это низкий уровень  самостоятельности

От 9-11 это средний уровень самостоятельности   

          От 12-15 это высокий уровень  самостоятельности

 

 

 

 

 

 

Итого:

Кол-во детей

 

   Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Абсолютное число

 

%

Абсолютное число

 

%

высокий

средний

 низкий

0

4

6

0

40

60

0

4

6

0

40

60


     

 

      Проведя обследование по одной методике, нам необходимо проверить результаты, применив другую методику.

2 Беседа.

   Цель: Выявить уровень самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

            Каждый показатель оценивается по 3 бальной шкале:

1 балл – низкий  уровень;

2 балла – средний  уровень;

3 балла – высокий  уровень.

По сумме баллов определяется общий уровень самостоятельности.

Уровни:

Высокий – от 8 до 9 баллов.

Средний - от 5 до 7 баллов.

   Низкий – от 3 до 4 баллов

Ход обследования: Исследователь задаёт вопросы по методике разработанной Куцаковой Л.В. и фиксирует результаты беседы по выбранным критериям. (см. приложение 1, табл 2). Беседа проводится в индивидуальной форме, отдельно с каждым ребёнком, в спокойной, непринужденной обстановке.

Детям предлагались следующие вопросы:

Ознакомление с трудом взрослых

  • Кто моет пол, вытирает пыль?
  • Кто моет посуду и ставит ее в шкаф?
  • Кто убирает снег на участке?
  • Зачем дворник убирает снег, подметает участок?
  • Кто сшил красивую одежду для кукол?
  • Почему нельзя ничего бросать на пол?
  • Покажи, куда нужно складывать (убирать) мусор? 
    Самообслуживание
  • Покажи, как ты умеешь мыть руки (есть вилкой, вытирать рот 
    салфеткой).
  • Расскажи и покажи, как нужно надевать колготки (рубашку, застегивать пуговицы, причесываться).
  • Почему нельзя разбрасывать свои вещи? 
  • Что нужно сказать, когда тебе помогают?

- Кто из вас часто помогает друг другу?

- Как помогает? 
Хозяйственно-бытовой труд

  • Покажи, как ты умеешь раскладывать ложки (вытирать столы тряпочкой).
  • Для чего ты сейчас протираешь стол?

- Как ты помогаешь няне? 
Труд в природе

  • Покажи, как нужно поливать растение (протирать листья у фикуса). Для чего это нужно делать?
  • Как называется это растение?
  • Как называется рыбка в вашем аквариуме?

  - Почему рыбку надо кормить?

 

 

 

Итого:

Кол-во детей

 

   Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Абсолютное число

 

%

Абсолютное число

 

%

высокий

средний

 низкий

0

5

5

0

50

50

0

4

 6

0

40

 60


 

По результатам таблиц (см. приложение 2, 3, таблицы 3,4,5,6) выявили уровень самостоятельности для каждой экспериментальной группы, выраженной в абсолютном числе и % соотношении.

Экспериментальная группа

Количество детей

уровни

По первой методике

По второй методике

Среднее по двум методикам

Абсолютное число

 

%

Абсолютное число

 

%

Абсолютное число

 

%

высокий

средний

низкий

0

 4

 6

0

40

60

0

 4

 6

0

40

60

0

4

6

0

40

60


 

Контрольная группа

Количество детей

уровни

По первой методике

По второй методике

Среднее по двум методикам

Абсолютное число

 

%

Абсолютное число

 

%

Абсолютное число

 

%

высокий

средний

низкий

0

4

6

0

40

60

0

 5

5

0

50

50

0

4,5

5,5

0

45

55


 

Дополнительно сделали сравнительный анализ уровня самостоятельности между детьми контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента, результаты анализа занесли в таблицу .

 

Кол-во детей

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Абсолютное число

%

Абсолютное число

%

высокий

средний

низкий

0

4,5

5,5

0

45

55

0

4

6

0

40

60


 

  Высокий уровень самостоятельности имеют 0% детей контрольной группы и 0% детей экспериментальной группы. Средний уровень: 45% детей контрольной группы и 40% детей экспериментальной группы. Низкий уровень: 55% детей контрольной группы и 60% детей экспериментальной группы.

Таким образом, наблюдение на констатирующем этапе показало, что обе группы детей младшего дошкольного возраста имеют изначально почти одинаковый уровень сформированности самостоятельности в процессе трудовых поручений.

Для решения второй задачи опытно-экспериментального исследования: определить особенности работы педагога по формированию самостоятельности у младшего дошкольного возраста в процессе выполнения поручений нам необходимо провести анкетирование. На вопросы анкеты будут отвечать 6 воспитателей.

3. Анкетирование

Цель: определить, что педагоги понимают под определением «самостоятельность», какие используют средства и методы, как организовывают виды деятельности,  создают условия  для формирования самостоятельности при организации поручений.

Анкета для воспитателя

  1. Как Вы считаете, необходимо ли уделять внимание развитию самостоятельности?
  2. Что Вы понимаете под определением «самостоятельность» и какие трудности вы испытываете в работе по формированию  самостоятельности?
  3. Как трудовые поручения влияют на формирование самостоятельности?
  4. Нужно ли учить детей самостоятельности? Если нужно, то почему?
  5. Какие методы и приёмы Вы используете для формирования самостоятельности?
  6. Какую деятельность дети чаще проявляют самостоятельно?
  7. Какие поручения предлагались воспитателем для формирования самостоятельности?
  8. Какие методы Вы используете для привлечения детей к трудовым поручениям?
  9. Нужно ли воспитателю принимать участие в трудовых поручениях?
  10. Как в процессе поручений можно формировать у детей самостоятельность?

Обработка результатов анкетирования.

Критериями оценки уровня работы педагога по развитию самостоятельности у детей младшей группы детского сада являются 3 показателя:

  1. Понимание необходимости использования трудовых поручений для формирования самостоятельности.
  2. Систематическое, последовательное и творческое использование методов и приёмов способствующих формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Осознание проявления гуманного отношения к ребёнку, не унижая его достоинства и не нарушая его прав. Понимание опосредованного воздействия в формировании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения поручений.

Каждый показатель оценивается по 3 бальной шкале:

1 балл – низкий  уровень;

2 балла – средний  уровень;

3 балла – высокий  уровень.

По сумме баллов определяется общий уровень работы педагога в формировании самостоятельности.

Уровни:

Высокий – от 8 до 9 баллов.

Средний - от 5 до 7 баллов.

Низкий – от 3 до 4 баллов.

Результаты сводим в таблицу (см приложение 4 табл 7), в которой отмечаем уровень профессионализма педагога по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения поручений.

Итого:

        Высокий уровень (В)  – 33.3%  (2 человека)

  Средний уровень (С)  – 66.7%  (4 человек)

   Низкий уровень   (Н)  –  0%      (0 человек)

Выясняя сформированность понятия самостоятельность у воспитателей  установлено, что сами воспитатели не придают большого значения развитию самостоятельности у своих воспитанников, не понимают важности этого качества в характере человека.  Большинство воспитателей детских садов не знают, на кого должна ложиться ответственность в формировании самостоятельности у детей и с какого возраста нужно учить детей быть самостоятельными.  К числу трудностей, связанных с формированием самостоятельности у детей младшей группы почти половина воспитателей отнесли отсутствие методики данной работы и невнимание к этой проблеме родителей.

В целом, анализ констатирующего этапа показал невнимание воспитателей к проблеме формирования самостоятельности в учебно-воспитательной деятельности и отсутствие соответствующего уровня подготовки  по формированию самостоятельности у детей, а также полную пассивность родителей в разрешении этой проблемы.

Формирующий этап

Цель: разработать мероприятия, способствующих формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения поручений и повышению уровня подготовленности воспитателей.

Для воспитателей провели консультации на тему:

  • «Самостоятельность как психологический аспект развития ребенка дошкольника»
  • «Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте»
  • «Труд, как средство формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
  • «Трудовые поручения на прогулке» (см приложение 5).
  • Практическое консультирование «Игры и упражнения направленные на развитие самостоятельности ребенка в сфере общения»
  • Индивидуальное собеседование «Способы и методы развития самостоятельности ребенка во всех возрастных группах»

Разработали семинар  "Подготовка воспитателей детских садов к развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста", идеи которого внедрили в практику работы воспитателей. Организовали круглый стол «Что должен уметь дошкольник в сфере бытовой, учебной, игровой самостоятельности и самостоятельности в сфере общения к концу дошкольного возраста. Рекомендовали использовать тематику самостоятельности в темах для самообразования. Пополнили педагогическую библиотеку новыми методичками (например, Сартан Галина Николаевна Тренинг самостоятельности у детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004).

 В работе с детьми экспериментальной группы предстояло совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, стремления помогать товарищам и повышению требований к качеству своей работы, воспитывать уверенность в себе, аккуратность, доводить начатое дело до конца.

Для успешного формирования самостоятельности необходимы следующие условия:

  1. организация привлекательной и удобной, для выполнения поручений и заданий, обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
  2. многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;
  3. индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов формирования самостоятельности;
  4. организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке поручений;
  5. безукоризненное выполнение взрослыми всех трудовых поручений

Информация о работе Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений