Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:50, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество испытывает потребность в конкурентноспосбных специалистах, обладающих мобильностью, целеустремленностью, готовностью к непрерывному поиску. Вследствие этого образование ориентируется на формирование творческой, самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений…….………...…………………………………………………………….7
1.1. Проблема формирования самостоятельности в психолого-педагогической
литературе и ее развитие в онтогенезе………………………….……….…………7
1.2. Характеристики поручений как формы организации труда……………….15
1.3. Влияние трудовых поручений на формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…........................................................................22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…………...........30
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список литературы……...…

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 2.46 Мб (Скачать)

Воспитатель может давать индивидуальные поручения не одному, а нескольким детям. Подобная организация поручений возможна тогда, когда дети уже имеют некоторый опыт работы и не требуют постоянного вмешательства и внимания педагога. При этом воспитатель показывает несложные приемы работы всем детям одновременно. Например, поручает четырем-пяти воспитанникам протереть стульчики. Каждый вытирает один стул. Педагог разъясняет приемы работы: как следует держать тряпочку, какой влажности она должна быть, напоминает последовательность действий.

Наблюдения показывают, что большинство ребят 3 – 4 лет при выполнении поручений ориентируются на требования педагога. Поэтому правильное руководство деятельностью ребят при выполнении поручений является важнейшим условием формирования у них положительного отношения к труду, исполнительности, самостоятельности.

Известно, что на младших ступенях дошкольного возраста трудовая деятельность часто переплетается с игрой и порой трудно увидеть, уловить эту границу. И в этом плане поручения помогут воспитателю. Ведь даже самые элементарные поручения (что-то подать, подвинуть, поднять) не содержат в себе игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого ребенок приучается действовать самостоятельно и целенаправленно, осознать, что он выполняет задание взрослого.

На самых начальных этапах привлечения детей к выполнению трудовых поручений очень важно вызвать у них положительное отношение к требованиям педагога, разумное послушание и исполнительность. Опыт показывает, что решение этой задачи в работе с детьми 3—4 лет будет успешным, если воспитатель становится непосредственным участником деятельности ребенка. Это дает возможность лучше увидеть, чем он занят, как умеет организовать свою деятельность, как прислушивается и следует требованиям, советам педагога. В совместной деятельности взрослый имеет возможность осуществлять контроль за ребенком незаметно. В свою очередь и ребенок имеет возможность видеть, как воспитатель организует свою деятельность, как готовит рабочее место, как пользуется необходимыми предметами труда, какие действия выполняет.

Опыт совместной работы с детьми 3—4 лет показывает, насколько велика роль обучающего воздействия при выполнении детьми трудовых поручений. Овладение способами выполнения специфических трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет ребенку приобрести необходимые умения для выполнения различных, по содержанию трудовых поручений. При этом воспитатель пользуется приемами показа и объяснения и усиленным контролем. Малейшая трудность — и ребенок бросает дело, переключаясь на игру.

В процессе овладения навыком самостоятельного выполнения трудовых поручений ребенок должен осознать их цели и задачи, способы действий. Это достигается посредством подробного объяснения, мотивации того, что малыш делает или будет делать. Воспитатель поясняет: «Ты положи носик лейки на край цветочного горшка и поливай, тебе не будет так тяжело держать лейку, и не будут брызги разлетаться».

Усвоению умений способствует повторение способов деятельности в целях их закрепления. Воспитатель расширяет сферу деятельности детей, побуждает их к переносу усвоенных способов в новые условия. Так, скажем, если раньше в процессе формирования умений дети выполняли поручения в пределах своей групповой комнаты, то с их закреплением воспитатель постоянно увеличивает круг дел. Аналогичные задания дети выполняют в группе самых маленьких, на участке детского сада, в раздевальной комнате.

Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, активная роль воспитателя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания целесообразно перейти к словесному напоминанию: достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации, в данных условиях. Постепенно активизировать детей вопросами: «С чего начнешь делать? А ты знаешь, где у нас находятся лейки? Сколько воды лить в этот цветок? Сколько корма надо насыпать рыбкам? Что мы делаем перед тем, как высыпать его в кормушку?» и т.п. С помощью вопросов педагог постепенно приучает детей обращаться к своему опыту, вспоминать, что научились делать, и самим предлагать свои услуги, помощь. Вопросы воспитателя должны быть направлены на то, чтобы дети уяснили или вспомнили способы выполнения поручения. Содержание вопросов должно быть индивидуальным, учитывать возможности каждого затруднения ребенка при выполнении задания.

Важным педагогическим условием воспитания у детей положительного отношения к поручениям взрослых является формирование у них социальных мотивов деятельности — мотив долга и ответственности перед взрослыми за выполнение задания. Добиться этого можно, повышая требования к детям, к их индивидуальной трудовой деятельности, усложняя поручения. Важна также оценка содержания этой деятельности.

Сначала воспитатель добивается лишь эмоционально-положительного отношения к трудовому поручению. Это осуществляется чаще всего благодаря положительной, доброжелательной оценке того, что ребенок охотно отозвался помочь взрослому, правильно выполнил задание, добился результата. По мере возникновения у детей интереса к выполнению поручения, необходимо добиваться более осознанного отношения к трудовым заданиям взрослых, полезности выполняемого дела. «Хорошо, что ты решил помочь мне, вместе быстро приготовили все к занятию». Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих. Педагогу очень важно умело поддержать первые ростки детской самостоятельности, когда ребенок по собственному побуждению включается в трудовую деятельность. Это важно для формирования у детей умения выполнять обязанности.

В младшей и средней группе особенно важно замечать детскую инициативу и самостоятельность, так как здесь выполнение детьми заданий организуется взрослым. Отсюда необходимо, чтобы поручения не заглушали детское желание участвовать в труде. Воспитатель иногда называет дела, которые дети могли бы самостоятельно выполнить, не ожидая указаний взрослых: увидел, что валяется вещь, игрушка,— подними, положи на место; вошел в группу взрослый — предложи стул; увидел, что кому-то трудно нести, поднять, подвинуть,— помоги и т.д. Напоминания воспитателя о делах, нужных для всей группы, позволяют детям увидеть, что они могут делать самостоятельно по собственной инициативе. Если дела не делаются по собственному почину ребят, воспитатель может вновь напомнить о предстоящей работе, точно указать, где и когда они могли бы что-то сделать. («Если хочешь покормить животных, сменить воду им, полить клумбу, огород, напомни мне об этом на прогулке».)

Детям 3—4 лет сложно определить предстоящую работу, когда воспитатель предлагает внимательно посмотреть и самим найти, что надо сделать. В подобных ситуациях особенно важно поощрение стремления ребенка трудиться, а его самостоятельную инициативу следует подчеркивать и оценивать особо: «Олег очень внимательный, аккуратный мальчик. Он увидел возле кормушки разлитую воду и вытер. Он поступил правильно».

Давая оценку труда детей, нужно применять разнообразные приемы: поощрение, привлечение внимания всего коллектива, использование игровых приемов. Например, с помощью кукольного персонажа «Петрушка». С его помощью воспитателю легко удается не только оценить сделанную работу, но и легко закрепить полезные и нужные в трудовой деятельности правила: не отвлекаться во время работы, помогать товарищам, доводить начатое дело до конца, проявлять старание, самостоятельность. В занимательной игровой форме воспитатель анализирует деятельность ребенка, рассказывает, что он хорошо выполнял, в чем ошибался. При  оценки всегда находить что- то  положительное, даже если ребенок самостоятельно не справляется с заданием. Зная, что игровой прием заинтересовывает  ребенка, стараться использовать его чаще. Если ребенок не хочет выполнять поручение, предложить ребенку посмотреть, как это делает другой ребенок. В итоге, ребенок сам изъявляет желание.

Разнообразие трудовых поручений по содержанию, особенностям организации создает большие возможности для использования их в воспитательной работе с детьми. Трудовые поручения охватывают всю жизнь детей в течение дня в детском саду. Это закономерно, так как педагог в любое время может найти нужное и полезное дело как для самого ребенка, так и для всей группы детей. Отчасти это объясняется особенностями организации поручений и местом их в режиме дня в отличие, например, от дежурств, имеющих четко фиксированное время [9;186].

Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятельности дошкольников во всех группах дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к участию в посильном труде. Такая постановка работы занимает детей, приучает их самостоятельно находить себе дело, что в целом создает в группе дружную атмосферу.

 Зная воспитательные возможности различных по содержанию поручений, их нагрузку, учитывая при этом возможности каждого ребенка, можно целенаправленно организовать обучение детей тому, что они еще не умеют делать, сформировать необходимые умения и навыки или изменить отношение к работе.

 Таким образом, можно сделать вывод: поручения - важное средство воспитания нравственно - волевых качеств, которые проявляются и формируются в тесной взаимосвязи. Так, от умения проявить ответственность, трудовое усилие, целеустремленность зависит в целом положительное отношение к трудовой деятельности, самостоятельность, трудолюбие. И наоборот: с формированием самостоятельности, трудолюбия, повышается ответственность, целеустремленность к деятельности.

На основании изученных источников можно сделать следующие выводы:

 Самостоятельность – это способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности. Формирование самостоятельности у детей необходимая основа для успешной адаптации их к условиям жизни в современном обществе.

 Первые проявления  самостоятельности зарождаются ещё в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности.

 Особое место  в практике дошкольного воспитания  уделено проблеме формирования  самостоятельности посредством поручений.  Приучая детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой, мы формируем у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия. Но такого отношения детей к труду можно добиться только кропотливой систематической работой в детском саду и семье. 

В следующей главе практически обоснуем целесообразность использования трудовых поручений в работе по формированию у младших дошкольников самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста  в ходе выполнении поручений

 Цель практической части: обосновать целесообразность использования трудовых поручений в работе по формированию у младших дошкольников самостоятельности.

Для проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. На констатирующем этапе выявить уровень сформированности самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Определить особенности работы педагога по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Разработать мероприятия по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения поручений.
  4. На основе сравнительного анализа данных первичной и повторной диагностики оценить эффективность проделанной работы, т.е. провести контрольный эксперимент.

Экспериментальная  работа состояла из трёх этапов:

Констатирующего

Формирующего

Контрольного

В круг исследования, проводившегося в 2012 году, включалось 20 детей 3-4 лет.

Дети были разделены на две группы.

1 группа – контрольная  группа (КГ) - дети, трудовая деятельность  которых не регулировалась.

2 группа – экспериментальная группа (ЭГ) – дети, чья трудовая деятельность целенаправленно контролировалась

Констатирующий этап.

Цель – выявить уровень самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

 В констатирующей части исследования мы использовали такие методы исследования как целенаправленное наблюдение за проявлениями самостоятельности у детей при выполнении различных поручений, беседу (в данном возрасте общение с детьми), анкетирование воспитателей. Все проявления детей, педагогов фиксировались, результаты оформлялись в таблицах.

Для оценки уровня самостоятельности детей нами были разработаны критерии на основании требований «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования от рождения до школы  ». ( Приложение 1, табл 1,2)

Для решения первой задачи нами были проведены следующие методики.

  1. Наблюдение

Цель наблюдения – выявить уровень самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Ход исследования: Необходимо зафиксировать и оценить по разработанным критериям (прил 1, табл 1) все проявления самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения поручений. Результаты наблюдения оформить протоколами (см. приложение 2, табл 3,4).

Информация о работе Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений