Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:50, дипломная работа
Современное общество испытывает потребность в конкурентноспосбных специалистах, обладающих мобильностью, целеустремленностью, готовностью к непрерывному поиску. Вследствие этого образование ориентируется на формирование творческой, самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности.
Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений…….………...…………………………………………………………….7
1.1. Проблема формирования самостоятельности в психолого-педагогической
литературе и ее развитие в онтогенезе………………………….……….…………7
1.2. Характеристики поручений как формы организации труда……………….15
1.3. Влияние трудовых поручений на формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…........................................................................22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…………...........30
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список литературы……...…
Таблица 6
Таблица данных полученных в ходе беседы.
Контрольная группа (начало года)
Имя ребёнка |
Вид деятельности |
Баллы |
Уровень | ||
Самообслу- живание |
Хозяцственно- бытовой труд |
Труд в природе | |||
Никита Б, |
2 |
2 |
1 |
5 |
С |
Маша П, |
1 |
1 |
1 |
3 |
Н |
Алина Ш, |
2 |
2 |
1 |
5 |
С |
Кирилл З, |
2 |
2 |
1 |
5 |
С |
Иван К, |
2 |
1 |
1 |
4 |
Н |
Катя К, |
2 |
1 |
1 |
4 |
Н |
Тоня Т, |
2 |
2 |
1 |
5 |
С |
Денис Р, |
1 |
2 |
2 |
5 |
С |
Матвей Ш, |
1 |
2 |
1 |
4 |
Н |
Уля М, |
2 |
1 |
1 |
4 |
Н |
Приложение 4
Таблица результатов изучения уровня профессионализма
Ф.И.О. педагога |
Критерии |
Баллы по каждому критерию |
Сумма баллов |
Уровень работы педагога в формировании самостоятельности в процессе х.- бытового труда |
1. Бунькова Мария Николаевна |
1 |
2 |
8 |
высокий |
2 |
4 | |||
3 |
2 | |||
2. Щепеткина Ирина Николаевна |
1 |
2 |
7 |
средний |
2 |
3 | |||
3 |
2 | |||
|
1 |
3 |
9 |
высокий |
2 |
3 | |||
3 |
3 | |||
4. Трифонова Ирина Николаевна |
1 |
2 |
7 |
средний |
2 |
2 | |||
3 |
3 | |||
5. Рачёва Оксана Николаевна |
1 |
2 |
5 |
средний |
2 |
1 | |||
3 |
2 | |||
6. Коковина Надежда Михайловна |
1 |
2 |
6 |
средний |
2 |
2 | |||
3 |
2 |
Приложение
5
Консультация для воспитателей.
Этапы формирования игровой деятельности детей
В развитии игровой деятельности детей выделяют несколько этапов.
1 этап - Ознакомительная игра (от 2-3 месяцев до 8мес- 1,5 лет)
Основу этой игры составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета ребенком. Эта деятельность младенца очень быстро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции с игрушкой.
По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый.
2 этап - Отобразительная игра (около года)
В результате такой игры ребенок
учится выявлять специфические свойства
предмета (пищит, едет, катится и пр.). Это кульминационный
момент развития психологического содержание
игры в раннем детстве. Именно он создаёт
необходимую почву для формирования у
ребёнка соответствующей предметной деятельности.
На рубеже первого и второго годов жизни
ребёнка развитие игры и предметной деятельности
смыкается и одновременно расходится.
Теперь же различия начинают проявляться
и в способах действий ? наступает следующий
этап в развитии игры: она становится сюжетно
- отобразительной.
3 этап Сюжетно – отобразительная игра (около 2 лет).
Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.
Так постепенно заражаются предпосылки 4 этапа развития игры - Сюжетно-ролевой игры (после 3 лет).
Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма
многогранна, так же как разнообразны
и игры. При всём том, главенствующее значение
отводится сюжетно- ролевым играм. Именно
это вид игр воплощает в себе наиболее
значимые и существенные черты игры как
деятельности.
В ней ребенок воображает себя кем угодно
и чем угодно и действует в соответствии
с этим образом. Ребенка может удивить
картина, бытовой предмет, явление природы,
и он может стать им на короткий промежуток
времени. Обязательное условие для такой
игры - яркое, запоминающееся впечатление,
которое вызвало у него сильный эмоциональный
отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует
его и душой и телом, становится им.
Образно-ролевая игра является источником
сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется
с середины дошкольного периода. Игровое
действие имеет символический характер.
Играя, ребенок под одним действием подразумевает
другое, под одним предметом - другой. Не
имея возможности обращаться с реальными
предметами, ребенок учится моделировать
ситуации с предметами-заместителями.
Игровые заместители предметов могут
иметь очень небольшое сходство с реальными
предметами. Ребенок может использовать
палочку в качестве подзорной трубы, а
затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги.
На данном этапе развития игры слово и
дело смыкаются, а ролевое поведение становится
моделью осмысленных детьми отношений
между людьми.
Наступает 5 этап Собственно-ролевой игры (после 4 лет). Ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых..
Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий
этой роли образ - доктора, мамы, дочки,
водителя. Из этого образа вытекают и игровые
действия ребенка. Образный внутренний
план игры настолько важен, что без него
игра просто не может существовать. Через
образы и действия дети учатся выражать
свои чувства и эмоции. В их играх мама
может быть строгой или доброй, грустной
или веселой, ласковой и нежной. Образ
проигрывается, изучается и запоминается.
Все ролевые игры детей (за очень небольшим
исключением) наполнены социальным содержанием
и служат средством вживания во всю полноту
человеческих отношений.
По мере того, как ребенок растет, меняется
и организация их практического опыта,
который направлен на активное познание
реальных взаимоотношений людей в процессе
совместной деятельности. Взрослые, могут
выступать в роли одного из участников
игры, побуждая детей к совместным обсуждениям,
высказываниям, спорам, беседам, способствуя
коллективному решению игровых задач,
в которых отражается совместная общественно-трудовая
деятельность людей. По мере взросления
ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых
игр. Так например, игра в “дочки-матери”
в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут,
а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие дошкольники
способны играть в одну и ту же игру несколько
часов подряд, то есть наряду с увеличением
разнообразия сюжетов увеличивается и
длительность игры.
Как известно, любая деятельность определяется
её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность
направлена. Игра является деятельностью,
мотив которой лежит в ней самой. Это означает,
что ребёнок играет по тому, что ему хочется
играть, а не и ради получения какого-то
конкретного результата, что типично для
бытовой, трудовой и любой другой продуктивной
деятельности.
Игра является ведущей деятельностью
в дошкольном возрасте. Это связанно с
тем, что в ней зарождаются новые, более
прогрессивные виды деятельности и формирование
умения действовать коллективно, творчески,
произвольно управлять своим поведением.
В игре расширяется жизненный опыт детей.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.
Кроме того, хорошее игро - действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях.
Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.
Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми раннего возраста.
По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.
И так, сформированности игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающий в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения како гота конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.