Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:50, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество испытывает потребность в конкурентноспосбных специалистах, обладающих мобильностью, целеустремленностью, готовностью к непрерывному поиску. Вследствие этого образование ориентируется на формирование творческой, самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений…….………...…………………………………………………………….7
1.1. Проблема формирования самостоятельности в психолого-педагогической
литературе и ее развитие в онтогенезе………………………….……….…………7
1.2. Характеристики поручений как формы организации труда……………….15
1.3. Влияние трудовых поручений на формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…........................................................................22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…………...........30
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список литературы……...…

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 2.46 Мб (Скачать)

  Планирование - важный компонент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом.

Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда, и намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения. Не предусматриваются контроль и оценка работы.

Детей следует учить планированию деятельности. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

Процесс деятельности.   В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитываются настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно. Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе груда вносит особый элемент привлекательности.

  Результат труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна.

 

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делиться на четыре вида: самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей), хозяйственно-бытовой труд (связанный с уборкой групповой комнаты, участка), труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду), ручной и художественный труд (работа детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами).

 Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации  труда  детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный коллективный труд. (В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич и др) [9;180].

 Каждая из названных форм организации имеет свои особенности и разное соотношение (ведущее или второстепенное) на разных ступенях дошкольного детства.

Чтобы выяснить возможности трудовых поручений для решения задач нравственного воспитания, необходимо определить, что понимать под трудовым поручением, в чем заключены его специфические особенности в отличие от других форм организации.

  Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить ― значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Цель поручений - оказать воспитательское воздействие на ребенка, служить действенным средствам нравственного воспитания. Отсюда: поручения всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу.

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют на младших ступенях дошкольного возраста, когда труд еще не стал планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через разного рода поручения. Иными словами: выполняют просьбу или требование воспитателя, няни, родителей сделать что - либо, принести какой - то предмет, полить цветы, покормить рыб, накрыть на стол, убрать посуду и др.

 Особенности поручений.

В сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей поручения имеют ряд особенностей: они всегда идут от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за точностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Трудовые поручения необходимо отличать от обязанностей. Смысл обязанностей заключается прежде всего в осознании необходимости постоянно и систематически выполнять дело даже тогда, когда нет желания. При выполнение обязанностей многое исходит от самого ребенка: у него есть для выполнения задания необходимые трудовые навыки, он может выполнять задание самостоятельно, при этом проявить личную инициативу, творчество, смекалку, элементарно рассказать, почему нужно выполнить эту работу. Однако, чтобы у ребенка проявились эти качества, ему необходим некоторый опыт, то есть специальная подготовка, которая позволяет освоить содержание его деятельности. Такая подготовка осуществляется посредством разнообразных поручений, тех, что войдут в последствии в круг его обязанностей. Не зная их, не освоив нужные умения, ребенок не будет готов к более сложной для него деятельности. К.П.Кузовкова правильно подчеркивает, что индивидуальная деятельность ребенка - отправной момент для формирования самостоятельности (в совместной деятельности) [11;57].

Поручения весьма многообразны. Они могут быть по сложности (простые и сложные), по времени выполнения (кратковременные, эпизодические и длительные), по характеру выполнения (индивидуальные или коллективные). Особые возможности для формирования навыков предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (два-три дня) отвечает за какое-то дело.

 В практике воспитания поручения чаще организуют в первую половину дня, В утренние часы (до завтрака) или во вторую половину (после дневного сна). Объясняется это большей занятостью педагога в первую половину дня.

Учитывая некоторые особенности поручений, как количество действий, способ их выполнения, время достижения результата, их можно сгруппировать (что позволит лучше увидеть специфические воспитательные задачи, которые можно ставить и решать через разные по содержанию трудовые поручения).

К первой группе относятся поручения, связанные с выполнением одного действия: подай, принеси, отодвинь, подними. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью устранить быстро случившийся беспорядок (что-то по неосторожности уронили, разбили, разлили).  Задача поставленная перед ребенком, должна решаться срезу. И ее ценность, несмотря на простату, элементарное содержание, в отсутствии игрового начала. Кроме того, дети приучаются быстро ориентироваться в окружающей обстановке (среди многих вещей и предметов найти нужный), у низ развивается сообразность, ловкость, исполнительность. Такого рода поручения порой вспомогательны в работе взрослого. Дети по его просьбе приносят вес необходимое: бумагу, клей, кисточки, ножницы и т.д. в процессе совместного труда воспитанники постепенно изучают, какой материал, какие предметы нужны для выполнения этой работы, как обращаться с ними; привыкают быть полезными взрослым в совместной работе, проявлять элементарную предупредительность. И кроме того, легко выявляются возможности детей, их стремление самостоятельно справиться с поручением, оказать услугу.

Вторую подгруппу составляют поручения, содержащие в себе несколько способов действия, несколько трудовых операций. Они сложнее первых, так как для их выполнения необходимы определенные навыки трудовой деятельности, дополнительные предметы или оборудование для труда. Необходимы знания и умения в обращение с ними: где взять предметы, элементарно спланировать свою деятельность, как по окончании убрать рабочее место. Сюда же относятся поручения: помыть клетку, игрушки, накормить рыбок.

К третьей группе следует отнести поручения, результаты которых получаются не сразу: посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания, расческу, попросить папу подточить цветные карандаши и т.д. получение результатов связано с приложением усилий памяти, знанием некоторых временных понятий (утром, когда приходить в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой). Для детей 3-4 лет поручения такого содержания представляют большую трудность, они забывают о них. Требуется особый контроль и дополнительные напоминания со стороны взрослых. Подобные поручения - задания особенно полезны, ценны в старших и подготовительных группах в связи с подготовкой детей к школе.

В особую группу следует выделить поручения, при выполнение которых нет видимого результата, это словесные поручения: спросить повара, что сегодня на завтрак, попросить корм для рыб или животных из уголка природы, передать сведения о количестве детей, пригласить методиста или заведующую на занятие и т.д. Поручения такого рода не требуют от детей особых мускульных усилий. Здесь ставится задача другого характера: уметь общаться со взрослыми, что-то вспомнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещение и на территории участка детского сада.

Старшие дошкольники (5-7 лет) с удовольствием выполняют такого рода поручения. А вот для младших такие задания представляют определенную сложность. Их выполнения затрудняются не только своеобразием задачи, но и тем, что результат труда не выступает наглядно. Вот почему детям порой просто непонятны. Но это отнюдь не означает что надо избегать таких поручений в работе с детьми младшего возраста. Если ребенок не справляется с заданиями, воспитатель должен прежде всего выяснить, почему он отказывается от выполнения (стесняется; не знает того человека, к кому посылают; плохо ориентируется и т. д.) и по возможности помочь ему. Целесообразно вначале давать поручения   более смелым, общительным детям с тем, чтобы они повторили задание, рассказывали, как будут выполнять его. Следует и напомнить правило: прежде чем обратиться к взрослому с просьбой, необходимо поздороваться, спросить вежливо, поблагодарить, перед уходом попрощаться.

Таким образом, зная нагрузку различных по содержанию поручении, учитывая возможности каждого ребенка, воспитатель может целенаправленно организовать их, с тем чтобы учить детей тому, что они еще не умеют делать: у одного формировать трудовые навыки, другого учить тщательности, старательности, самостоятельности выполнения задания и т. д.

Содержание трудовых поручений последних двух групп несколько сложнее первых. Поэтому они чаще используются в старшем возрасте. На более младших ступенях дошкольного детства содержание поручений обычно связано с трудом по самообслуживанию, повседневным бытом детей.

 А каковы же механизмы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения поручений мы рассмотрим в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

1.3. Влияние поручений на формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания самостоятельно трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.

  «Программа воспитания и обучения в детском саду» содержит примерный перечень поручений для каждой дошкольной ступени. На младших ступенях он представлен в образовательной области «Труд».  Содержание поручений постепенно усложняется; с возрастом предъявляются более высокие требования к самостоятельности, качеству выполнения задания, ответственному отношению к порученному делу [24].

Привлекать детей к выполнению простых и посильных поручений рекомендуется очень рано, уже с 1,5―2 лет. В маленьких и доступных ребенку заданиях: «Пойди посмотри, какой домик построил Коля», «Посади куколку на стул», «Дай Вове мяч» ― содержатся определенные указания воспитателя, которые побуждают ребенка к целенаправленным действиям, приучают его к послушанию, формируют самостоятельность, умение выполнять требования взрослого. 

Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполнению разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с различным хозяйственно-бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского сада. Организовывая трудовое поручение, подбирать такие поручения, которые способствовали бы нравственному воспитанию детей. 

Поручения особенно важны в период от 2 до 5 лет. В 6 лет дети уже могут участвовать в трех видах дежурств. Это серьезный труд, требующий также предварительной подготовки. И если ребенок, посещавший детский сад с младшей группы, в старшей группе не умеет правильно, самостоятельно  дежурить, это сигнал к тому; что воспитатель недостаточно и нецеленаправленно привлекал детей к выполнению поручений па младших ступенях дошкольного детства.

В практике работы с детьми младшего дошкольного возраста особенно распространены индивидуальные поручения, реже - поручения маленьким группам. Например, по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять носки, которые случайно уронил другой ребенок, положить их на место; помочь вынести на участок ведерко с совками, собрать игрушки перед уходом с прогулки; раздать карандаши для рисовании; смести с лавочки песок (воспитатель показывает, как это делать) и т.д.

Последний вид открывает перед воспитателем большие перспективы. Ведь научить одно-двух легче, чем целую группу детей. Кроме того, более удобен и возможен тщательный контроль в плане: что затрудняет ребенка, где необходим дополнительный показ, помощь, совет. Иными словами: в процессе индивидуального труда педагог имеет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику, тем самым формируя у одного - трудовые навыки, у другого - положительное отношение к деятельности, некоторые нравственно — волевые качества (самостоятельность, ответственность и др).

Информация о работе Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений