Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:50, дипломная работа
Современное общество испытывает потребность в конкурентноспосбных специалистах, обладающих мобильностью, целеустремленностью, готовностью к непрерывному поиску. Вследствие этого образование ориентируется на формирование творческой, самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности.
Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений…….………...…………………………………………………………….7
1.1. Проблема формирования самостоятельности в психолого-педагогической
литературе и ее развитие в онтогенезе………………………….……….…………7
1.2. Характеристики поручений как формы организации труда……………….15
1.3. Влияние трудовых поручений на формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…........................................................................22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…………...........30
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список литературы……...…
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Свердловский областной музыкально – эстетический
педагогический колледж
Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений
Выпускная квалификационная работа
Екатеринбург
2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
основы проблемы формирования самостоятельности у
детей младшего дошкольного возраста
в ходе выполнения трудовых поручений…….………...………………………………
1.1. Проблема формирования
самостоятельности в психолого-
литературе и ее развитие в онтогенезе………………………….……….…………7
1.2. Характеристики поручений как формы организации труда……………….15
1.3. Влияние трудовых поручений
на формирование самостоятельности у
детей младшего дошкольного возраста….....................
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…………...........30
Заключение……………………………………………………
Список литературы……...………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Современное общество испытывает потребность в конкурентноспосбных специалистах, обладающих мобильностью, целеустремленностью, готовностью к непрерывному поиску. Вследствие этого образование ориентируется на формирование творческой, самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности.
Коренные преобразования, коснувшиеся всего общества, не оставили в стороне и дошкольные учреждения. В федеральных государственных требованиях (приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009г № 655) говорится о том, что в результате освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок должен приобрести интегрированные качества такие как:
- Способность самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
- Самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации преобразовывать способы решения задач (проблем)).
И одной из главных задач дошкольных учреждений на сегодняшний день является научить незащищенных детей быть самостоятельными, уверенными в себе, адаптированными к условиям жизни в современном обществе.
Самостоятельность - отмечал Рубинштейн С.Л. - это не простая сумма знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей своими силами вести очередные дела, а общественное проявление личности, характеризующее ее тип отношения к труду, людям и обществу [16;278].
Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи, педагоги, а также представители других, смежных наук. (Запорожец А.В, Ковалев А.Г, Леонтьев А.Н, Люблинская А.А, Рубинштейн С.Л, Ушинский К.Д, Гальперин П.Я, Божович Л.И, Венгер А.Л и др), которые внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Большое место в психолого-педагогической литературе отводится проблеме трудовой деятельности, как средству формирования самостоятельности ребенка. С 1964 г. начинаются систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания (Нечаева В.Г, Година Г.Н, Сергеева Д.В, Буре Р.С, Маркова Т.А, Цукерман Г.А, Логинова В.И, Шатова А.Д и многие другие) [22;10-21]
Именно эти исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ребенка дошкольного возраста.
В настоящее время растет число экспериментальных исследований в данной области. Многие педагоги такие как Буре Р.С, Нечаева В.Г, Куцакова Л.В и другие, считают, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.
Хотя тема формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности хорошо представлена и разработана в психолого-педагогической литературе 60-80 годов, но воспитатели постоянно встречают трудности в практике. Сказывается недостаток методических разработок и их не современность, что затрудняет использование опыта прошлого в современной образовательной практике. Вместе с тем, далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, трудовой и познавательной деятельности. Трудовая деятельность детей становится все более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. В то же время родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее важных дел будущей адаптации ребенка в социуме, более значимую роль для них играет уровень его интеллектуальных способностей. Вместе с тем трудовая деятельность, так же как и игровая является определяющим условием формирования самостоятельности.
Возникает противоречие:
- между социальной значимостью формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях;
Становится актуальной проблема: определение оптимальных путей формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: обосновать целесообразность использования трудовых поручений в работе по формированию у младших дошкольников самостоятельности.
Объект исследования: процесс формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: трудовые поручения как средство формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из этого, можно сформулировать рабочую гипотезу исследования: формирование самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения поручений окажется более эффективным и успешным при условии если:
1) трудовые поручения будут предлагаться детям и в первую и во вторую половину дня;
2) содержание поручений будет по разным видам труда (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе);
3) будет поощряться инициатива ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в группе и на участке;
4) воспитатель будет целенаправленно создавать условия и руководить процессом формирования такого качества личности как самостоятельность.
Исходя из цели и гипотезы исследования вытекают следующие задачи:
2. Раскрыть психолого-педагогическое содержание основных понятий темы: «самостоятельность», «детский труд», «трудовые поручения».
3. Провести 3 этапа эксперимента по изучению влияния трудовых поручений на процесс формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Работа состоит из двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографии, приложения. Работа иллюстрирована таблицами.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Солнышко» г. Сухой Лог, вторая младшая группа
Нормативные документы:
Федеральные государственные требования (приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009г № 655);
Закон Российской федерации «Об образовании»: текст с изм. и доп. На 2010 год. – М., 2010;
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года);
Конституция Р.Ф. от 25.12.1993, с изменениями от 30.12.2008.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Солнышко», младшая группа.
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения поручений
1.1. Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе и ее развитие в онтогенезе
Самостоятельность, одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность – свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности её творческих возможностей [10; 256].
Идея формирования самостоятельности у ребенка была заложена еще в глубокой древности и анализировалась Аристотелем, Аристоксеном, Сократом, Платоном и другими философами. Дальнейшее развитие она получила в работах Коменского Я.А., Песталоцци И.Г, Дистервега А, а также в сочинениях отечественных педагогов и революционеров-демократов: Белинского В. Г, Герцена А.И, Добролюбова Н.А, Радищева А.Н, Толстого Л.Н, Ушинского К.Д, Чернышевского Н.Г и других.
В настоящее время самостоятельность рассмотрена и изучена в трудах Иванова В. Д, Осницкого А. К, Теплюк С, Марковой Т.А, Цукерман Г.А, Анцыферова Л.И, Буре Р.С, Якиманская Г.А, Елизарова Н.В. и др.
Иванов В.Д в своей работе указывает, что самостоятельность не может быть абсолютной, так как жить в обществе (в семье) и быть свободным, независимым от общества нельзя. Все зависят друг от друга: и отдельные люди, и группы людей, и человеческие обязанности. Поэтому следует иметь в виду достаточный уровень самостоятельности [7;22].
По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении [18;67]. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Также Теплюк С. отмечает роль родителей в формировании самостоятельности у детей. Родители должны целенаправленно её формировать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при формировании самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий [18].
В исследованиях Гуськовой Т. В, говорится о том, самостоятельность – это качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло.[20,12]
Маркова Т.А. отмечает: без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива [15].
Ковалев А.Г, Ларин А.П, Молнар И, Пономарева З.Ф, Смирнов А.Л и др. рассматривают самостоятельность как сложное качество личности, пронизывающее поведение, отношение человека к окружающим и самому себе [21;28].
Ряд исследователей, признавая самостоятельность стержневым качеством личности, рассматривают проявление ее в процессах мышления, воли. Так, Пономарева З.Ф. связывает самостоятельность с потребностью в умении самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения, отличную от других. По мнению Сыркиной В.А. самостоятельность проявляется в решении жизненных, мыслительных и практических задач. Дмитриева Ю.Н видит проявление самостоятельности в умелом использовании имеющихся знаний для решения на основе волевого усилия поставленных жизнью задач [17].