Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:50, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество испытывает потребность в конкурентноспосбных специалистах, обладающих мобильностью, целеустремленностью, готовностью к непрерывному поиску. Вследствие этого образование ориентируется на формирование творческой, самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений…….………...…………………………………………………………….7
1.1. Проблема формирования самостоятельности в психолого-педагогической
литературе и ее развитие в онтогенезе………………………….……….…………7
1.2. Характеристики поручений как формы организации труда……………….15
1.3. Влияние трудовых поручений на формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…........................................................................22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…………...........30
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список литературы……...…

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 2.46 Мб (Скачать)

В философской литературе вопросы самостоятельности рассматривались в связи с проблемой свободы и ответственности личности, взаимодействия личности и общества, общественной и личной практики. В философских исследованиях подчеркивается, что самостоятельность возникает как объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе. Познавая закономерности развития общества, человек преобразует общественную среду и одновременно себя. «Человек не может быть только объектом, он есть субъект, он имеет свое существование в себе» [12;64].

Философские подходы к самостоятельности получили свое развитие в работах крупных советских психологов: Выготского Л.С, Ананьева Б.Г, Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. Самостоятельность - отмечал Рубинштейн С.Л. - это не простая сумма знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей своими силами вести очередные дела, а общественное проявление личности, характеризующее ее тип отношения к труду, людям и обществу  [16;278].

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу мы видим, что отношение психологов к феномену «самостоятельность» неоднозначно. С одной стороны, почти все исследователи, изучающие особенности развития детей, подчеркивают огромную роль самостоятельности в развитии личности в целом, с другой стороны, во многих случаях они не дают ни содержательной, ни смысловой характеристики этому понятию.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы:  это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;  способность рассчитывать только на свои силы; независимость от мнений окружающих,  умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще; умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому.

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и посему о личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет.

Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать самостоятельность у ребенка очень сложно: мы оперируем критериями  зрелой  самостоятельности, а у него она выражена неявно, часто имитирует под другие качества или обнаруживается только частично [20;10].

Становление самостоятельности и что даже важнее - потребности быть самостоятельным связано с отделением ребенка от матери, умением обходиться без ее неизменной поддержки и постоянного присутствия. До некоторых пор ребенок зависит от матери и нуждается в ней, но наступает момент отделения, и малыш начинает опираться на себя и поддерживать себя сам.

Уже на пятом - шестом месяце жизни малыш пытается достать кружку, садится, ложится. К концу первого года жизни поддерживает равновесие своего тела, стоит, ходит, осуществляет целенаправленные действия. Уже в этом пробуждается стремление к самостоятельности.

Самостоятельность как свойство личности начинает формироваться примерно в год, когда у малыша появляется возможность передвигаться и удерживать предметы, а также заявлять о себе словами.   Появляется первая самостоятельная ведущая деятельность детей - предметные действия и игры - манипуляции. Иногда этот процесс начинается немного раньше времени, а в некоторых случаях задерживается. Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все для них должны делать окружающие

Третий год жизни - период интенсивного развития самостоятельности. Самостоятельность детей начинает проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка: совершенствуются навыки самообслуживания; 
играя, ребенок самостоятельно воспроизводит с игрушками 2-3 последовательных эпизода из жизни. Самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься (слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы и таким образом передавать несложное содержание, самим осуществлять в рисунках, постройках задуманное).

Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: расставить по местам игрушки, убрать в ящик строительный материал, полить растения, покормить рыбок и птичек, перед обедом расставить тарелки, салфетницы, разложить ложки. У ребенка формируется умение по своей инициативе выразить положительное отношение к сверстнику: приласкать, помочь, вместе делать, наблюдать за чем-то интересным.

Необходимо создавать условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности дети могли использовать накопленные знания и опыт: дети могут раздеться, завернуть рукава, вымыть руки, если одежда удобна. Формируя самостоятельность, взрослый объясняет, показывает (могут быть натуральные действия, например при умывании, или инсценированные с предметами), если нужно, часть работы выполняет сам. В процессе показа и после него ребенку задают разнообразные вопросы, чтобы направить его внимание на основные действия, помочь уяснить содержание того иди иного требования, способ его выполнения, чтобы ребенок понял, почему так нужно поступать.

По мере накопления малышом конкретных сведений взрослые меньше показывают, а больше предоставляют детям возможность действовать по словесному указанию. Однако, чтобы движения, действия детей были точны, вначале объяснения носят подробный характер, постепенно переходят к общим напоминаниям.

Важна и оценка, поощрение ребенка, привлечение внимания посторонних к проявлениям его самостоятельности. Тогда ребенок будет стараться самостоятельно найти себе занятие, справиться с ним и даже оказать помощь тому малышу, который в ней нуждается.

На третьем году жизни взрослые то и дело слышат: «Я сам!». Ребенок стремится проявить самостоятельность по собственной инициативе, нередко вопреки их желаниям. Наступает кризис трех лет. Многие родители в этот период испытывают трудности в общении с детьми, обнаруживают упрямство, негативизм. Все это - результат неудержимого стремления ребенка к самостоятельности, к использованию своих возросших возможностей. И взрослым важно учитывать это, менять методы воспитания ребенка, уважать его независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично направлять его самостоятельные действия.

Доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. Для того, чтобы ни та, ни другая из этих нежелательных тенденций не проявилась, необходимо сделать так, чтобы формирование самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным. 

 Ребенок растет, и воздействие  взрослых на него становится  все менее явным. Постепенно на  основе формирования норм поведения  и привычек формируется подлинная  самостоятельность. И начиная с  этого возраста, можно говорить  о самостоятельности как о личностном качестве ребенка.

Дальнейшее формирование самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой, учебной), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию [8;246].

Самостоятельность малышей проявляется:

- в режимных процессах, где совершенствуются  навыки самообслуживания;

- в игре, когда ребенок самостоятельно, без подсказки взрослого воспроизводит  один-два эпизода из жизни.

- на занятиях, где дети самостоятельно придумывают и осуществляют постройку;

- при выполнении трудовых поручений (помогают воспитателю вынести  на участок игрушки, расставить  тарелки с хлебом перед обедом, покормить рыбок, птичку и т. д.). 

- во взаимоотношениях между  детьми. Ребенок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам: жалеет, оказывает помощь. 

- выражается в независимых от  взрослого действиях, направленных  на выполнение определенной задачи [2]. 

По утверждению психологов, мотивы проявления самостоятельности у детей разного возраста различны. Младшие дети, проявляя самостоятельность, используют ее как средство достижения частных целей. У старших дошкольников самостоятельные поступки и действия совершаются для того, чтобы подчеркнуть своё право на самостоятельность. 

У детей 6-7 лет  самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Сказывается в  умении оценивать работу и поведение других ребят.   Дети стремятся вместе со взрослыми обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность.

  В подростковом периоде завершается  формирование механизмов осознания  активности и самостоятельности. И  эти механизмы  могут либо  развиваться и совершенствоваться, обслуживая решение усложняющихся  задач, либо «приостановиться» в  своем развитии как недостаточно значимые психические  образования.

В развитии самостоятельности как черты личности Буре Р.С.выделяет три уровня.

I уровень - ребенок действует в обычных для него условиях без напоминаний и помощи с вашей стороны. Он сам убирает после игры кубики, сам идет мыть руки перед едой, сам говорит «спасибо» и «пожалуйста», если благодарит или просит о чем-то.

II уровень - ребенок правильно поступает в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись мыть после прогулки свою обувь, ребенок без подсказки решил помыть и сапоги бабушки.

III уровень - освоенное ребенком правило приобретает обобщенный характер и определяет его поведение в любых условиях. Мальчик сам принес стул пришедшей в гости соседке или уступил место старшим в автобусе [3].

Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность - важное и сложное качество личности.

 Итак,  самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве

 Самостоятельность не дается  человеку от рождения. Она формируется  по мере взросления детей и  на каждом возрастном этапе  имеет свои особенности.

Формирование самостоятельности - сложный процесс. Недостаточно добиваться, чтобы дети усвоили некоторые необходимые сведения и умения, научились совместно играть, оказывать помощь друг другу. Необходимо еще сформировать у них стремление активно действовать в соответствии с накопленными сведениями и умениями.

Основой и необходимым условием для формирования самостоятельности является правильная организация сферы семьи и детского сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность и т.д.

В следующих главах мы рассмотрим характеристику поручений и их влияние на формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

 

 

 

1.2. Характеристики поручений как формы организации труда

Может ли ребенок дошкольного возраста трудиться и чем его труд отличается от труда взрослого? Главное отличие заключается в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. У труда ребенка нет результата, все то, что он делает, не кому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение.

Второе отличие –  труд детей носит воспитывающий характер – так на него смотрят взрослые. 

Третьей отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Для  дошкольника  игра является основной деятельностью. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют с водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и др.

 Труд дошкольника не  имеет постоянного материального  вознаграждения. Труд носит ситуативный, необязательный характер, от его  отсутствия «страдает» лишь формирующийся  нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Отличительной особенностью  труда является и то, что несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности они обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Цель в труде. Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат. На данном этапе роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовывать.

 Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата, например при изготовлении игрушек, в уборке, в самообслуживании и др. Отдаленные цели ставит взрослый. 

 При формировании целенаправленной  трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: получить от взрослых положительную оценку своих действий; самоутвердиться; вступить в общение со взрослыми; принести пользу другим (общественный мотив). Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5-7 лет ребенок способен их формулировать.

Информация о работе Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений