Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:50, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество испытывает потребность в конкурентноспосбных специалистах, обладающих мобильностью, целеустремленностью, готовностью к непрерывному поиску. Вследствие этого образование ориентируется на формирование творческой, самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений…….………...…………………………………………………………….7
1.1. Проблема формирования самостоятельности в психолого-педагогической
литературе и ее развитие в онтогенезе………………………….……….…………7
1.2. Характеристики поручений как формы организации труда……………….15
1.3. Влияние трудовых поручений на формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…........................................................................22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…………...........30
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список литературы……...…

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 2.46 Мб (Скачать)

Ход выполнения поручения.

Как и в предыдущем поручении, дети сгребают снег в отведенное для игры место. Строятся кроватки – большая, поменьше и самая маленькая (высотой примерно 30, 20, 10 см). Длина кроваток зависит от размеров игрушек.

Шестое поручение: соорудить кормушки для зимующих птиц.

Цель: обратить внимание на поведение зимующих птиц: вызвать желание прийти им на помощь.

Ход выполнения поручения.

  Предварительно педагог  вместе с детьми несколько  дней подряд выносит на участок  корм для зимующих птиц. Как  только птицы привыкнут к этому  месту и начнут туда слетаться  в ожиданий корма, можно начинать  сооружение кормушки.

   На прогулке педагог  обращает внимание детей, как ведут себя птицы, ожидающие корма. И тут следует предложение: «Ребята, давайте соорудим птичкам кормушки. Но прежде вспомним, как следует правильно пользоваться движками».

  Дети разбивают движки; воспитатель вновь показывает, как  правильно следует действовать ими, помогает каждому.

   Сегодняшняя задача  – соорудить куб высотой 50-60 см. Разумеется, основную часть работы  выполняет педагог (утрамбовывает  поверхность кормушки, сооружает  кормушку, чтобы ветер не сдувал  крошки) Дети лишь лопатками и движками подгребают снег, уплотняют его вокруг постройки.

  Кормушка готова; инвентарь  относится на место. Вот теперь  можно кормить птичек.

Седьмое поручение: расчистить дорожки от свежевыпавшего снега.

  Цель: закреплять умения детей пользоваться движками, доводить начатое дело до конца, аккуратно обращаться с инвентарем, работать спокойно, не мешая товарищам.

  Ход выполнения поручения.

  На прогулке воспитатель  предлагает: «Ребята, давайте вместе  расчистим дорожку к веранде  и украсим ее разноцветными шнурами» (показывает).

  Приносятся движки, очерчивается, общи контур дорожки от веранды  от беседки и опять к веранде (длина дорожки не должна превышать 8-10 м). Создаются небольшие подгруппки  по 5-6 детей  в каждом.

Педагог лопатой отбрасывает снег, направляет действия каждого, подбадривает словом, улыбкой. Через 3-4 минуты приступает к работе другая подгруппа.

  Дорожка расчищена, воспитатель  предлагает: «Ребята, сначала пробежим  по ней, а потом украсим края  разноцветными шнурами и лентами».

  Вдоль дорожки с помощью деревянных молоточков и колышков дети укрепляют на снежных валах разноцветные оформление. В какой-то части дорожки можно установить деревянные ворота.

  Восьмое поручение: соорудить снежную клумбу.

  Цель: закреплять умения детей действовать движками, доводить начатое дело до конца, действовать самостоятельно.

   Ход выполнения поручения.

  Накануне прогулки  воспитатель в присутствии детей  разливает по формам разноцветную  воду. Дети наблюдают за его  действиями, уточняют окраску воды, рассматривают конфигурацию, слушают объяснения о тои, что из воды за ночь получатся красивые разноцветные ледяные цветы.

   На следующий день  перед выходом на прогулку  педагог, показывая результат вчерашней  работы, предлагает соорудить клумбу  и украсить ее цветами-льдинками.

    Отбирается инвентарь (лопатки, движки, венчики). Педагог  очерчивает на снегу круг (диаметром  не более метра), куда следует  сгрести снег, расставляет детей  по кругу так, чтобы они, работая, не мешали друг другу. Разумеется, он корректирует движения детей, показывает, как правильно следует действовать лопаткой, движком, советует не торопиться, останавливает расшалившихся.

  Снежный холм готов (высота 45-50 см); воспитатель предлагает  подравнять края, утрамбовать склоны, веничком смести снег к краям, а инвентарь отнести на место. Только после этого дети начинают украшать клумбу разноцветными льдинками.

  Примечание. Можно расчистить  часть поверхности снежно вала (оставив слой снежного покрова  высотой 30-40 см) и украсить полянку  льдинками-грибочками или разноцветными льдинками снежные валы, домик медведя, зайчика и т.д.

  Девятое поручение: вылепить домик для Снегурочки. (Это поручение целесообразно проводить после новогоднего праздника. Снегурочка – большая кукла, одетая в соответствующий костюм.)

Цель: закреплять умение детей пользоваться инвентарем, действовать самостоятельно; приучать по собственной инициативе приходить на помощь окружающим.

  Ход выполнения поручения.

  На прогулке детей  ожидает сюрприз – на одной  из дорожек участка они встречают Снегурочку. Воспитатель объясняет: «Снегурочка опять пришла к нам  в гости. Давайте построим ей домик. Тогда она от нас никуда не уйдет».

  Дети разбирают инвентарь. Место выбирают сами. По предложению  педагога одни подгребают снег, другие лопатками придают ему форму куба. Воспитатель выполняет основную работу.

  Снегурочка наблюдает  за действиями детей (ее роль  исполняет педагог).

  Дом готов. Инвентарь  относится на место. Теперь можно  украшать домик Снегурочки с  вечера приготовленными разноцветными льдинками.

  Примечание. Точно такое же поручение могут выполнить дети, встретив на участнике мишку, зайку и т.д.

Десятое поручение: вылепить слоненка (олененка, жирафа, гуся, утенка).

  Цель: учить детей последовательно от цикла к циклу выполнять необходимые действия, следовать указаниям педагога, быть внимательными.

  Ход выполнения поручения.

  Педагог на прогулке  начинает лепить слоненка (он  заранее в общих чертах намечает  объект, чтобы не задерживать  надолго внимание детей). Разумеется, дети тут же подойдут, заинтересовавшись его действиями. Следует рассказ «Я решила из снега вылепить слоненка, который любит играть с детьми…»

  Продолжая рассказ  о шаловливом слоненке, воспитатель  почти закончит работу, но тут, оказывается, не хватает снега, чтобы вылепить хобот. На помощь приходят дети. Вместе с воспитателем они идут к веранде, где берут ведерки и лопатки. Педагог объясняет последовательность предстоящих действий.

  При выполнении поручения  педагог контролирует действия  каждого, учит правильно набирать снег (до определенной отметки на ведрах), правильно оставлять лопатки около снежного сугроба и аккуратно относить снег, не перегоняя друг друга, не торопясь.

  Снег дети могут  приносить дважды, небольшими подгруппами, после этого работа заканчивается, инвентарь относится на место. Теперь уже можно играть со слоненком.

  Одиннадцатое поручение: вылепит снеговика.

  Цель: закреплять умение детей последовательно от цикла к циклу выполнять поручения, действовать целенаправленно, указывая промежуточный результат с конечным; приучать помогать сверстникам.

  Ход выполнения поручения.

  На прогулке как  бы невзначай воспитатель говорит: «Ребята, а ведь из снега можно  вылепить снеговика, в корзину  которого можно забрасывать снежки. Снеговик увидит, какими ловкими вы растете».

  Разбирается инвентарь. Воспитатель демонстрирует, как  правильно и  в какой последовательности  следует работать. По его заданию  дети подносят снег на лопатах, подчищают края сооружения.

  Снеговик с большой  корзинкой готов. Теперь уже можно отнести инвентарь на место, вылепить снежки и забрасывать их в корзинку.

  Двенадцатое поручение: угощение для птиц.

  Цель: приручать детей заботиться о зимующих птицах, систематически выполнять это поручение.

  Ход выполнения  поручения.

  После занятия, на котором дети кормили птиц или рассматривали картину аналогичного содержания, воспитатель уточняет: «Ребята, вы помните, как мы строили кормушку для зимующих птиц». А ведь можно изготовить еще разнообразные кормушки. Вот, например, пакеты из-под молока – я вырезала широкое оконце. А это высушенные апельсиновые корки. Они как корзиночки. В них мы насыпаем крошки. Угощать птичек можно еловыми шишками, закрепив между чешуйками кусочки сыра.

  На прогулке воспитатель  вместе с детьми развешивает  на елке кормушки. Угощение готово. Теперь все следят за поведением птиц. Педагог подчеркивает: «Каждый день теперь будем подкладывать в эти кормушки свежий корм».

 

С. ТЕПЛЮК,   Кандидат педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Содержание поручений в младшей группе.

  • Хозяйственно-бытовой труд.

В помещении:

Расставить игрушки.

Разложить книжки.

Расставить на столах розетки, краски, материал (раздаточный) перед занятием; разложить по просьбе музыкального руководителя в зале султанчики, флажки и прочие пособия на определенные места для удобства пользования (или убрать в коробки по окончании занятия).

Убрать мусор в корзину.

Расставить стулья (в групповой комнате, в зале).

Разложить в коробки заточенные карандаши.

Протереть влажной тряпкой клеенки после занятий, игрушки, столы, подоконники, полки.

Собрать со столов и пола кисточки, обрезки бумаги после занятий.

Убрать строительный материал, помочь товарищам убрать игрушки, строительный материал.

Переодеть кукол.

Отобрать определенные игрушки, предметы для игр, труда по просьбе воспитателя.

На участке:

Помыть моющиеся игрушки. Собрать игрушки перед уходом с прогулки.

Полить песок из леек. Подмести пол в домиках и прочих постройках.

Протереть на веранде скамейки, полки.

Собрать мусор.

Сгрести листву, отнести ее в ведрах в кучу, отвезти на тележках.

Смести снег со скамеек, построек; собрать снег в кучу, нагрузить в ящики, свезти к месту построек.

Расчистить дорожку от снега (небольшой отрезок).

  • Труд в природе.

В помещении:

Под руководством воспитателя полить растения, протереть крупные листья; посадить лук, крупные семена овощей и декоративных растений.

Вместе с взрослым покормить рыбок, птичек.

На участке:

Под руководством воспитателя  посадить луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов.

Полить клумбу, грядки

Собрать срезанную траву.

Собрать урожай лука, редиса, фасоли.

Убрать с клумбы или грядки высохшие растения, сложить в тележки, отвезти в определенное место.

Накрыть кусты ягодника.

Подкормить птиц.

Собрать природный материал.

  • Совместный труд детей и взрослых

Помочь убрать посуду после еды (собрать чайные ложки, принести хлебницы, салфетницы).

Помочь няне накрыть на столы (расставить салфетницы, хлебницы, ложки); развесить полотенца в умывальной комнате.

Отнести или принести какие-либо предметы по просьбе взрослых в процессе совместного труда.

Помочь воспитателю в стирке кукольного белья (мытье игрушек).

Оказать помощь в процессе ремонта атрибутов, коробок, книг; изготовления пособий (намазывать по просьбе воспитателя отдельные детали клеем, прижимать склеенные детали).

Помочь дворнику в уборке участка.

Помочь воспитателю распаковать и расположить новые игрушки в игровом уголке; помыть камушки, ракушки; опрыскать комнатные растения; полить цветник, огород.

Оказать помощь воспитателю в подготовке корма на зиму птицам и животным.

Помочь посыпать дорожки песком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7                                                                                      Таблица 8  

Содержание трудовых поручений на один день

Первая половина дня

Коллектив детей

Вторая половина дня

Коллектив детей

Самообслуживание

1.Помочь товарищу расстегнуть  пуговицу.

2.Поправить одежду в  шкафах

        1

 

        1

1.Помочь сверстнику одеть  колготки.

2.Развязывать шнурки.

3.Поставить в шкаф забытую  обувь.

        1

 

        1

        1

Хозяйственно- бытовой труд

1.Вытереть полочку от  пыли.

2.Раздать карандаши для  рисования.

3.Помочь няне расставить  игрушки.

        2

 

        2

 

        1

1.Собрать игрушки по  окончанию прогулки

2.Собрать бумаги с пола.

3.Вынести на участок  небольшие игрушки

        2

 

        1

 

        2

Труд в природе

1.Покормить рыбок.

       2

1.Полить комнатные растения.

2.Вынести на участок корм птицам

        2

 

        2


 

 

                                                                                                                     Таблица 9

Информация о работе Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений