Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:50, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество испытывает потребность в конкурентноспосбных специалистах, обладающих мобильностью, целеустремленностью, готовностью к непрерывному поиску. Вследствие этого образование ориентируется на формирование творческой, самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений…….………...…………………………………………………………….7
1.1. Проблема формирования самостоятельности в психолого-педагогической
литературе и ее развитие в онтогенезе………………………….……….…………7
1.2. Характеристики поручений как формы организации труда……………….15
1.3. Влияние трудовых поручений на формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…........................................................................22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста…………...........30
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список литературы……...…

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 2.46 Мб (Скачать)

Планирование воспитательно-образовательной работы (1-я неделя)

 

 

Дни недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

 

Понедельник

 

Труд в природе (поручения)

Совместный труд детей и взрослых (поручения)

 

Вторник

Труд в природе (поручения)

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

 

Среда

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

 

Четверг

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

Труд в природе (поручения)

 

 

Пятница

 

 

Труд в природе (поручения)

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)


 

Планирование воспитательно-образовательной работы (2-я неделя)

 

Дни недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

 

Понедельник

 

 

Труд в природе (поручения)

 

Совместный труд детей и взрослых (поручения)

 

Вторник

 

Труд в природе (поручения)

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

 

Среда

 

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

 

Четверг

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

Труд в природе (поручения)

 

 

Пятница

 

 

Труд в природе (поручения)

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)


 

Планирование воспитательно-образовательной работы (3-я неделя)

 

Дни недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

 

Понедельник

 

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

 

Вторник

 

Труд в природе (поручения)

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

 

Среда

 

 

Труд в природе (поручения)

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

Четверг

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

Труд в природе (поручения)

 

 

Пятница

 

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

Труд в природе (поручения)


 

Планирование воспитательно-образовательной работы (4-я неделя)

 

Дни недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

 

Понедельник

 

Труд в природе (поручения)

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

 

Вторник

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

Труд в природе (поручения)

 

 

Среда

 

Труд в природе (поручения)

 

Труд в природе (поручения)

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

Четверг

 

Труд в природе (поручения)

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

 

Пятница

 

 

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)

 

Совместный труд детей и взрослых (поручения)


 

Приложение 8

Комплекс игр направленных на формирование  самостоятельности

Вид деятельности

цель

Оборудование:

Занятие "Умывалочка"

учить ребенка самостоятельно умываться

зеркало, мыло, полотенце

Занятие «Одевалочка»

Учить ребенка самостоятельно и последовательно одеваться

Детские вещи: колготки, носки, футболка, шорты, кофта, штаны, куртка, шапка

Занятие "Фонтанчики"

учить ребенка полоскать рот.

стакан.

Игра "Кукла заболела"

 

 

учить ребенка пользоваться носовым платком.

кукла, носовые платки

Игра: «Вымой кукле руки»

создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

 Игра: «Мыльные  перчатки. Пузырики»

учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

 Мыло, полотенце, мыльные  пузыри

Носики-курносики"

 

 

учить ребенка самостоятельно пользоваться индивидуальным носовым платком.

индивидуальные носовые платки.

Кукла Маша обедает.

 

 

закрепить знания детей о столовой посуде; воспитывать культуру поведения и самостоятельность во время еды.

Кукла, стол, детская посуда

Д/И  «Руки-помощники»

 

 продолжать знакомить детей с человеческим организмом. Развивать любопытство. 
Воспитывать самостоятельность

Тарелка, ложка, карандаш, расческа. Дети по заданию выполняют действия с предметами, а затем пытаются проделать то же самое без помощи рук


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

  Стихи  про самостоятельность

 

Ольга Зарецкая                                        

Алешенька гулять собрался, 
Пытается надеть башмак,                   
Как он  пыхтел,  как он старался- 
Не получается никак!  
 
Дай помогу тебе, малышка! 
“Я  фам!”-   и машет мне рукой.  
Ну что за умница мальчишка, 
Фамосмоятельный такой!  
 
Купили малышу   для сада  
Набор  игрушек для работ,   
Ему игрушечный – не надо,  
А только настоящий!   Вот!  
 
Берет в саду большую лейку  
И тащит с горем пополам. 
“Давай польем с тобою вместе!”, 
Ну, а в ответ  опять  :” Я фам!” 
 
Он бы лопатой настоящей  
Все грядки  “фам”  перекопал,  
Такой мальчишка работящий, 
Но только дед ему не дал!

 

 

 

Он “фам”  умеет мыть посуду,  
Покушал- вытирает стол, 
Игрушки приберет повсюду, 
И  “фам”  потом  помоет пол! 

А сколько годиков Алеше? 
Тебе два года, повтори! 
Малыш и  это знает тоже, 
Но строго отвечает :”Три!”

 

 

(И. Муравейка)

Стихотворение «Я сама»

- Давай будем одеваться…

- Я сама! Я сама! - Пойдём, будем умываться…

- Я сама! Я сама!

- Ну идём хоть причешу  я…

- Я сама! Я сама!

- Ну давай хоть накормлю  я…

- Я сама! Я сама!

 

 

 

 


 

Приложение 10

 

 

Брюки

  Давай помоем руки! 
  Затем наденем брюки, 
  Просунем обе ножки 
  И побежим к Серёжке!

 Рубашка

  Надеваем мы рубашку 
  И пойдем встречать Наташку! 
  Сколько пуговок у нас? 
  Посчитаем сей же час.

  Есть кармашек у рубашки. 
  Посмотри, скорей, Наташка! 
  В нем лежит цветной платочек, 
  А на нем блестит цветочек.

  Посмотри, Наташка! 
  Хороша рубашка!

Куртка

 Куртка нас всегда согреет. 
В ней выходим мы гулять. 
Пусть повсюду ветер веет — 
Будем весело играть!

 

 

Шапка

Я тебя возьму в охапку. 
Ну, теперь наденем шапку! 
Спрячем в нее ушки, 
Не видать макушки

 

Ботинки

Вот стоят твои ботинки. 
Будем бегать по тропинке. 
Раз — шнурочек, два — шнурочек! 
Обувайся, мой сыночек!

Рукавички

Руки спрячем в рукавички — 
Разноцветные сестрички. 
Сможем дольше мы опять 
На морозе погулять!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Дидактическая игра «Оденемся на улицу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 11

Консультация для родителей по воспитанию у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.

Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задачи взрослых - развить эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливый опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам»,- говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.

Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т.п.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное место для полотенца и т.д.подробнее об условиях, обеспечивающих воспитание самостоятельности у детей в самообслуживании, вы можете узнать из материала, помещенного на групповом стенде.

Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно – встает на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате – бесполезно затраченные силы ребенка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире все должно быть приспособлено для удобства детей.

Информация о работе Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения трудовых поручений