Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение __________________________________________________________
4
ГЛАВА I Теоретическое обоснование феномена тревожности _______
7
1.1. Исследование проблем тревожности в отечественной психологии ____
7
1.2. Рассмотрение феномена тревожности в зарубежных научных школах_
12
1.3. Рассмотрение проблемы школьной тревожности ___________________
20
ГЛАВА II Особенности взаимодействия детей младшего школьного возраста со сверстниками _________________________________________

32
2.1. Стратегии взаимодействия и их влияние на эффективность совместной деятельности ____________________________________________

32
2.2. Коммуникативная компетентность _______________________________
40
2.3. Связь коммуникативной компетенции и неудовлетворение ребенка положением в группе сверстников ___________________________________

49
глава III Экспериментальные исследования влияния специально организованных коррекционных упражнений по формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста, направленных на снижение уровня тревожности при взаимодействии в системе “ребенок-ребенок” _______________________________________




56
3.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент) _____________________________________


57
3.2. Система коррекционно-развивающих занятий, направляемых на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста (формирующий эксперимент) ________________________________________


62
3.3. Анализ коррекционно-развивающей работы (контрольный эксперимент) ______________________________________________________

74
Заключение ________________________________________________________
79
Литература ________________________________________________________
81
приложение ___________________________________________
86
Приложение №1 Результаты методики “Измерение уровня тревожности Тейлора” __________________________________________________________

87
Приложение №2 Результаты “Теста школьной тревожности Филлипса” _
88
Приложение №3 Результаты социометрического исследования представлены в виде социоматриц ___________________________________
90
Приложение №4 Результаты социометрического исследования __________
92
Приложение №5 Рекомендации для учителей по работе с тревожными детьми младшего школьного возраста ________________________________

94
Приложение №6 ____________________________________________________

Файлы: 1 файл

Диплом основа.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема тревожности у детей  младшего школьного возраста

 

Дипломная работа

 

 

Содержание

 

Введение __________________________________________________________

4

ГЛАВА I Теоретическое обоснование феномена тревожности _______

7

1.1. Исследование проблем тревожности в отечественной психологии ____

7

1.2. Рассмотрение феномена тревожности  в зарубежных научных школах_

12

1.3. Рассмотрение проблемы школьной  тревожности ___________________

20

ГЛАВА II Особенности взаимодействия детей младшего школьного возраста со сверстниками _________________________________________

 

32

2.1. Стратегии взаимодействия и  их влияние на эффективность  совместной деятельности ____________________________________________

 

32

2.2. Коммуникативная компетентность _______________________________

40

2.3. Связь коммуникативной компетенции  и неудовлетворение ребенка положением  в группе сверстников ___________________________________

 

49

глава III Экспериментальные исследования влияния специально организованных коррекционных упражнений по формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста, направленных на снижение уровня тревожности при взаимодействии в системе “ребенок-ребенок” _______________________________________

 

 

 

 

56

3.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент) _____________________________________

 

 

57

3.2. Система коррекционно-развивающих  занятий, направляемых на снижение  тревожности у детей младшего школьного возраста (формирующий эксперимент) ________________________________________

 

 

62

3.3. Анализ коррекционно-развивающей  работы (контрольный эксперимент) ______________________________________________________

 

74

Заключение ________________________________________________________

79

Литература ________________________________________________________

81

приложение ___________________________________________

86

Приложение №1 Результаты методики “Измерение уровня тревожности Тейлора” __________________________________________________________

 

87

Приложение №2 Результаты “Теста школьной тревожности Филлипса” _

88

Приложение №3 Результаты социометрического исследования представлены в виде социоматриц ___________________________________

90

Приложение №4 Результаты социометрического исследования __________

92

Приложение №5 Рекомендации для  учителей по работе с тревожными детьми младшего школьного возраста ________________________________

 

94

Приложение №6 ____________________________________________________

100


Введение

В настоящее время  увеличилось число тревожных  детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление  тревожности связано с неудовлетворением  возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями “Я-концепции”, отношение к себе. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода  существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

В данные “возрастные  пики тревожности” тревожность выступает  как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок  начинает сомневаться в своих  способностях и силах. Но тревога, дезорганизует  не только учебную деятельность, она  начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования – предполагается, что установление определенных причин повышенной тревожности у детей  младшего школьного возраста способствует проведению целенаправленной коррекционно-развивающей программы, приводящей к снижению тревожности в поведении детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:

    1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
    2. Исследовать особенности проявления тревожности у детей  младшего школьного возраста и установить причины повышенной тревожности.
    3. Изучить влияние специально организованных коррекционно-развивающих занятий, направленных на снижение тревожности у детей  младшего школьного возраста.

Комплекс методов исследования представлен следующими группами:

    • анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме исследования с использованием категориального аппарата и принципов психологической науки, прежде всего принципов системности и развития;
    • формирующийся эксперимент (в форме организованных коррекционно-развивающих занятий с детьми второго класса и работа с педагогическим коллективом);
    • констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление уровня тревожности,  а также фиксацию результатов, достигнутых после проведения коррекционно-развивающих занятий;
    • методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Теоретическое и практическое значение работы в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами, установлена зависимость между тревожностью и неудовлетворенностью статусным местом в группе сверстников детей младшего школьного возраста. Была сделана попытка создания системы коррекционно-развивающих занятий, включенных в систему общеобразовательных уроков, способствующих снижению тревожности в поведении детей младшего школьного возраста.

Апробации внедрения  результатов исследований проходили:

    1. В процессе экспериментальной работы в Гимназии иностранных языков г. Бийска с детьми второго класса.
    2. В докладе на студенческой научно-методической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева “Научный вклад А.Н. Леонтьева в отечественную психологию” 28 ноября 1998 г.
    3. В докладе на межвузовской научно-практической конференции “Психология в образовании” 26 февраля 1999 г.
    4. В докладе на общегородской научно-практической конференции “Наука и образование: проблемы и перспективы” 20 мая 1999 г.

Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы, приложения.

В первой главе дается теоретическое обоснование феномена тревожности, рассматривается исследование проблемы тревожности в отечественной  и зарубежной психологии, а также проблемы школьной тревожности.

Вторая глава посвящена  рассмотрению особенностей взаимодействия детей младшего школьного возраста со сверстниками. Кроме того, в данной главе делается описание стратегиям взаимодействия и их влияние на эффективность совместной деятельности, а также раскрывается связь коммуникативной компетентности и неудовлетворенности ребенка положением в группе сверстников.

В третьей главе описывается  непосредственной проведенное экспериментальное  исследование, которое состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. В данной главе представлены результаты исследования проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и прослеживание взаимосвязи тревожности и неудовлетворенности своим положением в группе сверстников. А также раскрывается содержание и эффективность коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста.

ГЛАВА I

Теоретическое обоснование феномена тревожности

1.1. Исследование проблем тревожности в отечественной психологии

В психологической литературе, можно встретить разные определения  понятия тревожности, хотя большинство  исследователей сходятся в признании  необходимости рассматривать его  дифференцированно – как ситуативное  явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное  с ожиданием неблагополучия, с  предчувствием грозящей опасности”. (Макшанцева, 1998).

Различают тревожность  как эмоциональное состояние  и как устойчивое свойство, черту  личности или темперамента.

По определению Р.С. Немова: “Тревожность – постоянно  или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии  повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях”.

Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что “широкое распространение  получило в последние годы использование  в психологических исследованиях  дифференцированного определения  двух видов тревожности: “тревожность характера” и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом”.

По определению А.В. Петровского: “Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом  возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”.

Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной  с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а  также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения (Петровский, 1990).

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который  описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

Тревожность -  как  черта личности связана с генетически  детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги (Аракелов, 1997).

В исследовании уровня притязаний у подростков М.З. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние  в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Также эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы быть “самыми лучшими” учениками, или занимать самое высокое положение в коллективе, то есть были высокие притязания в определенных областях, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели (Неймарк, 1963).

Отечественные психологи  считают, что неадекватно высокая  самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Однако, ребенок стремится всеми силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию.

От неудовлетворения потребности у ребенка вырабатываются механизмы защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что причина неуспеха находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность.

М.С. Неймарк называет это “аффектом неадекватности”  – “… острое эмоциональное стремление защитить себя от собственной слабости, любыми способами не допустить в сознание неуверенность в себя, отталкивание правды, гнев и раздражение против всего и всех”. Такое состояние может стать хроническим и длиться месяцы и годы. Сильная потребность в самоутверждении приводить к тому, что интересы этих детей направляются только на себя.

Информация о работе Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста