Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:45, дипломная работа
Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.
Введение __________________________________________________________
4
ГЛАВА I Теоретическое обоснование феномена тревожности _______
7
1.1. Исследование проблем тревожности в отечественной психологии ____
7
1.2. Рассмотрение феномена тревожности в зарубежных научных школах_
12
1.3. Рассмотрение проблемы школьной тревожности ___________________
20
ГЛАВА II Особенности взаимодействия детей младшего школьного возраста со сверстниками _________________________________________
32
2.1. Стратегии взаимодействия и их влияние на эффективность совместной деятельности ____________________________________________
32
2.2. Коммуникативная компетентность _______________________________
40
2.3. Связь коммуникативной компетенции и неудовлетворение ребенка положением в группе сверстников ___________________________________
49
глава III Экспериментальные исследования влияния специально организованных коррекционных упражнений по формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста, направленных на снижение уровня тревожности при взаимодействии в системе “ребенок-ребенок” _______________________________________
56
3.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент) _____________________________________
57
3.2. Система коррекционно-развивающих занятий, направляемых на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста (формирующий эксперимент) ________________________________________
62
3.3. Анализ коррекционно-развивающей работы (контрольный эксперимент) ______________________________________________________
74
Заключение ________________________________________________________
79
Литература ________________________________________________________
81
приложение ___________________________________________
86
Приложение №1 Результаты методики “Измерение уровня тревожности Тейлора” __________________________________________________________
87
Приложение №2 Результаты “Теста школьной тревожности Филлипса” _
88
Приложение №3 Результаты социометрического исследования представлены в виде социоматриц ___________________________________
90
Приложение №4 Результаты социометрического исследования __________
92
Приложение №5 Рекомендации для учителей по работе с тревожными детьми младшего школьного возраста ________________________________
94
Приложение №6 ____________________________________________________
Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста
Дипломная работа
Содержание
Введение ______________________________ |
4 |
ГЛАВА I Теоретическое обоснование феномена тревожности _______ |
7 |
1.1. Исследование проблем тревожности в отечественной психологии ____ |
7 |
1.2. Рассмотрение феномена |
12 |
1.3. Рассмотрение проблемы |
20 |
ГЛАВА II Особенности взаимодействия детей младшего
школьного возраста со сверстниками
______________________________ |
32 |
2.1. Стратегии взаимодействия и
их влияние на эффективность
совместной деятельности ______________________________ |
32 |
2.2. Коммуникативная компетентность
______________________________ |
40 |
2.3. Связь коммуникативной |
49 |
глава III Экспериментальные исследования влияния
специально организованных коррекционных
упражнений по формированию коммуникативных
умений детей младшего школьного возраста,
направленных на снижение уровня тревожности
при взаимодействии в системе “ребенок-ребенок”
______________________________ |
56 |
3.1. Психодиагностическое |
57 |
3.2. Система коррекционно- |
62 |
3.3. Анализ коррекционно- |
74 |
Заключение ______________________________ |
79 |
Литература ______________________________ |
81 |
приложение
______________________________ |
86 |
Приложение №1 Результаты методики
“Измерение уровня тревожности Тейлора”
______________________________ |
87 |
Приложение №2 Результаты “Теста школьной тревожности Филлипса” _ |
88 |
Приложение №3 Результаты социометрического исследования
представлены в виде социоматриц ______________________________ |
90 |
Приложение №4 Результаты социометрического исследования __________ |
92 |
Приложение №5 Рекомендации для
учителей по работе с тревожными детьми
младшего школьного возраста ______________________________ |
94 |
Приложение №6 ______________________________ |
100 |
Введение
В настоящее время
увеличилось число тревожных
детей, отличающихся повышенным беспокойством,
неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Возникновение и закрепление
тревожности связано с
Тревожность имеет ярко
выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся
в ее источниках, содержание, формах
проявления компенсации и защиты.
Для каждого возрастного
В данные “возрастные пики тревожности” тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования – предполагается, что установление определенных причин повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста способствует проведению целенаправленной коррекционно-развивающей программы, приводящей к снижению тревожности в поведении детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
Комплекс методов исследования представлен следующими группами:
Теоретическое и практическое значение работы в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами, установлена зависимость между тревожностью и неудовлетворенностью статусным местом в группе сверстников детей младшего школьного возраста. Была сделана попытка создания системы коррекционно-развивающих занятий, включенных в систему общеобразовательных уроков, способствующих снижению тревожности в поведении детей младшего школьного возраста.
Апробации внедрения результатов исследований проходили:
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы, приложения.
В первой главе дается
теоретическое обоснование
Вторая глава посвящена рассмотрению особенностей взаимодействия детей младшего школьного возраста со сверстниками. Кроме того, в данной главе делается описание стратегиям взаимодействия и их влияние на эффективность совместной деятельности, а также раскрывается связь коммуникативной компетентности и неудовлетворенности ребенка положением в группе сверстников.
В третьей главе описывается непосредственной проведенное экспериментальное исследование, которое состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. В данной главе представлены результаты исследования проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и прослеживание взаимосвязи тревожности и неудовлетворенности своим положением в группе сверстников. А также раскрывается содержание и эффективность коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА I
Теоретическое обоснование феномена тревожности
1.1. Исследование проблем тревожнос
В психологической литературе,
можно встретить разные определения
понятия тревожности, хотя большинство
исследователей сходятся в признании
необходимости рассматривать
Так, А.М. Прихожан указывает,
что тревожность – это “
Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
По определению Р.С. Немова: “Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях”.
Л.А. Китаев-Смык, в свою
очередь, отмечает, что “широкое распространение
получило в последние годы использование
в психологических
По определению А.В. Петровского: “Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”.
Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения (Петровский, 1990).
Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко,
Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают,
что тревожность – это
Тревожность - как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги (Аракелов, 1997).
В исследовании уровня притязаний
у подростков М.З. Неймарк обнаружила
отрицательное эмоциональное
Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.
Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Однако, ребенок стремится всеми силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию.
От неудовлетворения
потребности у ребенка
М.С. Неймарк называет это “аффектом неадекватности” – “… острое эмоциональное стремление защитить себя от собственной слабости, любыми способами не допустить в сознание неуверенность в себя, отталкивание правды, гнев и раздражение против всего и всех”. Такое состояние может стать хроническим и длиться месяцы и годы. Сильная потребность в самоутверждении приводить к тому, что интересы этих детей направляются только на себя.
Информация о работе Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста