Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:45, дипломная работа
Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.
Введение __________________________________________________________
4
ГЛАВА I Теоретическое обоснование феномена тревожности _______
7
1.1. Исследование проблем тревожности в отечественной психологии ____
7
1.2. Рассмотрение феномена тревожности в зарубежных научных школах_
12
1.3. Рассмотрение проблемы школьной тревожности ___________________
20
ГЛАВА II Особенности взаимодействия детей младшего школьного возраста со сверстниками _________________________________________
32
2.1. Стратегии взаимодействия и их влияние на эффективность совместной деятельности ____________________________________________
32
2.2. Коммуникативная компетентность _______________________________
40
2.3. Связь коммуникативной компетенции и неудовлетворение ребенка положением в группе сверстников ___________________________________
49
глава III Экспериментальные исследования влияния специально организованных коррекционных упражнений по формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста, направленных на снижение уровня тревожности при взаимодействии в системе “ребенок-ребенок” _______________________________________
56
3.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент) _____________________________________
57
3.2. Система коррекционно-развивающих занятий, направляемых на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста (формирующий эксперимент) ________________________________________
62
3.3. Анализ коррекционно-развивающей работы (контрольный эксперимент) ______________________________________________________
74
Заключение ________________________________________________________
79
Литература ________________________________________________________
81
приложение ___________________________________________
86
Приложение №1 Результаты методики “Измерение уровня тревожности Тейлора” __________________________________________________________
87
Приложение №2 Результаты “Теста школьной тревожности Филлипса” _
88
Приложение №3 Результаты социометрического исследования представлены в виде социоматриц ___________________________________
90
Приложение №4 Результаты социометрического исследования __________
92
Приложение №5 Рекомендации для учителей по работе с тревожными детьми младшего школьного возраста ________________________________
94
Приложение №6 ____________________________________________________
Способность делать лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремлением ребенка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности, полноценности или в случае неудачи, напротив, чувство неполноценности.
Умелость ребенка может проявляться в самых разных областях и носит самый разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глаз ах и взрослых, и сверстников.
Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь – уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других такие качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Важно помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умения каждого школьника и для него одноклассников (Дубровина И.В., 19998).
Таком образом, умение ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон являются основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личностной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.
Выдвинутое предположение о том, что формирование коммуникативной компетентности приведет к снижению уровня тревожности, мы решили экспериментально проверить.
глава III
Экспериментальные исследования влияния специально организованных коррекционных упражнений по формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста, направленных на снижение уровня тревожности при взаимодействии в системе “ребенок-ребенок”
Цель: экспериментальное обоснование выявленных в теоретических источниках проблем тревожности у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальное исследование направлено на решение следующих задач:
Эксперимент проводился на базе Гимназии иностранных языков г. Бийска. В эксперименте принимали участие 45 детей 7-9 лет. Экспериментальную группу составили дети 2-го класса Гимназии иностранных языков г. Бийска.
Эксперимент предполагал проведение трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
3.1. Психодиагностическое
Целью данного этапа экспериментального исследования является выявление тревожности у детей младшего школьного возраста и установление причин.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
При правильном построении экспериментальной работы и процесса самого исследования есть возможность не просто констатировать состояние детей младшего школьного возраста, но и сделать некоторый прогноз в его развитии, а также дать рекомендации для работы с детьми и на их основании построить коррекционную программу.
Для выявления детей с ярко выраженной тревожностью были использованы Методика “Измерения уровня тревожности Тейлора” и “Тест школьной тревожности Филлипса”.
Методика “Измерения уровня тревожности Тейлора” (адаптированная Немчиным Т.А.).
Методика предназначена для измерения уровня тревожности.
Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо, как набор карточек с утверждениями.
Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности.
Оценка 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревожности, 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне, и 0-5 баллов – о низком уровне тревожности.
Таблица №1. Показатели тревожности
Очень высокие показатели тревожности |
Высокие показатели тревожности |
Средний, с тенденцией к высокому, показатель тревожности |
Средний, с тенденцией к низкому, показатель тревожности |
Низкий уровень тревожности | |
Количество испытуемых, в % |
3% |
40% |
23% |
32% |
2% |
Результаты, полученные после проведения методики, показали, что 43% испытуемых имеют очень высокие и высокие показатели уровня тревожности.
(см. приложение №1)
Далее был проведен “Тест школьной тревожности Филлипса” позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей младшего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
Таблица №2. Показатели тревожности
№ п/п |
Факторы тревожности |
Количество испытуемых в процентах |
Общая тревожность в школе |
14% | |
Переживания социального стресса |
3% | |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
7% | |
Страх самовыражения |
18% | |
Страх ситуации проверки знаний |
18% | |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
27% | |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
18% | |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
14% |
Используя данную методику, мы смотрели не общий показатель тревожности, а рассматривали каждый параметр в отдельности, поэтому каждый параметр был для нас информативным, и определенным образом наталкивал на выявление причин возникновения тревожности.
Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей младшего школьного возраста фактором высокой тревожности оказался страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Также было установлено, что во втором классе большинство детей с повышенной тревожностью.
Таблица №3. Показатели тревожности
№ п/п |
Факторы тревожности |
Количество испытуемых в процентах |
Общая тревожность в школе |
14% | |
Переживания социального стресса |
14% | |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
20% | |
Страх самовыражения |
7% | |
Страх ситуации проверки знаний |
27% | |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
34% | |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
20% | |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
20% |
В результате количественного анализа было установлено, что повышенная тревожность связана с фактором страха не соответствовать ожиданиям окружающих (см. приложение №2).
Поэтому было сделано предложение о том, что причина возникновения тревожности в данной группе является нарушения в системе взаимодействия “ребенок-ребенок”.
Для подтверждения выдвинутого предположения было проведено социометрическое исследование. Социометрический тест предназначался для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решение следующих задач:
а) измерение системы сплоченности-раздробленности в группе;
б) появление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии –антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать мгновенный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы в последствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Результаты, полученные после проведения методики, показали, что тревожные дети могут занимать любое статусное место, т.е. могут иметь любое количество выборов как положительных, так и отрицательных (см. приложение №3).
Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько коэффициент удовлетворенности своим положением в группе:
Результаты, полученные при помощи социометрических исследований, представлены в виде социоматрицы (см. приложение №4).
Таким образом, в результате проведенного социометрического исследования было установлено:
Для получения более
достоверной информации, связанной
с предложением о взаимосвязи
между тревожностью и неудовлетворенностью,
статусным местом в группе был
использован коэффициент
Коэффициент корреляции Пирсона, вычисленный для двух параметров (в нашем случае это тревожность и неудовлетворенность статусным местом в группе), равен 0.5, что является признаком явной зависимости между этими параметрами.
Данные экспериментального исследования позволяют сделать вывод о том, что существует связь между проявлением тревожности и неудовлетворенностью статусным местом в группе у детей младшего школьного возраста. Таким образом, можно констатировать, что тревожные дети младшего школьного возраста нуждаются в коррекционном воздействии, направленном на развитие конструктивных способов их взаимодействия. Сама тревожность применительно к человеку – свидетельство ограниченных средств, которыми он располагает для преодоления затруднений неприятных для себя ситуаций, недостаток средств, используемых в собственной деятельности и взаимодействии с другими людьми.
Информация о работе Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста