Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение __________________________________________________________
4
ГЛАВА I Теоретическое обоснование феномена тревожности _______
7
1.1. Исследование проблем тревожности в отечественной психологии ____
7
1.2. Рассмотрение феномена тревожности в зарубежных научных школах_
12
1.3. Рассмотрение проблемы школьной тревожности ___________________
20
ГЛАВА II Особенности взаимодействия детей младшего школьного возраста со сверстниками _________________________________________

32
2.1. Стратегии взаимодействия и их влияние на эффективность совместной деятельности ____________________________________________

32
2.2. Коммуникативная компетентность _______________________________
40
2.3. Связь коммуникативной компетенции и неудовлетворение ребенка положением в группе сверстников ___________________________________

49
глава III Экспериментальные исследования влияния специально организованных коррекционных упражнений по формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста, направленных на снижение уровня тревожности при взаимодействии в системе “ребенок-ребенок” _______________________________________




56
3.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент) _____________________________________


57
3.2. Система коррекционно-развивающих занятий, направляемых на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста (формирующий эксперимент) ________________________________________


62
3.3. Анализ коррекционно-развивающей работы (контрольный эксперимент) ______________________________________________________

74
Заключение ________________________________________________________
79
Литература ________________________________________________________
81
приложение ___________________________________________
86
Приложение №1 Результаты методики “Измерение уровня тревожности Тейлора” __________________________________________________________

87
Приложение №2 Результаты “Теста школьной тревожности Филлипса” _
88
Приложение №3 Результаты социометрического исследования представлены в виде социоматриц ___________________________________
90
Приложение №4 Результаты социометрического исследования __________
92
Приложение №5 Рекомендации для учителей по работе с тревожными детьми младшего школьного возраста ________________________________

94
Приложение №6 ____________________________________________________

Файлы: 1 файл

Диплом основа.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

 

После проведения групповой  коррекционно-развивающей работы у 7% детей снизилось переживания  социального стресса, фрустрация потребность  в достижении успеха, страх не соответствовать  ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями, а также страх самовыражения.

У 14% тревожных детей  снизилось общая тревожность  в школе и низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу. А также  у 20% тревожных детей снизился страх  ситуации проверки знаний.

У 50% детей были выявлены низкие показатели тревожности, 50% детей  показатели тревожности снизились, но остались высокими. На наш взгляд это можно объяснить тем, что  для этих детей требуется более  длительное коррекционно-развивающая  работа.

Таким образом, у 50% детей удалось снизить тревожность в поведении до оптимального уровня.

Таблица №5. Сравнивание  результатов диагностики на этапе  констатирующего и контрольного экспериментов.

 

Результаты  констатирующего эксперимента

Результаты  контрольного эксперимента

Факторы тревожности

Факторы тревожности

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество испытуемых,   в %

14

14

20

7

27

34

20

20

14

7

7

7

20

7

14

7


 

Используя полученные данные, ниже представлена диаграмма.

Диаграмма 1.

(см. приложение №7)

Для того, чтобы установить оказала ли коррекционно-развивающая  работа влияние на снижение уровня тревожности у детей младшего возраста экспериментальной группы, применяется t-критерий Стьюдента.

Выяснилась причинно-следственная связь между независимой переменной коррекционной работы и зависимой переменной – уровень тревожности  у детей младшего школьного возраста.

Основная формула t-критерий Стьюдента выглядит следующим образом:

где x1 – среднее значение переменной по одной выборке данных;

x2 - среднее значение переменной по другой выборке данных;

m1 и m2 – интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

m1 и m2, в свою очередь вычислялись по следующим формулам:

;  

где   - выборочная дисперсия первой переменной (по первой выработке);

- выборочная дисперсия второй  переменной (по второй выработке);

n1 – число частных значений переменной в первой выборке;

n2 - число частных значений переменной во второй выборке.

Данный эксперимент  проводился по схеме, предполагающей оценку показателя уровня тревожности до и  после коррекционной работы. Таким  образом, имеем две выборки экспериментальных данных: 60, 80, 60, 60, 60 и 40, 60, 50, 40, 50.

Среднее значение по этим двум выборкам соответственно равны 64 и 48. Установим, насколько статистически  достоверны их различия.

Сначала были определены выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок значений:

 

 

 

Затем вычислялся показатель t:

Значение показателя t сравнивалось  с  табличным  для  числа  степеней  свободы  5+5-2=8. Вероятность допустимой ошибки равна 0,05. Для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой ошибки значение t должно быть не меньше чем 2,31. У нас же этот показатель оказался равным 3,2, т.е. больше табличного. Следовательно, сравниваемые средние значения в нашем случае 64 и 48, статистически достоверно различаются. Это говорит о том, что коррекционно-развивающие упражнения. направленные на снижение тревожности детей младшего школьного возраста, эффективны. Следовательно, коррекционно-развивающая работа, проводимая с детьми экспериментальной группы и направленная на снижение тревожности, эффективна.

Таким образом, было установлено  наличие статистически достоверных  различий между средними значениями, принадлежащими к двум совокупностям данных до и после коррекционно-развивающей работы. Так как они действительно достоверно различаются, то можно сделать вывод о том, что проведенная групповая коррекционно-развивающая работа способствовала снижению тревожности у детей младшего школьного возраста.

Качественный анализ результатов контрольного эксперимента дал основания для заключения о возможности снижения тревожности  у детей младшего школьного возраста через систему коррекционно-развивающих  мероприятий, направленных на развитие конструктивных способов взаимодействия, отработку с детьми ситуаций, позволяющих им эффективно вступать во взаимодействие и добиваться положительных результатов в совместной деятельности.

Заключение

В заключении отметим, что  в целом, поставленные задачи выполнены. На этапе констатирующего эксперимента были выявлены тревожные дети младшего школьного возраста, установлена связь между тревожностью и неудовлетворенностью статусным местом в группе сверстников. Коэффициент корреляции Пирсона составил 0,5. Выявленная зависимость позволила составить коррекционно-развивающую программу, взяв за основу формирование у детей младшего школьного возраста умения использовать коммуникативные навыки.

Формирующий эксперимент, в задачи которого входило составление  коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста, был проведен в два этапа: работы с педагогическим коллективом и групповая коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста, которая проводилась в условиях, специально смоделированных коллективных занятий, что также входило в задачи данного этапа экспериментальной работы.

Контрольный эксперимент  позволили проследить динамику снижения тревожности у детей младшего школьного возраста экспериментальной группы. На данном этапе подтвердилось эффективность предлагаемой составленной коррекционно-развивающей программы, т.е. коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие коммуникативных навыков, а также конструктивных способов взаимодействия, способствовала снижению тревожности у детей младшего школьного возраста. Так как чем больше у ребенка средств преодоления затруднения, средств позволяющих ему эффективно взаимодействовать с окружающими детьми, тем ему легче найти выход  из конфликтной ситуации и добиваться положительных результатов, тем менее тревожным становится его поведение.

Статистическая обработка  полученных данных проводилась с  помощью t-критерия Стьюдента, который составил 3,2 при критическом значении показателя t, равным 2,31. Это значение дает возможность говорить об эффективности коррекционно-развивающей работы. Проведенное исследование позволило сделать следующие общие выводы:

Во-первых, выдвинутая  в исследовании гипотеза о том, что  установление определенных причин повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста способствует проведению целенаправленной коррекционно-развивающей программы, приводит к снижению тревожности в поведении детей младшего школьного возраста в целом, получило подтверждение.

Во-вторых, попытка создания коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие коммуникативных навыков, а также конструктивных способов взаимодействия и снижения их тревожности, оправдало себя.

В-третьих, на этом основании  можно считать, что в исследовании получили экспериментальную разработку некоторые аспекты большой и сложной работы оказания средствами специально созданных коррекционно-развивающих занятий, включенных в систему общеобразовательных уроков, реальной психологической помощи детям младшего школьного возраста.

В-четвертых, выполненное  экспериментальное исследование имеет  выраженную общую практическую (прикладную) направленность. Разработанные в  программе принципы развития коммуникативных  навыков, конструктивных способов взаимодействия, а также развития способности наиболее успешно реализовать себя в поведении взаимодействия, могут быть использованы в массовой практике работы с детьми младшего школьного возраста.

Данная программа не представляет собой единственный законченный  вариант, она может быть расширенной, но важно сохранить порядок, при котором упражнения, направленные на знакомство и самораскрытие участников, были сосредоточены в первых занятиях, а упражнения, ориентированные на позитивное изменение способов взаимодействия – ближе к окончанию цикла.

Таким образом, полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе убеждают, что установление определенных причин повышенной тревожности, а также применения целенаправленных коррекционно-развивающих занятий реально оказывают влияние на снижение тревожности в поведении детей младшего школьного возраста.

Работа по психопрофилактике  и преодолению тревожности у  детей младшего школьного возраста должна носить не узко функциональный, а общий, личностно-ориентированный  характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые “пики” и индивидуальные “зоны уязвимости” для каждого ребенка. В младшем школьном возрасте центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми.

В профилактике и преодолении  тревожности у детей существенную роль играет обеспечение ребенка  необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.

Литература

  1. Абрамова Г.С. “Введение в практическую психологию” – Екатеринбург: “Деловая книга”, Москва: Издательский центр “Академия”, 1995
  2. “Альманах психологических тестов” – Москва: “КСП”, 1995 – с. 333-336
  3. Алякринский Б.С. “Общение и его проблемы” – М.: Знание, 1982 – 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Молодежная”, №7)
  4. Андреева Г.М. “Социальная психология” /Перев. с англ. – СПБ, 1997 – 688 с.
  5. Аникеева Н.П., Винникова Г.В., Смирнов С.А. “Режиссура педагогического взаимодействия”. – Новосибирск: НГПИ, 1991
  6. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. “Психофизиологический метод оценки тревожности” // Психологический журнал – 1997 - №2 – с. 34-38
  7. АракеловН., Шишкова Н. “Тревожность: методы ее диагностики и коррекции” // Вестник МУ, сер. Психология – 1998 - №1 – с. 18
  8. Бабич Н.И. “Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников” // Вопрося психологии. – 1990 - №2.
  9. Бакеев В.А. “Экспериментальные исследования психологических механизмов внушаемости”.: Автореферат диссертации … канд. псих. наук. – М., 1970 – 17 с.
  10. Бернс Эрик “Игры, в которые играют люди. Психологии человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы”. / Пер. с англ. М., Прогресс. 1995.
  11. Бернс Эрик “Развития Я-концепции и воспитание”. / Пер. с англ., М., Прогресс, 1986.
  12. Битякова М.Р. “Организация психологической работы в школе” – М.: Совершенство, 1997 – 298 с.
  13. Блюм Г. “Психоаналитические теории личности”. Пер. с англ. и вступительная статья А.Б. Хавина – Э.: Изд-во “КСП” 1996 – 243 с.
  14. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности // Сов. педагогика – 1990 - №5 – с. 77
  15. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии – 1993 - №1 – с. 104-113.
  16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 1968 с. 231-235
  17. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: Норма и отношение. – М.: Педагогика, 1990 – 144 с.
  18. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учеб. заведений / Под ред. Ю.М. Жукова, А.А. Петровской, О.В. Соловьевой – 2е – изд. М.: Смысл 1996 – 373 с.
  19. Волков Е.М. “Трудные дети или трудные родители?” М.: / Профиздат, 1992 – 96 с.
  20. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990 – 176 с.
  21. Гофруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. – М., 1996.
  22. Горянина В.А. Психокоррекция стиля взаимодействия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени Доктора психологических наук. Москва, 1996 – 86 с.
  23. Примак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991
  24. Дети с аффективным поведением – М., Просвещение, 1966 – с. 48-55.
  25. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987.
  26. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: Издательство МГУ, 1997. 228 с.
  27. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справиться) – С. – П., 1995
  28. Изард К.Е. Эмоции человека – М., 1980
  29. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические полследования – Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1960 – с. 54-57.
  30. Каган М.С. “Мир общения: Проблема межсубъективных отношений” – М.: Политиздат, 1988 – 319 с.
  31. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с.
  32. Козлов Н.М. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день / 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Новая школа, 1997 – 320 с.
  33. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997 – с. 16-20
  34. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976
  35. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969
  36. Коломенский Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974 – 96 с.
  37. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника – 1990 - №6 – с. 34-41
  38. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб, 1997 – 688 с.
  39. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование – 1988 №2 – с. 15
  40. Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредствования общения // Вестник МУ Психология, 1996 - №4 – С. 21
  41. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления // Советская педагогика – 1963 - №5 – с. 38-40
  42. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения – Л., 1983
  43. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996
  44. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской терапии и психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987 - 304 с.
  45. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева и Р.Л. Кричевского. – М., 1987
  46. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996 – 240 с.
  47. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал – 1996 - №1 – с. 169-174
  48. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 1989
  49. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербанова – М., 1987
  50. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной – М., 1997.
  51. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. Дубровиной. 2-е изд. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 247-256 с.
  52. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара: Дом “БАХРАХ”, 1998 – 672 с.
  53. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994 – 191 с.
  54. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Маврентьевой, - М.: Новая школа, 1996 – 144 с.
  55. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990 – 494 с.
  56. Психология. Учебник. – М.: “Проспект”, 1998. – 291-294 с.
  57. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов / Под ред. И.В. Дубровиной – М.: Международная педагогическая Академия, 1995 – 222 с.
  58. Раттер М. “Помощь трудным детям” – М.: 1987
  59. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: Питер Ком., 1999 – 416 с.
  60. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: - М.; 1979
  61. Рогов Е.И. Национальная книга практического психолога  в образовании: учебное пособие. – М.: Владос, 1996 – 529 с.
  62. Роджерс К.К. Науке о личности / История зарубежной психологии. Тесты – М.; 1980 – с. 199-230
  63. Руденский Е.В. Психотехника общения – Новосибирск: Изд-во СибСПИ, 1990
  64. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск, 1997 – 320 с.
  65. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. // Пер. с англ. Общ. ред. Петровский А.А. – М.: Прогресс, 1990
  66. Савина Е. Тревожные дети // Дошк. воспитание – 1996 - №4 – с. 11-14
  67. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал – 1996 - №1 – с. 25-30
  68. Селье Г. Стресс без дистресса – М., 1982
  69. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., - 1966
  70. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин – Минск; Харвест, 1997 – 800 с.
  71. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского, М., 1987
  72. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1996
  73. Столяренко Л.Д. Основы психологии, Ростов-на-Дону. Изд-во “Феникс” – 1996 – 736 с.
  74. Тарнавский Ю.Б. Срыва можно избежать (неврозы,  их лечение и профилактика). – М.: Медицина, 1990, 144 с.
  75. Толстых А.В. Взрослые и дети: Парадоксы общения. М.; 1988.
  76. Томэ Х., Кахеле Х. Современный психоанализ. Т. 1. Теория: Пер. с англ. / (Общ. ред. А.В.Казанской – М.: Издательская группа “Прогресс”, 1996 – с 163-172.
  77. Фрейд З. психология бессознательного. – М.; 1989 – с. 57 – 104.
  78. Фридман Л.М., Кулагина Ю.Ю. Практический справочник учителя – М.: Просвещение, 1991 – 228 с.
  79. Фрам Э. Бегство от свободы – М., 1993 – 272 с.
  80. Фрамм Э. Иметь или быть – М., 1990 – 330 с.
  81. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / Оформление обложки А. Лурье. – стб: Лань,  1997 – 240 с.
  82. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Т.В. /. Бурменской – М.: Изд-кая группа “Прогресс”, 1993 – с. 33 – 48.
  83. Хрестоматия. Дети с нарушением развития. – М., 1995.
  84. Цукерман Г.А. А ведь была отличницей // Семья и школа – 1990 - № 12 – с. 29 –27.
  85. Цукерман Г.А. В школе все резко изменилось… семья и школа – 1988 - № 12 – с. 14 – 16.
  86. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей // серия Педагогический ф-т – М., 1989.
  87. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛА ДОС, 1995 – 544 с.
  88. Шибутани Т. социальная психология. Пер. с англ. В. 5. Ольшавского – Ростов Н / Д изд-во “Феникс”, 1998 – 544 с.
  89. Детство и общество. – Санкт-Петербург, 1996 –592 с.
  90. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М., Прогресс, 1990.
  91. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / Пер. с нем. – М: Канон, 1997 – 336 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение

Приложение №1

Результаты методики “Измерение уровня тревожности Тейлора”

 

Порядко-вый  номер испыту-емого

Показа-тель тревож-ности

Порядко-вый  номер испыту-емого

Показа-тель тревож-ности

Порядко-вый  номер испыту-емого

Показа-тель тревож-ности

Порядко-вый  номер испыту-емого

Показа-тель тревож-ности

13

4

12

15

29

33

13

13

18

18

10

15

26

29

27

7

13

12

28

16

25

25

15

8

16

20

9

31

10

32

16

26

40

28

3

18

10

16

24

   

29

25

30

   

25

21

18

   

Информация о работе Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста