Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение __________________________________________________________
4
ГЛАВА I Теоретическое обоснование феномена тревожности _______
7
1.1. Исследование проблем тревожности в отечественной психологии ____
7
1.2. Рассмотрение феномена тревожности в зарубежных научных школах_
12
1.3. Рассмотрение проблемы школьной тревожности ___________________
20
ГЛАВА II Особенности взаимодействия детей младшего школьного возраста со сверстниками _________________________________________

32
2.1. Стратегии взаимодействия и их влияние на эффективность совместной деятельности ____________________________________________

32
2.2. Коммуникативная компетентность _______________________________
40
2.3. Связь коммуникативной компетенции и неудовлетворение ребенка положением в группе сверстников ___________________________________

49
глава III Экспериментальные исследования влияния специально организованных коррекционных упражнений по формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста, направленных на снижение уровня тревожности при взаимодействии в системе “ребенок-ребенок” _______________________________________




56
3.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент) _____________________________________


57
3.2. Система коррекционно-развивающих занятий, направляемых на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста (формирующий эксперимент) ________________________________________


62
3.3. Анализ коррекционно-развивающей работы (контрольный эксперимент) ______________________________________________________

74
Заключение ________________________________________________________
79
Литература ________________________________________________________
81
приложение ___________________________________________
86
Приложение №1 Результаты методики “Измерение уровня тревожности Тейлора” __________________________________________________________

87
Приложение №2 Результаты “Теста школьной тревожности Филлипса” _
88
Приложение №3 Результаты социометрического исследования представлены в виде социоматриц ___________________________________
90
Приложение №4 Результаты социометрического исследования __________
92
Приложение №5 Рекомендации для учителей по работе с тревожными детьми младшего школьного возраста ________________________________

94
Приложение №6 ____________________________________________________

Файлы: 1 файл

Диплом основа.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

 

4. Хоровод.

 

Занятие 6

 

    1. Игра “Спина к спине”

“Сейчас мы с вами выполним одно очень интересное упражнение. У нас есть возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Сейчас двое участников сядут в центре круга спиной друг к другу, и в таком положении будут поддерживать разговор”. Участники выполнили это упражнение в следующих парах: 35-26, 27-25, 34-20, 16-9, 6-7, 37-39, 32-4, 42-39.

Была предложена тема для беседы: “Мой выходной день”. Сначала  участникам было трудно вступать в  контакт, но затем они вступили в  беседу. При обсуждении дети отметили, что сначала не знали о чем  говорить, а потом получилось как  разговоры по телефону. Отличай телефонного разговора нет, но единственно то, что когда звонишь по телефону, то как правило, что-нибудь нужно от собеседника. Затем был переведен разговор на сравнение контакта “лицо к лицу” от такого контакта. Участники единолично согласились с тем, что легче разговаривать и беседа получается и беседа получается более откровенной при непосредственном контакте. был задан вопрос “почему?”. Дети ответили, что можно видеть реакцию человека, его выражение лица.

 

  1. Игра “Монстр”

Предлагалось подумать о своих недостатках и назвать ими чучело. 42, 16, 34, 37, 6 назвали своими недостатками лень. 26, 27 – упрямая, 4 – нервная, 7 – обидчивая. Затем предлагалось подумать, чем неплохи те качества, которые были названы. Дети отметили, что с помощью каприз можно достичь, получить что-то, упрямство помогает отстаивать свою точку зрения. Обидчивость может быть средством позволяющим добиться уважения к себе. На такой недостаток, как нервное, участники не могли найти оправдание.

Затем чучело было разрушено, и все торжественно поклялись исправлять свои недостатки.

Данное занятие способствовало развитию активности, общительности, находчивости в нестандартных ситуациях, готовности брать ответственность на себя.

 

    1. “Хоровод”

 

Занятие 7

 

    1. Игра “За что мы любим”

Организационный момент затянулся, т.к. у детей был урок физкультуры, поэтому долго успокаивались и настраивались на работу.

“Все мы постоянно  находимся среди людей. Дома наше общество – семья, в школе –  класс, на улице – прохожие и т.д. Мы постоянно окружены людьми и очень часто обнаруживаем, что они нам нравятся или не нравятся.

Они нам могут нравиться  по чисто временным характеристикам: привлекательность, стиль одежды, манеры поведения и т.д., но чаще свою оценку мы связываем с внутренними качествами человека. Поэтому давайте сейчас попробуем оценить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Задание будем выполнять в своих тетрадях. Выберете, пожалуйста, в группе человека, который по многим своим проявлениям очень нравится вам. Укажите пять качеств, которые особенно вам в этом человеке нравятся”.

Дети долго выполняли  это задание, часто путали человеческие качества с чисто внешними характеристиками. После выполнения задания участники  по очереди зачитывали свой словесный  портрет, а остальные разгадывали. Все качества, которыми описывали дети кого-либо из участников, были практические всех одинаковы. Это добрый, умный, красивый и т.д. Поэтому отгадывание носило хаотический характер, участники попросту начинали перебирать всех присутствующих, пока не отгадывали заданного человека. При обсуждении упражнения, говорили, что чувствовали себя хорошо и что трудно только по качествам отгадывать человека, для этого нужно назвать внешние приметы.

В итоге было сказано, что нужно было немного подумать и найти такую черту, которая  присуща только этому человеку, чтобы вы сказали о ней, и всем стало ясно, кого вы имели в виду. Ведь мы уже с вами говорили, что каждый человек особенный, неповторимый, двух абсолютно одинаковых людей нет.

“Вы согласны?”. Участники  группы согласились с утверждением.

 

    1. Игра “Слепой и поводыръ”

“Сейчас мы с вами выполним очень интересное подвижное упражнение. Я попрошу отнестись к нему серьезно. Как важно в жизни  доверять  людям. Как часто этого  нам не достает, и как много, порой  мы от этого теряем. Пожалуйста, Все  встаньте, закройте глаза и походите по комнате в разные стороны. Так, хорошо. Расскажите, какие были впечатления”.

Участники рассказывали, что было страшно упасть или наткнуться на кого-либо или что-либо, хотелось побыстрее открыть глаза, пропадала  ориентировка в пространстве.

После этого участники  разбились на пары для дальнейшего  выполнения задания.

Образовались следующие  пары: 42-39, 35-26, 27-25, 34-20, 16-9, 6-7, 32-4.

Участникам очень понравилось  это упражнение, они долгое время  водили своих “слепцов”, при этом пары не сталкивались друг с другом.

Дети долго не хотели садиться в круг для обсуждения.

Обсуждение началось с вопроса, кто чувствовал себя уверенно, надежно? На этот вопрос положительно ответили все мальчики и некоторые  девочки. Желание довериться партнеру возникло у всех, т.к. объясняли дети они и без этого знают друг друга и могут довериться. После просьбы оценить своего партнера по пятибалльной системе, участники все оценили друг друга на “отлично”. Объясняя это тем, что партнер очень осторожно вел своего ведомого, никто не сталкивался друг с другом, поводыри объясняли, куда нужно идти, рассказывали о препятствиях.

Занятие способствовало развитию активности, умению вызывать доверие, стремление помочь людям, готовность брать ответственность на себя.

 

    1. “Хоровод”

 

Занятие 8

 

    1. Игра “Я не такой, как все, и все мы разные”

“Ребята сегодня мы с  вами будем рисовать радость. В начале наших занятий мы рисовали наше “хорошее”  и “плохое” настроение, а теперь в течение 5 минут каждый нарисует, что такое радость”. рисунок может быть каким угодно, т.е. можно рисовать все, что угодно. Итак, нарисуйте “радость””.

Дети рисовали больше 5 минут. Затем по очереди показали рисунки, но рассказ участников носил  описательный характер. Дети просто рассказывали, что изобразили, какие предметы, при этом, не рассказывая о чувствах, переживаниях. После обсуждения участники рассказали, что долго думали о том, что нарисовать, рассказать было не трудно.

Был сделан вывод. Все  участники враз подняли свои рисунки, показывая их друг другу. Посмотрите, пожалуйста, несколько минут на ваши рисунки, сравните их и вы увидите, что все они разные. Каждый из вас по-разному понимает и представляет понятие “радость” и вообще все люди по-разному понимают одни и те же вещи и потому каждый человек – особенный, неповторимый, потому каждый человек незаменим, и это важно, чтобы все мы, каждый человек ощущал свою ценность. Вы согласны.

 

    1. Игра “Мой портрет в лучах солнца”

“Ребята ответьте, пожалуйста, на вопрос “Почему я заслуживаю уважения?” – но, необычным образом. Нарисуйте солнце, а в центре солнечного круга напишите свое имя. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь вспомнить как можно больше достоинств, чтобы было как можно больше лучей”.

Детям очень понравилось это упражнение, они очень быстро нарисовали свои достоинства. Затем каждый участник показал свой рисунок и рассказал о своих достоинствах. Дети с воодушевлением рассказывали о своих достоинствах, при этом на лицах рассказчиков сияла улыбка. Обсуждая это упражнение, дети говорили, что вспомнить свои достоинства было не трудно, всем понравилось рассказывать о них.

Занятие способствовало развитию активности, общительности, готовности брать ответственность на себя, находчивости в нестандартных ситуациях.

 

    1. “Хоровод”

 

Занятие 9

 

    1. Игра “Продолжи”

Ход игры: “Наше первое занятие мы выполнять будем письменно. На доске написаны предложения, которые  вы должны записать в своих тетрадях и продолжить мысль. Предложение  нужно закончить с точки зрения того, каким, по вашему мнению, вас видят окружающие.

Но начинать надо обязательно  с фиксированной фразы”. Задание  показалось участникам сложным. В ходе упражнения дети проявляли большой  интерес, с азартом старались  подбирать окончание фразы, но при  этом долго думали. Трудности возникли по поводу того, что трудно судить о том, какими их видят окружающие. Детям было предложено закрыть глаза, представить ситуацию, когда им хорошо и, посмотреть на нее со стороны, удерживая одновременно свой образ. Такой метод помог участникам справиться с заданием. Еще одна проблема возникла из-за того, что дети говорили, что существует много ситуаций, когда им, например, грустно. На это предлагалось выбрать по желанию такую ситуацию, которая бы наиболее красочно описывала это состояние. После того, как участники закончили все предложения, началось обсуждение. По кругу дети зачитывали свои предложения, рассказывали о своих переживаниях в той или иной ситуациях. Дети отметили, что трудно было придумать продолжение фразы, а рассказывать было легко.

 

    1. Игра “Благодарность без слов”

Участникам была зачитана инструкция. Образовались следующие  пары: 42-20, 16-26, 27-34, 4-9, 6-37,  35-7, 39-32.

Пары входили в круг и по очереди с помощью невербальных способов общения выражали друг другу  чувство благодарности. Приемы, выражения благодарности были, в основном, однотипны. Это пожатие рук, поклоны, объятия, скрещивание рук на левой стороне груди, улыбки и т.д. Больших затруднений в выражении чувства благодарности участники не испытывали.

После выполнения всеми участниками группы задания велось обсуждение по заданной схеме.

Дети рассказывали, что  они ничего не чувствовали, все было как обычно, нормально, каких-либо чувств особых не возникало. На счет второго  пункта мнения участников разошлись. Одни говорили, что изображение благодарности выглядело искренно, другие – наигранно, т.к. это чувство можно испытать только в реальной обстановке.

Всем детям было понятно, какое чувство изображалось, потому что, по их словам, в задании было сказано, что нужно изобразить.

В заключении был сделан вывод о том, что благодарность  играет большую роль в нашей жизни, мы ее выражаем такими словами, как  спасибо,  мне очень приятно  и т.д., но мы чувство благодарности  можем передать и с помощью  мимики, жестов, и это играет еще большую роль, чем слова, т.к. слова, сказанные с безразличным лицом, будут пустыми, они не окажут такого влияния, которое мы можем оказать на партнера, окрасив свою речь, свою благодарность какими-либо жестами. Это производит на человека большое впечатление, и ваша благодарность будет искренней, она подтолкнет человека сделать еще что-нибудь приятное для вас.

Задание способствовало развитию активности, умение вызвать  доверие, общительности, находчивости в нестандартных ситуациях.

 

    1. “Хоровод”.

 

Занятие 10

 

    1. Завершение группы

“Сегодня наше последнее  занятие, поэтому я прошу всех рассказать о том, что ему дала работа в группе, что нового вы узнали о себе, о других, чему научились”. Каждый участник поделился своим  мнением. Дети говорили о том, что  научились говорить комплименты, выражать благодарность, узнали какие вежливые и теплые слова можно говорить друг другу, играть в интересные игры, узнали друг о друге много нового, узнали о своих достоинствах и недостатках, стали по другому относиться друг к другу, научились вести себя правильно. Обсуждение велось не долго, т.к. дети говорили по одной две фразы, часто повторялись.

 

    1. Заключительное слово ведущего

“Уважаемые участники, мы с вами прошли огромный путь самоанализа  и самораскрытия. Мы познакомились  с различными чувствами, познакомились с собственными переживаниями, увидели свои достоинства, которыми теперь, я надеюсь, будем пользоваться и недостатки, от которых будем активно избавляться, увидели себя со стороны, узнали, что думают о нас окружающие, научились радоваться и передавать эту радость другим. Эти занятия показали, что у всех вас много возможностей, много того, что делает каждого из вас уникальным, неповторимым, и того, что доля всех вас – общее. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям с нами было веселее и радостнее жить.

Спасибо за работу! До свидания!”

Затем было предложено участникам по желанию сдать свои тетради  и визитные карточки.

Приложение  №7

Сравнение результатов “Теста школьной тревожности Филлипса” на этапе констатирующего и контрольного экспериментов

 

Порядковый  номер испытуемого

Результаты  констатирующего эксперимента

Результаты  контрольного эксперимента

Факторы тревожности

Факторы тревожности

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

4

13,6

36,3

46,1

16,6

40

60

40

50

18,8

38,4

46,1

33,3

40

40

40

50

6

59

36,3

46,1

66,6

50

80

60

62,5

54,5

36,3

38,1

60

50

60

60

50

7

40,9

18,1

46,1

33,3

50

30

20

40

36,3

27,2

38,4

50

50

50

20

40

9

40,9

54,5

53,8

50

100

40

40

50

40,9

45,4

46,1

50

83,3

40

40

50

16

36,3

36,3

15,3

16,6

83,3

40

20

37,5

31,8

36,3

23

16,6

66,6

40

40

40

20

72,7

100

69,2

33

100

60

80

75

68,1

90,9

61,5

33,3

83,3

40

60

62,5

25

13,6

36,3

46,1

16,6

40

40

60

50

31,8

36,3

38,4

50

33,3

40

40

50

26

13,6

40

30,7

40

16,6

40

20

37,5

36

45,4

30,7

50

50

40

40

37,5

27

40

36,3

30,7

33,3

16,6

40

40

25

36,6

27,2

30,7

16,6

40

40

20

25

32

33,3

36,3

38,4

50

40

50

20

37,5

40

50

46,1

50

50

40

40

37,5

34

40,9

36,3

46,1

33,3

66,6

40

20

37,5

40,9

27,2

38,4

16,6

50

40

20

20

35

13,6

27,2

53,8

33,3

16,6

60

20

62,5

9

27,2

46,1

33,3

33,3

50

20

50

37

18,1

40

15,3

33,3

16,6

40

20

37,5

36,3

27,2

30,7

16,6

40

40

40

25

39

9

36,3

40

50

16,6

20

20

37,5

13,6

45,4

46,1

16,6

33,3

20

40

37,5

42

9

18,1

23

50

46,1

40

40

50

13,6

45,4

46,1

16,6

33,3

20

40

37,5

Информация о работе Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста