Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение __________________________________________________________
4
ГЛАВА I Теоретическое обоснование феномена тревожности _______
7
1.1. Исследование проблем тревожности в отечественной психологии ____
7
1.2. Рассмотрение феномена тревожности в зарубежных научных школах_
12
1.3. Рассмотрение проблемы школьной тревожности ___________________
20
ГЛАВА II Особенности взаимодействия детей младшего школьного возраста со сверстниками _________________________________________

32
2.1. Стратегии взаимодействия и их влияние на эффективность совместной деятельности ____________________________________________

32
2.2. Коммуникативная компетентность _______________________________
40
2.3. Связь коммуникативной компетенции и неудовлетворение ребенка положением в группе сверстников ___________________________________

49
глава III Экспериментальные исследования влияния специально организованных коррекционных упражнений по формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста, направленных на снижение уровня тревожности при взаимодействии в системе “ребенок-ребенок” _______________________________________




56
3.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент) _____________________________________


57
3.2. Система коррекционно-развивающих занятий, направляемых на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста (формирующий эксперимент) ________________________________________


62
3.3. Анализ коррекционно-развивающей работы (контрольный эксперимент) ______________________________________________________

74
Заключение ________________________________________________________
79
Литература ________________________________________________________
81
приложение ___________________________________________
86
Приложение №1 Результаты методики “Измерение уровня тревожности Тейлора” __________________________________________________________

87
Приложение №2 Результаты “Теста школьной тревожности Филлипса” _
88
Приложение №3 Результаты социометрического исследования представлены в виде социоматриц ___________________________________
90
Приложение №4 Результаты социометрического исследования __________
92
Приложение №5 Рекомендации для учителей по работе с тревожными детьми младшего школьного возраста ________________________________

94
Приложение №6 ____________________________________________________

Файлы: 1 файл

Диплом основа.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Э. Эриксон, так же занимающийся разработкой Я – концепции, отмечал, насколько важно выработать у  ребенка еще в младенчестве базовое  доверие. Он подчеркивал, что базовое  доверие это не только способность  полагаться на тех, кто обеспечивает твою жизнь извне, но и веры в себя, это ощущение, что все в порядке, что ты станешь, кем хочешь стать. Это доверие к другим людям, спокойное, доброжелательное, отношение к социуму в дальнейшем и определит высокий уровень притязаний ребенка, даст ощущение, что ему многое “по плечу” (Эриксон Э. 1996).

Представление о себе, личностные особенности и установки  детей опосредуют их коммуникативные  процессы, влияют на взаимодействие с  другими людьми. Занимаясь повышением коммуникативной компетентности детей, у них формируется коммуникативные навыки, под которыми обычно понимают навыки уверенного поведения:

    • открытость, честность, прямота высказываний,
    • умение слушать другого человека, умение говорить на языке Я - высказываний,
    • способность к поиску компромисса,
    • умение настаивать на своем,
    • навык построения начальной фазы, контакта, учитывая, что у человека есть три потребности: быть понимаемым, уважаемым и принимаемым,
    • умение говорить о своих интересах, используя партнерскую практику (общение типа Взрослый-Взрослый на языке транзактного анализа) в отличии давления “Сверху” и “снизу”.

Человек, хорошо владеющий  коммуникативными навыками, умеет твердо сказать “нет”, но при этом не обидев другого. Как показывают исследования, наиболее важными для детей являются ситуации несправедливой критики и задевающего, провоцирующего общения. В таких ситуациях дети либо молчат, проглатывают обидные высказывания, либо реагируют по типу “сам дурак”.

Успешная коммуникация предполагает  понимание людей. Способность человека эффективно участвовать в согласованных действиях зависит от его способности становиться в воображении другими людьми от принятия роли других людей. Чтобы предвидеть, как склонен поступать другой человек, требует как бы проникнуть “в его душу”, почувствовать его переживания, то, как он видит ситуацию и свое место в ней. Другими словами, предвидение поведения другого человека может быть достигнуто путем понимания его роли.

К сожалению, в жизни  многие родители, старшие братья и  сестра смотрят на проблемы своих детей исключительно со своей позиции взрослого человека, повидавшего жизнь, и тем самым минимизируют трудности своего ребенка, что приводит к непониманию и разочарованию (Шибутани, 1996).

Для повышения уровня коммуникативной компетентности, развития навыков конструктивного общения с другими людьми в психотерапии усиленно используют метод психодрамы, разработанный Дж. Морено и его учениками (Рудестам, 1990).

Психодраматический метод  предлагает такие методы работы с  участниками тренинга как многократный обмен ролями, выявление разных частей личности, разных сторон Я главного героя (“протагонист”) проигрывание диалога между ними в ходе психодраммы с помощью других участников действия.

Такие занятия дают возможность  детям задуматься над теми установками, взглядами, которые он когда то “впитал”, усвоил без рациональной проработки. Часто некоторые личн6остные особенности становятся частью нас самих помимо нашей сознательной воли, при этом именно они начинают влиять на взаимоотношения с окружающими. Осознание, а затем и изменение детьми некоторых собственных жизненных установок способствуют повышению коммуникативной компетенции, “взрыхляют почву”, на которой легче формируются успешные коммуникативные навыки.

Е.Л. Доценко в своей  теории рассматривая психологию манипуляции, тесно связывает с коммуникативной компетентностью. Он считает, что коммуникативная компетентность – это умение человека манипулировать и умение защищаться от других. В связи с чем у него были подробно рассмотрены механизмы манипулятивного воздействия и защиты от манипуляции.

Механизмы манипулятивного  воздействия включают в себя следующие  параметры:

    1. Механизмы психологического воздействия:
  • удержание контакта – потребность адресата в объединении – не единственная действующая сила. В большинстве случаев не она одна обеспечивает устойчивый контакт. Другим источником желания поддержать контакт выступают предметные интересы. Со стороны манипулятора это в основном интерес, заключенный в цели, которую он намерен достичь. В свою очередь адресат сам чего-то добивается от манипулятора, возможно, последний чем-либо интересен для него, если предмет их общения сам по себе важен для адресата.

Если адресат не желает, он в подавляющем количестве случаев  может этот контакт прервать.

Поэтому, играя, с одной стороны, на различных интересах и потребностях адресата, а с другой, на его опасениях, несвободе или нерасторопности, манипулятор может довольно длительное время удерживать адресата в пределах своих возможностей влиять на него.

  • психологический автоматизм – это такое структурно-динамическое образование, актуализация которого с высокой вероятностью приводит к стандартному результату, будь то мотивационное напряжение, мили какое-то действие. Психические автоматизмы выступают в роли передаточных рычагов, благодаря чему энергия желания (воздействия) манипулятора превращается в энергию стремления (или действия) адресата.
  • мотивационное обеспечение включает в себя такие способы управления мотивационными предпочтениями человека, как прямая актуализация мотивов, простое обусловливание и знаковое опосредствование.

Прямая актуализация требуемого мотива может происходить  в ответ на появление релевантных  этому мотиву раздражителей. С манипулятивной целью прямая актуализация мотива используется в основном в составе целостного комплекса мероприятий: для маскировки основного воздействия, отвлечения внимания на второстепенные измененные ситуации, приведения адресата в необходимое манипулятору основное состояние – дискомфорт или, наоборот, бездумную легкость. Иногда основной раздражитель вообще выносится за пределы сознательного восприятия.

Обусловлевание –  перенесение побудительной силы какого-нибудь мотива на действия, к  которым раньше этот мотив не побуждал.

Мотивационное опосредствование – аналогичное обусловливанию эмоциональное переключение “на основе представляемых, воображаемых, восстанавливаемых” вследствие полученной словесно информации событий, происходящее, однако, по социальным связям, которые “предполагают высшие уровни отражения и совершаются в “образе мира”, а не образе реально воспринимаемой ситуации”.

  1. Виды и процессы манипулятивного воздействия.
  • ориентированное манипулятивное воздействие использует следующие средства
  • основной действующий агент – образ,
  • способы побуждения – прямая активизация мотива, соблазнение, провокация, побуждение интереса,
  • мишени – желания, интересы,
  • автоматизмы – межмодальные ассоциации, релевантность образа мотиву, намеченному в качестве мишени воздействия,
  • конвенциальною – ориентированное манипулятивное воздействие предполагает:
  • основной действующий агент – социальные схематизмы: сценарии, правила, нормы,
  • способы побуждения – создание ключевых раздражителей, определяющих особенности ситуации общения: определение ролей,
  • мишени – главные образы поведения,
  • автоматизмы – социально заданные и индивидуально усвоенные программы жизни, принятые человеком сценарии поведения,
  • определенно ориентированно манипулятивное воздействие содержит:
  • основной действующий агент – операционные схемы деятельности, их инерция, привычки, логика исполнения действия,
  • способы побуждения – толчок, придание ускорения,
  • мишени – способы поведения, структура деятельности,
  • автоматизмы – инерция, стремление к завершению.
  • в ориентированном на умозаключения манипулятивном воздействии содержится:
  • основной действующий агент - когнитивная  схема, стандартное умозаключение,
  • способы побуждения – намек, постановка задачи, имитация процесса решения проблемы,
  • мишени – познавательные процессы, когнитивные установки,
  • автоматизмы – управляемое умозаключение, снятие когнитивного диссонанса.
  • для ориентированного на личностные структуры манипулятивного воздействия характерны:
  • основной действующий агент – поступок, применение решения,
  • способы побуждения – актуализация внутренностного конфликта, имитация процесса принятия решения,
  • мишень – мотивация структуры,
  • автоматизмы – принятие ответственности за выстраданный в сомнениях выбор.

Защита от манипуляции  включает в себя следующие параметры:

    1. Виды психологических защит.
  • межличностные защиты и защиты внутриличностные.

Внутриличностные защиты возникают в условиях внутриличностной борьбы, которую ведут относительно самостоятельные личностные подструктуры, такие, например, как отдельные желания, предпочтения, вкусы, мировоззрение, мнения, самооценка, чувство уверенности в себе. Каждая из подобных структур обладает своими специфическими устремлениями, которые, по меньшей мере, не совпадают, а в ряде случаев резко противоречат друг другу. Каждая из них вносит свой вклад в формирование внешнего поведения человека или определение особенностей его внутреннего мира. На этом поле происходит естественная конкуренция между ними. Именно в силу наличия борьбы и возникает необходимость в психологических защитах.

Межличностные защиты также  возникают в условиях борьбы, однако уже борьба между людьми. Поскольку  вступающие в общение люди являются носителями несовпадающих желаний, между ними естественным образом возникают противоречия. Там, где эти противоречия оказываются особенно острыми, а усилия по его решению неэффективными, возникает конфликт. Но даже если борьба не манифестируется в конфликт само ее наличие вызывает к жизни взаимное стремление защищаться.

  • базовые защитные установки.
    • уход – увеличение дистанции, прерывание контакта, выведение себя за пределы досягаемости влияния агрессора. Проявление этого вида защит: смена темы беседы на безопасную, нежелание обострять отношения.
    • избежание - увеличение дистанции, удаление агрессора,
    • блокировка – контроль воздействия, достигающего субъекта защиты, выставление преград на его пути. Вариации: смысловые семантические барьеры, ролевые рисунки (“маска”, “персона” (Юнг) и т.п.
    • управление – контроль воздействия, исходящего от агрессора, влияние на его характеристики: плач, его ослабленные виды – жалоба, ноющая интонация.
    • замирание – контроль информации о самом субъекте защиты, ее искажение или сокращение подачи. Проявления: маскировка, обман, сокрытие чувств, отказ от действий, чтобы не проявлять себя.
    • игнорирование – контроль информации об  агрессоре, наличии ил характере угрозы с его стороны, ограничение по объему или искаженное восприятие.

К объективным условиям и факторам, влияющим на формирование коммуникативной компетентности, относятся:

    1. окружающая среда;
    2. социально-экономическая обстановка;
    3. общий уклад жизни;
    4. ситуационные детерминанты жизни.

Итак, коммуникативная  компетентность включает в себя:

    • творческий характер деятельности, личный опыт, активный поиск различных подходов, личную инициативу и широкую профессиональную коммуникабельность;
    • оптимально реализующие потенциальные возможности человека, как в сфере его деятельности, как и в повседневной жизни;
    • конгруэнтность (соответствие) выдвигаемых целей, задач и функций с индивидуальными возможностями, потребностями и действиями.

Таким образом, коммуникативная  компетентность – это осознание  возможности изменения стратегии  взаимодействия в нужном направлении для достижения определенной цели. Способность быстро перестроиться с одной стратегии на другую с использованием механизмов приводящих к улучшению процесса взаимодействия. Представление о себе, влияет на общение с другим человеком. Дети, владеющие коммуникативными навыками, открытые, честные, умеют слушать другого человека, способны к поиску компромисса.

2.3. Связь коммуникативной компетенции  и неудовлетворение ребенка положением  в группе сверстников

При поступлении ребенка  в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков.

Параллельно с этим школьник включается в другой, менее оформленный  организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения. Это так называемая “скрытая программа социализации” (Бернсэ Г., 1986)., благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в  процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.

У первоклассников в  период адаптации к школе общение  с одноклассниками, как правило, отступает на второй план перед обменом  новых школьных впечатлений. Дети настолько  поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: “Кто сидел рядом с тобой за партой?” (Дубровина И.В., 1998).

Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто  даже избегают непосредственных контактов  друг с другом, каждый из них пока еще “сам по себе”. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведенный П.Л. Коломенским: “Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищу с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав в чем дело, спрашивает, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдает ее товарищу сам. Он подает ручку учительнице, которая и передает ее ученику”. (Коломенский П.Л., 1969)

Информация о работе Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста