Общение как вид деятельности Детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение проблемы психолого – педагогического общения системно и таким образом более глубоко раскрыть закономерности и формирования личности в процессе общения.
Задачи исследования:
- анализ педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста как одной из фаз формирования личности;
- роль общения в формировании волевых качеств личности;
- исследовать закономерности восприятия и понимания личностью общения как вида деятельности.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические основы общения ……………………………..6
Характеристика общения………………………………………….6
Функции и средства общения…………………………………….9
Глава II. Ребенок и взрослые………………………………………….12
2.1 Формы общения ребенка с взрослыми …………………………..12
2.2 Типы отношений воспитателя с детьми………………………….18
2.3 Стили общения и стили педагогического руководства………..29
2.4 Общение: наука и искусство. ……………………………………34
Глава III Практическая часть………………………………………….37
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………38
3.2. Формирующий эксперимент……………………………………..44
Заключение……………………………………………………………..48
Список литературы…………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

ОБЩЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 116.14 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Республики Татарстан

ГАОУСПО «Чистопольский педагогический колледж»

 

 

 

 

ОБЩЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

    Хайруллина Гузель Рустямовна

       Специальность 050704

            Дошкольное образование   

  Курс VI, группа 65

  Форма обучения: заочная

 

           Научный руководитель:

      Заднева Зинаида Александровна

 

Рецензент_______________________ /И.А. Тугулева/

Работа допущена к защите ________ /С.Л Нечаева/

    Зам. директора по УР

г. Чистополь, 2010

2

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………..3

Глава I Теоретические основы общения ……………………………..6

    1. Характеристика общения………………………………………….6
    2. Функции и средства общения…………………………………….9

Глава II. Ребенок и взрослые………………………………………….12

2.1 Формы общения ребенка  с взрослыми …………………………..12

2.2 Типы отношений воспитателя с детьми………………………….18

2.3 Стили общения и стили   педагогического руководства………..29

2.4 Общение: наука и  искусство.  ……………………………………34

Глава III Практическая часть………………………………………….37

3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………38

3.2. Формирующий эксперимент……………………………………..44

Заключение……………………………………………………………..48

Список литературы…………………………………………………….51

Приложения.

 

 

 

 

 

 

3

Введение

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии  и становлении разумного, культурного поведения. Через общение  с психологическими развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающем человеком. Об этом свидетельствует многочисленные; факты, описанные в литературе  и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, далее если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологически) существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых   время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себя подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно чрез вощение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

 

4

Психическое развития ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец  получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности,  которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни.

Только родившийся ребенок  попадает не в природную среду, а  взаимодействует с мамой. Общение  с родителями опосредует все контакты   ребенка. Можно сказать, что «нормальными условиями» проявление и развитие наших  способностей является общение и  совместная деятельность с другими  людьми. А автономное познание: изолированная  индивидуальная деятельность – производны и вторичны.

Многочисленные экспериментальные  работы, проведены отечественными и  зарубежными исследователями, доказывают что на интеллектуальное развитие детей оказывает влияние общение с тем родителем, который эмоционально значит для ребенка, к которому он эмоционально привязан, с  которым он активно ищет общения.  Этот ребенок лучше усваивает знания, которые родители эмоционально поддерживают, принимают, при умеренном контроле за его поведением. Данное положение относится к педагогу и ребенку, т.е. процесс обучения более эффективен, если учитель эмоционально значит для ребенка и умеет установить контакт с ним.

Объект исследования является общение, как одна из самых важнейших  фаз формирования личности детей дошкольного возраста как целостный процесс.

Предмет исследования – развитие и формирования личности детей дошкольного возраста в процессе общения.

5

Цель исследования – изучение проблемы психолого – педагогического общения системно и таким образом более глубоко раскрыть закономерности и формирования личности в процессе общения.

Задачи исследования:

- анализ педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста как одной из фаз формирования личности;

- роль общения в формировании волевых качеств личности;

- исследовать закономерности восприятия и понимания личностью общения как вида деятельности.

Гипотеза: мы предполагаем, что разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста повышает уровень общительности.

Практическая  значимость:

данная работа может представлять интерес для детей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы, а так же для родителей детей дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и вообще для всех кто работает с детьми.

 

 

 

 

 

 

6

Глава I. Теоретические основы общения.

    1. Характеристика общения.

Одной из важнейших форм людей является общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно – оценочного характера.

Общение  - это связь  между людьми, в результате которой  происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется  потребность в другом человеке. Посредством  общения люди организуют различные  виды практической и теоретической  деятельности, обмениваются информацией, вырабатывают целесообразную программу  действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные  взаимоотношения.

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психологи, по своей сути является деятельностью  совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н.В. Кузьмина)

Общение – основа, неотъемлемый    элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии.  Урок, занятия в кружке, в спортзале, в мастерской, праздник, подход, экзамен, родительское собрание, педсовет – это прежде всего общение,  общение с учащимися , с коллегами, с администрацией, с родителями.

В центре нашего внимания – профессиональное общение педагог – воспитанник.

 

7

Начинающие педагоги сразу  замечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и  психолого – педагогические знания, но и умение общаться.

Готовы ли вы к общению? Многим этот вопрос покажется странным: мы постоянно общаемся, жизнь из общения не мыслима. Но не спешите с ответом. Речь идет о готовности к профессионально – педагогическому общению, которое предполагает: а) знание основ педагогики общения; б) владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием; в) сформированность определенных нравственно – личностных качеств педагога.

Рассмотрим выделенные положения.

Сущность и особенности  педагогического общения раскрываются в трудах  педагогов и психологов А.А. Бодалаева, А.А. Леонтьева, Н.В. Кузьмиеной, В.А. Кан – Калика, Я.Л. Коломсинского, И.А. Зимней, А.А. Реана. С опорой на исследования  этих ученых и строится содержание данной главы.

Педагогическое общение  – это особый вид общения,  оно является  «категорией профессиональной» Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение  ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение – процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяется позиция педагога, и детей в общении.

По утверждению В.А. Кан  – Калика, общение педагогов с  учащимися это своеобразный канал  педагогического воздействия на общение школьников, т.е. педагог  своими действиями, поведением как  бы задает эталон общения для воспитанников.

 

8

Особо подчеркнем, что педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются  взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к  себе.

Ученые – исследователи, а в последние годы и практики, обращают внимание на чрезвычайную актуальность проблемы педагогического общения.

Почему эта проблема становится центральной для профессионально – педагогической деятельности, ее основой?

Прежде всего потому, что общение – важное средство решения учено – воспитательных задач.

Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.

Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического  процесса.

Практикой подтверждено, что  новые технологии обучения и воспитания «работают» в образовательном учреждении только при педагогически продуманном  общении. В педагогической деятельности общение оказывает существенное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знаниями и умениями.

Общение, как это доказано педагогом Г.И.Щукиной, оказывает  значительное влияние на формирование и укрепление познавательных интересов  учащихся. Доверие к воспитаннику, признание его познавательных

9

возможностей, поддержка  в самостоятельном поиске, создание «ситуаций успеха, доброжелательность оказывают стимулирующее действие на интерес.

Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение  обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной  и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.

Приведем определение понятия, данное В.А. Кан – Каликом и Н.Д. Никандровым: «Под профессионально – педагогическим общением  мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия»

Из определения следует, что педагогическое общение – процесс сложный.

    1. Функции и средства общения.

Общение – это чрезвычайно  тонкий и деликатный процесс. В нем  говорится о прямом и косвенном  общении, непосредственном и опосредованном.

Под непосредственном общении  понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомима, пространственные (расстояние, приближение, удаление, повороты «к»  и «от»), временные  (раньше, позже)). Следует подчеркнуть практическую важность умения «читать» невербальную  информацию. Темпы речи, громкость, изменение высоты и темпа окраски голоса – все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению.

 

10

Человек не может сознательно  контролировать всю сферу своего общения, поэтому часто даже то, что  он хочет скрыть, проявляется, например, через движение рук, положение ног, выражения глаз и т.д. Только учтя весь аккомпанемент, сопровождающий речь, можно правильно воспринять партнера по  общению.

Опосредованное общение  может рассматриваться как неполный психический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени  получения обратной связи между  частниками общения. Очевидно, что появление  различных технических коммуникативных  устройств значительно увеличило  число источников человеческого  опыта, но и многократно усложнило  систему человеческого общения.

Общение взаимодействие двух или более людей, состоящее в  обмене между ними информацией познавательного  или эмоционально – оценочного характера.

Средства общения  делятся на вербальные (речевые) и невербальные.

Казалось бы, невербальные средства не так важны, как речевые. На       самом деле это  не так: более 65% информации мы получаем и передаем как раз с помощью  невербальных средств. С их помощью  раскрывается внутренний мир человека. Информация, полученная или переданная в словесной форме, может оказаться  не всегда достоверной. И именно правильно  понять невербальные сигналы, которые  на много меньше поддаются сознательному  контролю, позволяют нам установить степень откровенности нашего собеседника.

Информация о работе Общение как вид деятельности Детей старшего дошкольного возраста