Общение как вид деятельности Детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение проблемы психолого – педагогического общения системно и таким образом более глубоко раскрыть закономерности и формирования личности в процессе общения.
Задачи исследования:
- анализ педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста как одной из фаз формирования личности;
- роль общения в формировании волевых качеств личности;
- исследовать закономерности восприятия и понимания личностью общения как вида деятельности.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические основы общения ……………………………..6
Характеристика общения………………………………………….6
Функции и средства общения…………………………………….9
Глава II. Ребенок и взрослые………………………………………….12
2.1 Формы общения ребенка с взрослыми …………………………..12
2.2 Типы отношений воспитателя с детьми………………………….18
2.3 Стили общения и стили педагогического руководства………..29
2.4 Общение: наука и искусство. ……………………………………34
Глава III Практическая часть………………………………………….37
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………38
3.2. Формирующий эксперимент……………………………………..44
Заключение……………………………………………………………..48
Список литературы…………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

ОБЩЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 116.14 Кб (Скачать)

С этой целью на занятиях педагоги используют занимательные факты, проблемные ситуации, отрывки из художественной, научно – популярной литературы, исторические справки, предлагают фрагменты видеофильмов.

Педагог передает  информацию вербальными (речевыми) и невербальными  средствами.

Как писала Г.И. Щукина, «через призму речевой деятельности можно  проследить стиль и характер общения, личностное отношение педагога к  рассматриваемым   вопросам и  проблемам. В речевой деятельности проявляется эрудиция, педагогическое мастерство, умение  педагога строить свои контакты с учащимися».

19

Слово педагога – это  его профессиональное средство, «ничем не заменимый  инструмент воздействия, на душу воспитанника» (В.А. Сухомлинский)

В зависимости от цели речь может быть развлекательной, где  главное занимательность, интерес, поддержание внимания;

 Информационный – дает новой представление о предмете; воодушевляющей, обращенный к чувствам, эмоциям человека; убеждающей – предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое – либо положение; призывающей к действию.

В педагогическом общении  «присутствует» все разнообразие видов  речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог  воспитанников, к его речи предъявляются  особые требования:

правильность (соответствие литературно – языковым нормам);

точность (употребление слов, выражений в свойственных  им значениях);

ясность, простота, логичность, доступность;

богатство (разнообразие использованных языковых средств);

образность, эмоциональность.

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить перед  собой такие вопросы: как сказать  правильно, как сказать доступно, как сказать убедительно, как  сказать эмоционально.

В коммуникации важно не только то, что сказано, но и как сказано. Говорить красиво учит особая наука – риторика. Она настолько раскрывает

20

способы красивой передачи информации, в ней четко обозначены правила, превращающие слово в средство влияния на других людей.

Речь выражает отношение  педагога к содержанию информации и  к тому, с кем он общается, т.е. важна эмоциональная выразительность  речи: интонация, темп, дикция, сила, пауза.

А.С. Макаренко считал, что  мастером можно стать лишь тогда, когда научишься произносить  слова «иди сюда» с 15-20 интонационными оттенками. Интонация придает речи педагога эмоциональную окраску. «Люди  обижаются не на смысл, а на интонацию, потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный», - замечает Ю.Трифонов. Интонацией можно  сосредоточить внимание воспитанников, выделить отдельные слова и выражения, подчеркнуть важность задания, выразить позитивное или негативное отношение  к излагаемой информации, к результату деятельности, выразить удивление, радость, сомнение.

Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства  и переживания педагога невербальные средства. К.С. Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов  своих пяти чувств: глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а  также через лучеиспускание и  лучевосприятие.

Эти бессловесные средства называют эмоциональным языком общения. Как важно для многих воспитанников, когда на занятиях при ответе на трудный вопрос педагог поддерживает их, кивая головой, ставит хорошую отметку улыбаясь.  И как не просто отвечать, получать даже хорошую оценку у педагога, лицо, взгляд которого ничего не выражают.

 

21

Как значимо для воспитанника, если педагог приносит с собой теплоту своих рук. Об этом необычном, не вербальном средстве общения пишет Е.Н. Ильин.

«В редких случаях педагог на занятиях прикасается к воспитаннику. Далеко не всем открывалась духовная функция наших рук, посредством которых можно утешить, и успокоить, и примирить, и найти контакт с самыми несговорчивыми, капризными… Руки еще больше, чем слово, способны творить «тишину» - внутреннюю, душевную.. Словом, прикасаясь. На перед знаю: никто из ребят не воспротивится. Понимают: это помощь не только моральная, но и энергическая»

Интересный прием невербального   воздействия – «свечение» описывает врач – психиатр В. Леви. «Свечение – прием, заимствованный из  психотехники гениев коммуникабельности. Говорят: « его лицо светилось улыбкой», «весь светится», «лучистые глаза», «солнечные натуры». Педагог должен уметь включать  «внутренний свет». Вы можете излучать тепло. Внушай себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда (образ любой, слова не имеют значения) – горит и сияет некий источник тепла и света. Вы сами этот источник… Вспоминайте чаще состояние интереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви  к кому – то… И включайте их из повода, просто так. Наступит момент и эти состояние будут приходить к вам сами … легко, естественно, непринужденно…

Если хотите успеха –  запомните:  1) Свечение должно быть рефлексом на человека…, на жизнь… Оно не должно же в полном одиночестве. 2) Каким бы ни был жанр исход того или иного общения (взаимопонимание, конфликт, даже драка), рефлекс свечения не должен вас покидать или вызывать сомнение… 3) Не заботьтесь о результате… Не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачем общения» 

22

Таким образом, культура общения  достигается за счет как речи, так и невербальных средств.

Насколько значимы в педагогическом общении вербальные и невербальные средства, говорят ответы воспитанников на вопрос: «Какие признаки внешности педагога вы выделяете прежде всего?» На первое место они поставили выражение лица и глаз – 80%, а затем голос – 60% опрашиваемых. Педагогу важно тренировать и беречь голос, обогащать свой язык, овладеть умением выражать свои мысли, работать над дикцией, интонацией.  Следить за выражением лица, жестами, обращая внимание, по совету А.С. Макаренко, на решающие пустяки: как стоять, как сидеть, как поднять из-за стола, как улыбнуться, как посмотреть на воспитанников.

Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе педагогического  общения происходит в монологической и диалогической формах устной речи.

Монологическая форма  речи используется  педагогами для  объяснения, изложения сложного материала, выводов по проведенным опытам, практическим, лабораторным работам. Эта форма  требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказательств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исторические экскурсы и  т.д.).

Демократизация и гуманизация  образовательного процесса в детском саду, применение нетрадиционных форм обучения и воспитания способствуют распространению диалогической формы обучения.

Диалог – это попеременный обмен рациональной и эмоциональной  информацией, переход инициативы от педагога к  воспитаннику и обратно.

23

М.М. Бахтин писал, что истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения.

Диалог – это не просто вопрос – ответ, он ориентирован на решение учебно – воспитательных целей, он предполагает выявление (в беседе, дискуссии, дебатах, на заседании круглого стола) отношения школьника к осуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопонимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.

В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается  или возражает, управляет общением.

Чтобы сделать общение  диалогическим, педагогу необходимо прежде всего учитывать эмоциональное состояние воспитанников, свое отношение к ним, опираться на положительное в собеседниках, обеспечивать  ситуации успеха, проявлять живой интерес к обмену информацией.

В диалоге для педагога профессионально важно умение формулировать  вопросы «Умение ставить разумные вопросы – есть важный признак  ума и проницательности» (И. Кант). При обсуждении любой проблемы на занятиях, во внеурочном общении воспитатель  может сформулировать такой вопрос, вокруг которого завяжется заинтересованный диалог.

Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли –  важная сторона коммуникации, но для  учителя не менее значима и  другая сторона – умение слушать.

В.А. Сухомлинский писал, что  умение слушать ребенка  - большое  педагогическое искусство. Умение слушать  – ценнейший дар педагога,

24

подчеркнем, что это активный процесс его деятельности, необходимое  условие взаимодействия, сотрудничества с воспитанниками. Позиция педагогов  при слушании отражает симпатию, озабоченность  по отношению к отвечающему ребенку: «Не спеши, подумай».

В детском саду, к сожалению, есть и такие педагоги, которые плохо слушают, а порой и совсем не слушают воспитанника.

А в чем выражается умение слушать хорошо? По мнению тех, кого сегодня учат, и тех, недавно был учеником, оно проявляется «в уважении отвечающего», «в сосредоточенности учителя на сути ответа», «в умении доброжелательно поддержать тебя при ответе», «в заинтересованности тем, о чем говорят», «в речевых репликах: и так, так, продолжай», «в умении не перебивать», «быть тактичным» и т.п.

Эти суждения можно принять  как добрые советы, напутствия педагогам.

Приемы слушания выработаны практикой общения и хорошо представлены в книге английского психолога  И. Атватера «Я вас слушаю». Обратите внимание на некоторые из них: «Повернуться лицом к говорящему, установить с ним зрительный контакт, не перебивать без надобности, быть внимательным, искренне заинтересованным в мыслях, чувствах собеседника, в нем самом к личности, поддерживать, одобрять говорящего, обращаться за уточнениями»

Мы рассмотрели самую  сложную – коммуникативную -  функцию общения. Как мы показали, ее реализация требует от педагога владения умениями: точно выражать свои мысли, формулировать вопросы, объяснять, доказывать, слушать собеседника, одобрять, побуждать к деятельности.

 

25

Коммуникативное взаимодействие имеет большое воспитательное значение, способствует формированию межличностных  отношений.

Эффективность общения в  педагогической деятельности во многом зависит  от того, как педагог воспринимает, насколько знает воспитанников. Эта, перцептивная, функция общения очень важна и непроста в реализации.

В.А. Сухомлинский писал, что  для педагога особо значимо умение чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его желания. Это сложный процесс, так как сложен и стремительно изменяется объект познания -  развивающая личность. Понять психические особенности учеников, почувствовать их состояние, настроение, изучить ценностные ориентации, разобраться в представлениях воспитанников в самих себе воспитателю помогут психолого – педагогические знания, использование разнообразных методов изучения личности, анализ произведений художественной  литературы, изобразительного искусства.

Педагогов, умеющих хорошо разбираться в людях,  В.Ленин  назвал гениями общения. У них  прекрасное личностное видение воспитанника, видение каждого изнутри, умение читать другого человека, умение моделировать общение с учетом своеобразия индивидуальности личности.

В педагогической деятельности, в общении важно не только знание воспитанника, но и правильное понимание  его. «Пойми ребенка» - это профессиональная заповедь педагога.  (И.А. Зимняя). Понять – это значит проникнуть во внутреннее душевное состояние, понять мотивы его действий, поступков, переживаний.

А как можно этого достичь?

 

26

Механизмом познания и  понимания личностного своеобразие  воспитанника является педагогическая эмпатия. Что это означает?  Заглянем в словарь. «Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия». Таким образом, можно сказать, что педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, ронять, сопереживать. Но это возможно, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения, с людьми, т.е. если у него развита рефлексия.

Педагог, владеющий рефлексией  и эмпатийно  воспринимающий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать, корректировать учено – воспитательные взаимоотношения, управлять ими.

Познание, понимание и  оценка в общении – процесс  двусторонний. Педагог познает своих воспитанников, они, в свою очередь, заняты «изучением» педагога. Понимание педагога и принятие его личности воспитанниками  взаимосвязаны.

Психолого – педагогическими исследованиями выявлено, что представление воспитанников об учителе, воспитателе, тренере, руководителе туристического клуба опосредуется характером его деятельности, общественным мнением о нем.

Если педагог и воспитанники адекватно отражают друг, друга, то педагогическое общение строится на взаимопонимании. Понимание, принятие друг друга помогает согласовывать  действия, проявлять взаимное уважение, чувствовать настроение, предупреждать  конфликты, устанавливать положительные  межличностные отношения.

27

Важной функцией общения  является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности), другими словами – управление деятельностью воспитанников.

Продуманное общение определяет эффективность разнообразных видов  деятельности на занятиях, успешность  тренировки, творческого внеклассного дела, обеспечивает положительный результат взаимодействия.

Взаимодействия – это  совместные (педагог – воспитанник) действия по осуществлению общих  целей деятельности, в процессе которой  происходит взаимное влияние сторон друг на друга. В процессе взаимодействия проявляется внимание, интерес, согласие, сопереживание, сотрудничество воспитателей и детей, но это возможно если общение сопровождает каждый компонент деятельности.

Информация о работе Общение как вид деятельности Детей старшего дошкольного возраста