Общение как вид деятельности Детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение проблемы психолого – педагогического общения системно и таким образом более глубоко раскрыть закономерности и формирования личности в процессе общения.
Задачи исследования:
- анализ педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста как одной из фаз формирования личности;
- роль общения в формировании волевых качеств личности;
- исследовать закономерности восприятия и понимания личностью общения как вида деятельности.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические основы общения ……………………………..6
Характеристика общения………………………………………….6
Функции и средства общения…………………………………….9
Глава II. Ребенок и взрослые………………………………………….12
2.1 Формы общения ребенка с взрослыми …………………………..12
2.2 Типы отношений воспитателя с детьми………………………….18
2.3 Стили общения и стили педагогического руководства………..29
2.4 Общение: наука и искусство. ……………………………………34
Глава III Практическая часть………………………………………….37
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………38
3.2. Формирующий эксперимент……………………………………..44
Заключение……………………………………………………………..48
Список литературы…………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

ОБЩЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 116.14 Кб (Скачать)

2 педагога заработали по 11 баллов – это значит, что они очень приятны в общении, друзья вряд ли могут без них обойтись.

 

44

По результатам констатирующего  эксперимента мы пришли к выводу о необходимости поведения работы с детьми по развитию общительности.

3.2. Формирующий  эксперимент.

На II этапе исследования, формирующего эксперимента, мы провели с детьми тренинговые занятия «Азбука общения» (см. Приложение № 3).

Цель: создать в группе атмосферу доброжелательности, помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные и слабые стороны в общении.

Первым было проведено  упражнение «Почетный караул». В  занятии были использованы такие  ситуации, которые активизировали мыслительную деятельность детей, побуждали их к разговору. Дети свое эмоциональное состояние выражали мимикой, жестами, словами, выражениями, оборотами. Дети приобретали культуру общения.

Данная форма работы была эффективна. В процессе дискуссии  удалось убедить воспитанников в том, что хорошее, доброжелательное, вежливое общение оказывает положительное влияние на здоровье детей, на эмоциональное состояние.

С детьми было проведено  тренинговое занятия «Конфликт» (см. Приложение №4).

Цель: познакомить детей  с понятием «конфликты»; выработать навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

В структуру занятия входили такие игры: «Игра – приветствие», «Охота на тигра». В занимательной форме дети решали сложные задачи, используя упражнения. С помощью эффективных приемов развивалось воображение

45

детей. Они творчески подходили  к изложению своих мыслей, использую различные средства общения: вербальные и  невербальные.

Дети приобретали небольшой  опыт выхода из конфликтных ситуаций.

Были проведены игры на формирование межличностных отношений. (см. Приложение №5):

Цель:  получение воспитанниками опыта партнерского поведения в  ситуациях с противоположными интересами партнеров, развитие позитивного эмоционального отношения к договору как способу  сотрудничества.

- «Найди друга» (Дети должны узнать своего друга с закрытыми глазами можно с помощью рук, используя прикосновения, ощупывания волос, одежды и т.д.)

- «Секрет» (Участники ходят  по помещению и, разъедаемые  любопытством, находят способ уговорить  каждого, показать ему свой  секрет).

- «Рукавички» ( Дети расходятся по залу, отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью 3-х разноцветных карандашей стараются как можно быстрее разукрасить совершенно одинаковые рукавички).

- «Эхо» (Дети по очереди   и по кругу называют свое  имя, прохлопывая его в ладоши)

- «Переселение лягушек» (Участники приседают и кладут руки на колени. По сигналу ведущего игроки обеих команд прыгают вперед, как лягушки, стараясь быстрее встать на линию, где находились соперники.)

 

 

46

- «Мяч по кругу» (Чертят  два круга. Участники команд (по одному из каждой) катят мяч по кругу руками. Выигрывает команда, все участники которой вперед примут участие).

В таких играх общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

Организованная  совместная игра детей может способствовать не только развитию их содержательного  общения, но и адаптации дошкольников к детскому саду.

Чтобы снять враждебность во взаимоотношениях со сверстниками и развить навыки общения, использовались тренинги: (см. Приложение №6)

- «Встреча сказочных героев»

Цель: коррекция негативных поведенческих реакций, формирование нового опыта взаимоотношений в процессе игры.

- «Все наоборот»

Цель: снятие двигательной расторможенности, негативизма.

- «Солнце в ладошке»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

- «Встреча с другом»

Цель: передача с помощью выразительных движений внутреннего состояния героев.

- «Цветик – семицветик»

Цель: развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Предлагаемые тренинги строились на отношениях игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом.

 

47

Для работы с педагогами и родителями использовались мини – лекции «Вербальные средства общения», «Роль общения в работе педагога». (см. Приложение №7)

Они позволили познакомить  педагогов и родителей с азами  психологии вербального (невербального) общения и принципами построения речевой коммуникации.

Итак, гипотеза выдвинутая нами подтвердилась, разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста повышает уровень общительности. Мы пришли к выводу, что с первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры, тренинги, коллективные занятия и другие формы работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48

           Заключение

Общение сопровождают человека всю жизнь. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологической воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.

Общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет  то содержание общения, в котором  у него  уже появилась потребность.  При соответствии содержания общения  уровню потребности у ребенка  возникает расположение и приязнь  к взрослому, в случае несоответствия  степень привязанности ребенка  к взрослому снижается. Суть последней  причины – некорректное, неправильное отношение родителей, воспитателей к детям, их неправильное поведение  в общении с детьми. 

Неправильное – это  значит:

  1. без уважения к личности ребенка, т.е. в унижающих, оскорбительных формах общения с детьми;
  2. без учета возрастных потребностей детей в нормальном отдыхе, в эмоциональном благополучии;
  3. без принятия и понимания ребенка, без доверия к нему.

Чтобы ребенок смог понимать других, общаться с взрослыми, они  должны гуманно относиться к ребенку, учить ребенка активно вступать в контакты с окружающими людьми и с уважением и любовью  относиться к

49

ребенку. Однако, не всегда взрослые уделяют нужное внимание общению, как одному из специфических средств целенаправленного и активного влияния на детей. А ведь это влияние должно осуществляться через внушение и разъяснение, подражание и убеждение, приучение и упражнение, требование и контроль, поощрение и наказание. И если использованиие перечисленных методов не дает должного эффекта, то это нередко связано с недостатками и ошибками, допускаемыми взрослыми в общении и отношениях с детьми, что зачастую вызывает у детей неудовлетворенность и отчуждение от старших в семье.

Вне человеческого общения  невозможно развитие личности ребенка, подтверждаем того являются дети –  маугли.

Таким образом, общение в  дошкольном возрасте играет важную роль.  Чем более грамотным будет  педагог и родители, тем лучше  овладеет речью ребенок и будет  лучше приспособлен к жизни в  обществе.

Итак, анализ исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании  сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные  потребности ровесников. Очевидно, что столь широкий перечень качеств  не позволяет выявить главного условия  детской популярности. Изучение генезиса групповой структуры показало некоторые  тенденции, характеризующие возрастную динамику межличностных (отношений) процессов. От младших к подготовительным группам  обнаружена стойкая, но не во всех случаях  ярко выраженная возрастная тенденция  увеличения "изолированности" и "звездности", взаимности отношений, удовлетворенности  ими, устойчивости и дифференциации их в зависимости от пола сверстников. Интересная возрастная закономерность выявляется и в

50

обосновании выборов: старшие отмечали качества сверстника, в которых проявлялось отношение ко всем членам группы, кроме того, если дети первой половины дошкольного возраста чаще обосновывают свои выборы интересной совместной деятельностью, то дети второй половины возраста – дружескими отношениями.

Содержание мотивов, лежащих  в основе создания игровых объединений, детей старшего дошкольного возраста во многом совпадает с содержанием  их ценностных ориентаций. По данным, дети этого возраста называли общность интересов, давали высокую оценку деловым успехам  партнера, ряду его личностных качеств, вместе с тем, было выявлено, что  мотивом объединения в игре может  быть боязнь остаться в одиночестве  или желание командовать, быть главным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1977.
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности, - М; мысль,1976г.
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, -М; 1980г.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, -М; 1968г.
  5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения, -М;1990г.
  6. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности, -М; прогресс, 1990г.
  7. Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. - М., 1973.
  8. Выгодский Л.С. Педагогическая психология, -М; педагогика, 1991г.
  9. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1.
  10. Гроховский В.В. Пути профилактики психопатии и психопатоподобных расстройств у детей, - Харьков, 1980г.
  11. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика, -М;1985г.
  12. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, - М; просвещение, 1987г.
  13. Дунаев В.Ю. Общение и личность, 1996г.
  14. Каган В.Е. Психогенные формы  школьной дезадаптации, - вопросы психологии;1984г, №4
  15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шести летнего возраста: книга для учителя. – М; 1984г.
  16. Кондратьева С.В. Учитель – ученик, -М;1984 г.

52

  1. Коротаев Е. Хочу, могу, умею!, -М;  КСП,1997г.
  2. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.
  3. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 1985.
  4. Личность, семья, школа. (под редакцией Вешловского С.Г.), -С.- Питербург, 1996г.
  5. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника, -М; просвещение, 1977г.
  6. Менчинская М.А. Приемы самоуправления познавательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека, -М;  1978г.
  7. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975.
  8. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.
  9. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - 2000. - №3.
  10. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.
  11. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. -М., 1989.
  12. Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.
  13. Роботова А.С., Леонтьева Т.В. Введение в педагогическую деятельность, -М; 2000г.

 

53

  1. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
  2. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1988. - №3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

«Тесть на выявление  уровня коммуникативных навыков  и умений».

  1. Как часто ваш ребенок применяет слова вежливости в общении с друзьями?

Информация о работе Общение как вид деятельности Детей старшего дошкольного возраста