Общение как вид деятельности Детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение проблемы психолого – педагогического общения системно и таким образом более глубоко раскрыть закономерности и формирования личности в процессе общения.
Задачи исследования:
- анализ педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста как одной из фаз формирования личности;
- роль общения в формировании волевых качеств личности;
- исследовать закономерности восприятия и понимания личностью общения как вида деятельности.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические основы общения ……………………………..6
Характеристика общения………………………………………….6
Функции и средства общения…………………………………….9
Глава II. Ребенок и взрослые………………………………………….12
2.1 Формы общения ребенка с взрослыми …………………………..12
2.2 Типы отношений воспитателя с детьми………………………….18
2.3 Стили общения и стили педагогического руководства………..29
2.4 Общение: наука и искусство. ……………………………………34
Глава III Практическая часть………………………………………….37
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………38
3.2. Формирующий эксперимент……………………………………..44
Заключение……………………………………………………………..48
Список литературы…………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

ОБЩЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 116.14 Кб (Скачать)

А) Всегда

Б) Никогда

В) В зависимости от настроения

2. Как ваш ребенок устанавливает  контакт со сверстниками?

А) Легко, ему нравится заводить новых друзей

Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу

В) Он не любит общение  со сверстниками, потому что сам  никогда не выходит  на контакт

3. Как ваш ребенок ведет  себя в разговоре со сверстниками?

А) Может внимательно выслушать  собеседника, но не высказать своей  точки зрения

Б) Старается быстрее закончить  разговор

В) Много говорит, постоянно  перебивает, своего собеседника

4. Как ребенок ведет  себя по отношению к сверстнику, когда тот чем - то расстроен?

А) Старается помочь, успокоить, развеселить

Б) Не обращает ан него внимания

В) Раздражает, когда кто  – то расстроен

5. Как ведет себя ваш  ребенок, когда друг делится  с ним чем – то радостным?

А) Искренне радуется вместе с ним

Б) Ему безразлична радость  другого ребенка

В) Вызывает зависть, раздражает

6. Когда ваш ребенок  чем – то опечален, или наоборот  чему – то рад, делится ли  он своими переживаниями с  другом?

А) Да, всегда

Б) Иногда

В) Никогда

7. Может ли ваш ребенок  выражать свое настроение  словами  «Мне грустно», «мне весело» и  т.д.

А) Да

Б) не всегда

В) нет

8. Как чаще ведет себя  ваш ребенок в конфликтной  ситуации?

А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и  упреков

Б) начинает плакать, обижается, капризничает.

В) резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот  не прав

9. Опишите реакцию вашего  ребенка, если он слышит, что  в адрес кого – то произносятся  не этичные слова, дразнят?

А) Заступится за обиженного

Б) не обратит никого внимания

В) сам начнет дразниться

10. Как чаще всего ведет  ваш ребенок, когда кто –  то из детей оскорбляет, обзывает  его?

А) достойно ответит

Б) промолчит и пойдет жаловаться взрослым

В) оскорбляет в ответ

11. Как ребенок реагирует  на наказания?

А) соглашается с тем, что  заслужил его

Б) начинает плакать

В) спорит, не соглашается  с наказанием

Большинство ответов «А»

У вашего ребенка хорошие, доброжелательные взаимоотношения  со сверстниками. Он общителен, легко  налаживает контанкт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребенок адекватно вдет себя в конфликтных ситуациях.

Большинство ответов «Б»

У ребенка возникают трудности  во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми), любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных  ситуаций и наказаний, постоянно  плачет.

Большинство ответов «В»

На первый взгляд можно  сказать, что ребенок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идет первым на контакт, его раздражает чужое  горе или радость. При ощени много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребенок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него все хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

«Проверьте себя». Отвечайте «да» и «нет».

  1. Вы любите больше слушать, чем говорить? Да – 1, нет – 0
  2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком? Да – 1, нет -0
  3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника? Да – 1, нет – 0,
  4. Вы любите давать советы? Да – 1, нет – 0,
  5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику? Да – 0, нет – 1,
  6. Раздражаетесь ли вы, когда вас не слушают? Да – 1, нет – 0 ,
  7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу? Да – 1, нет – 0,
  8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы ее развивать? Да – 1, нет – 0,
  9. Вы любите быть центром внимания? Да – 1, нет -0,
  10. Если хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями? Да – 1, нет – 0,
  11. Вы хороший оратор? Да – 1, нет – 0,

Исключите вопросы 4 и 5, по остальным  посчитайте баллы.

1-3 балла – с вами  тяжело общаться (вы или молчун, или настолько общительны, что  вас избегают). Избегайте крайностей!

4-9 баллов – вы не  слишком общительны, но достаточно  внимательный собеседник, хороший  слушатель.

10-11 баллов – вы очень  приятны в общении, друзья вряд  ли могут без вас обойтись.

 

Приложение №3

 

 

 

 

 

Модель занятия  с элементами тренинга

«Азбука общения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели: создать в группе атмосферу доброжелательности; помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные и слабые стороны в общении; определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Упражнение  «Почетный караул».

Содержание. Для данной игры необходимы большая легкая скатерть с ровными краями, надутые воздушные  шарики по числу участников, длинная  веревка и несколько небольших  мячей (размером с теннисный мяч). Перед началом игры скатерть кладется не пол по середине аудитории, на нее помещаются все воздушные шарики. Участники стают вокруг скатерти вполоборота, так, чтобы правая рука была обращена к скатерти. По команде тренера участники поднимают скатерть с шариками  с пола (каждый держит скатерть за край правой рукой, а левая рука свободна). Тренер предупреждает участников о том, что сейчас он будет давать группе различные задания, выполняя которые необходимо следить за тем, чтобы ни  один шарик не упал на пол. В качестве разминки тренер просит участников по кругу в максимально быстром темпе передавать друг другу левой сводной рукой мячик. Затем упражнение усложняется. В левой руке участники держат  длинную веревку, одну на всех. Тренер пускает по  кругу мяч, который передается друг другу левой рукой. Для этого в момент передачи мяча каждый по очереди отпускает свой край веревки, при этом необходимо следить, чтобы веревка и шарики не падали вниз.  При дальнейшем  усложнении упражнения тренер может ускорить темп передачи мяча, увеличить количество передаваемых мячей, попросить передавать мяч правой рукой, передавать мячи одно цвета одной рукой, одновременно передовая мячи другого цвета другой рукой и т.д. В течение игры в аудитории может звучать быстрая, но не слишком громкая музыка.

 

Также можно выполнять  задания без мячей. В этом случае тренер просит группу в максимально  быстром темпе поменять положение  рук: левой рукой держать скатерть, а правой  рукой держать веревку. При этом должны выполняться два прежних условия: ни веревка, ни шары не должны падать на пол.

Если участники устали держать скатерть, они могут положить, ее, но так, чтобы шарики не упали  на пол. Уровень сплоченности группы определяется количеством шариков, которые остались на скатерти после  завершения упражнения.

Обсуждение происходит в  кругу. Тренер просит участников поделиться своими впечатлениями об этой игре. Какие факторы способствовали, а  какие мешали выполнению задания? Что  можно было бы сделать лучше? Каких  результатов достигла группа?

Упражнение  «Акростихи».

Ведущий предлагает написать поэму «Общение», но сделать это  необычным способом. Сначала написать слово в столбик.

О

Б

Щ

Е

Н

И

Е

Каждая буква – это  начало строчки, количество слов в котом произвольное. Время выполнения упражнения 10 минут.

По окончании задания  каждый участник читает в слух созданную поэму, остальные высказывают свое мнение.

Ведущий может задавать вопросы: «Что вы чувствовали, когда писали текст? Какая, на ваш взгляд, главная идея заключена в представленных поэмах?»  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

 

 

 

 

 

 

Модель  занятия  с элементами тренинга

«Конфликт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели: познакомить детей с понятием «конфликты»; выработать навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Игра – приветствие.

Содержание. Все участники  рассчитываются на 1,2,3,4. Участник с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упирается руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – кладут левою руку на левое бедро, правою -  на правое колено, локти согнутых рук отведены в стороны; №4 – держат сложенные крест – накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

После того как все участники  примут исходное положение, тренер предлагает им по определенному сигналу поздороваться  как можно с большим количеством  присутствующих, назвав при этом свое имя  и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ведущий собирает участников в 4 подгруппы, и они приветствуют друг друга внутри каждого из них (здороваются первые номера только с первыми, вторые со вторыми и  т.д.).

Игра  «Охота на тигра».

Содержание. Все участники  встают в круг. Выбирается водящий  – охотник, который  отходит в  сторону, поворачивается к остальным  спиной и считает до десяти. В  это время участники предают  друг другу в руки маленькую игрушку (тигра). По окончании счета тот, у  кого находиться тигр, вытягивает руки вперед, закрывая игрушку ладонями.  Остальные участники делают тоже самое. Задача охотника найти тигра с трех попыток. После этого охотник выбирает нового водящего. Если кто- то из участников не хочет быть охотником, в то время как его выбрали на эту роль, он может попросить своего друга поводить вместо него. Но только попросить - не приказать и не заставить! Если тот,

кого просят, отказывается (а он имеет на это полное право!), то можно обратиться с аналогичной  просьбой к группе. Это правило, мы рекомендуем выполнять на протяжении всего цикла занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

 

 

 

 

 

 

«Игры на формирование межличностных отношений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    •  «Найди друга» (для детей 5 лет)

Упражнение выполняется  среди детей или же между родителями и их детьми. Одной половине завязываются глаза, предлагают походить по помещению, где нужно найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно  с помощью рук, используя прикосновения, ощупывания волос, одежды и т.д. Когда  друг найден, игроки меняются ролями.

    • «Секрет» (для детей 6 лет)

Всем участникам ведущий  раздает по «секрету» из красивого  сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы…) кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению  и, разъедаемые любопытством, находят  способ уговорить каждого, показать ему свой секрет.

Ведущий следит за процессом  обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

    • «Рукавички» (для детей  5 лет)

Для игры потребуется вырезанные из бумаги рукавички, количество пар  соответствует количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички  с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по помещению. Дети расходятся по залу, отыскивают свою пару, отходят в  уголок и с помощью 3-х разноцветных карандашей стараются как можно  быстрее разукрасить совершенно одинаковые рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуется совместная работа в паре, как дети делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

    • «Сочиним историю» (для детей 5 лет)

Участники рассаживаются  по кругу.

Ведущий начинает рассказывать историю «Жили – были…»

Следующий участник продолжает, и так далее по кругу.

Когда очередь снова доходить до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и история продолжается…

    • «Эхо»

Информация о работе Общение как вид деятельности Детей старшего дошкольного возраста