Общение как вид деятельности Детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение проблемы психолого – педагогического общения системно и таким образом более глубоко раскрыть закономерности и формирования личности в процессе общения.
Задачи исследования:
- анализ педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста как одной из фаз формирования личности;
- роль общения в формировании волевых качеств личности;
- исследовать закономерности восприятия и понимания личностью общения как вида деятельности.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические основы общения ……………………………..6
Характеристика общения………………………………………….6
Функции и средства общения…………………………………….9
Глава II. Ребенок и взрослые………………………………………….12
2.1 Формы общения ребенка с взрослыми …………………………..12
2.2 Типы отношений воспитателя с детьми………………………….18
2.3 Стили общения и стили педагогического руководства………..29
2.4 Общение: наука и искусство. ……………………………………34
Глава III Практическая часть………………………………………….37
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………38
3.2. Формирующий эксперимент……………………………………..44
Заключение……………………………………………………………..48
Список литературы…………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

ОБЩЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 116.14 Кб (Скачать)
  • В педагогической деятельности необходимо использовать весь многочисленный репертуар общения, т.е. обмен информацией, организацию взаимоотношений, познание личности ребенка, оказание воздействие.
  • Четко формулируйте конкретную задачу, которую вы решаете в общении и через общение.
  • Продумайте стратегию и тактику общения, отберите возможные приемы взаимодействия и воздействия на сознание и поведение детей. 
  • В процессе общения концентрируйте внимание на реализации своей конкретной задачи, ей подчиняете все свои действия, все свои личностные свойства.
  • общение с детьми важно строить не «от себя», а «от них», тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического видения.
  • Вступая в контакт с воспитанниками, организуйте с ними общение не «по вертикали», сверху вниз (педагог выше воспитанника), а в горизонтальной плоскости (педагог – воспитанник на равных).
  • Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшие изменения в микроклимате группы, не воспринимайте психологическую ситуацию, как нечто стабильное.
  • Будьте инициативны в общении с воспитанниками, помните, что инициатива в общении поможет вам успешнее управлять деятельностью, организовывать сотрудничество.
  • В общении старайтесь чувствовать себя свободно и непринужденно. Никакой скованности, бесцельных движений, извиняющейся улыбки и тому подобное, чтобы выдавало  вашу робость, боязнь, страх.

36

  • Избегайте штампов в общении с детьми: в манере вести себя, в стереотипных реакциях на поведение учащихся, в механическом следовании запланированной схеме разговора и т.п.
  • Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым воспитанникам.
  • Специально думайте над построением своих взаимоотношений с трудными воспитанниками.
  • Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение.
  • Следите за собственной речью, помните, что она – отражение вашей личности.
  • Умейте слушать детей.
  • Чаще улыбайтесь детям. Улыбка говорит о том, что встреча с воспитанниками приятна вам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37

Глава III. Практическая часть.

Опытно – экспериментальное  исследование проводилось на базе ДОУ  №28 с детьми старшего дошкольного  возраста.

Объект исследования является общение, как одна из самых важнейших  фаз формирования личности детей дошкольного возраста как целостный процесс.

Предмет исследования – развитие и формирования личности детей дошкольного возраста в процессе общения.

Цель исследования – изучение проблемы психолого – педагогического общения системно и таким образом более глубоко раскрыть закономерности и формирования личности в процессе общения.

Задачи исследования:

- анализ педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста как одной из фаз формирования личности;

- роль общения в формировании волевых качеств личности;

- исследовать закономерности восприятия и понимания личностью общения как вида деятельности.

Гипотеза: мы предполагаем, что разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста повышает уровень общительности.

 

 

38

Методы исследования: анализ психолого – педагогической литературы, беседа, наблюдение, обследование, анализ полученных данных.

Практическая  значимость:

данная работа может представлять интерес для педагогов, интересующихся теоретической стороной данной проблемы, а так же для родителей детей дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и вообще для всех кто работает с детьми.

3.1. Констатирующий эксперимент.

На первом этапе исследования необходимо было выявить формы общения с взрослыми. При диагностике учитывали две стороны – активность к партнеру (стремление обратить на себя внимание) и чувственность к партнеру, которая выражается (в интересе к его словам и действиям, во взглядах). Для выявления формы общения использовали различные виды взаимодействия в разных ситуациях, моделирующих ту или иную форму общения:

  1. Ситуативно – деловое общение.

Мы использовали совместную игру.

Внесли для  игры игрушки  – кубики, куклы, машины, конструктор.

Мы обращали внимание на способность играть вместе со взрослыми, учитывает ли интересы партнера, увлечен ли совместной деятельностью.

Было установлено: все дети стремятся к ситуативно – деловому общению.

Для выяснения способности  ребенка к познавательному общению провели беседу по поводу прочитанной книги, в которой содержатся новые для ребенка знания – о машинах, животных, птицах.

Затем прочитанное обсуждали по вопросам.

В ходе исследования было отмечено:

39

- дети были увлечены  рассказом воспитателя;

- задавали вопросы (Чем  питаются животные? Какую пользу приносят?), а некоторые делились впечатлениями.

Для выяснения способности  к внеситуативно – личностному общению, мы вели разговор с детьми об отношениях с друзьями.

Задавали вопросы: ( Кто из сверстников ему больше нравится? С кем он чаще всего сорится? Какая любимая сказка? Кто из героев обладает положительными качествами или отрицательными?).

Беседа проводилась без  наглядности.

И так, сопоставляется поведение  ребенка в разных ситуациях,  мы имели ввиду следующие ситуации:

- выбор ситуации общения;

- активность ребенка в  разных ситуациях: его разговорчивость,  способность проявить инициативу  и развивать тему общения;

- чувствительность к словам  и действиям партнера, способность  слышать высказывания другого  и адекватно отвечать на них;

- общий интерес и настроение  ребенка: его сосредоточенность  на теме общения, раскованность,  эмоциональный комфорт;

- время в течение которого ребенок может (хочет общаться).

Ф.И. ребенка

Ситуативно –

деловое общение

Познавательное общение

Внеситуативно – личностное общение

1

Варюхин Егор

3

2

1

2

Коновалов Матвей

3

2

2

3

Наумов Ярослав

2

2

1

4

Есина Александра

3

3

3

5

Кукин Владимир

3

3

2

40

6

Карягина Александра

2

1

1

7

Суханова Юлия

3

3

3

8

Липатов Игнат

3

2

1

9

Корнев Егор

3

3

2

10

Анна

1

1

0


Оценивали по следующей шкале:

0 – полное отсутствие  данного качества;

1 – слабое выраженность качества (отдельные проявления);

  1. – средняя выраженность качества;
  2. – сильная выраженность качества.

Результаты  исследования по ситуативно – деловому общению:

- полное отсутствие данного  качества – 0%;

- слабая выраженность  качества – 10%;

- средняя выраженность  качества – 20%;

- сильная выраженность  качества – 70%

Результаты  исследования по познавательному общению:

- полное отсутствие данного  качества – 0%;

- слабая выраженность  качества – 20%;

- средняя выраженность  качества – 40%;

- сильная выраженность  качества – 40%

Результаты  исследования по внеситуативно - личностному общению

41

- полное отсутствие данного  качества – 10%;

- слабая выраженность  качества – 40%;

- средняя выраженность  качества – 30%;

- сильная выраженность  качества – 20%

Нами был использован  тест для родителей по выявлению уровня коммуникативных навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. (см. Приложение №1). Количество опрошенных родителей – 10 человек.

Родителям были заданы следующие  вопросы:

- как часто ваш ребенок применяет слова вежливости в общении с друзьями?;

- как ваш ребенок устанавливает контакт со сверстниками?;

 - как ваш ребенок ведет себя в разговоре со сверстниками?;

- как ребенок ведет себя по отношению к сверстнику, когда тот чем - то расстроен?;

 - как ведет себя ваш ребенок, когда друг делится с ним чем – то радостным?;

- когда ваш ребенок чем – то опечален, или наоборот чему – то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?;

 - может ли ваш ребенок выражать свое настроение  словами «Мне грустно», «мне весело» и т.д.; как чаще ведет себя ваш ребенок в конфликтной ситуации?; - опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого – то произносятся не этичные слова, дразнят?;

- как чаще всего ведет ваш ребенок, когда кто – то из детей оскорбляет, обзывает его?;

 - как ребенок реагирует на наказания?.

По итогам проведенного теста было выявлено что:

Большинство ответов  «А» составило 50%( У вашего ребенка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко

42

налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребенок адекватно вдет себя в конфликтных ситуациях.)

Большинство ответов  «Б» составило 20% (У ребенка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми), любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет.)

Большинство ответов  «В» составило 30% (На первый взгляд можно сказать, что ребенок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идет первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При ощени много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребенок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него все хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.)

 

43

Нами был использован  тест для педагогов «Проверьте себя» (см. Приложение №2). Количество опрошенных педагогов – 5 человек.

Педагогам были заданы следующие  вопросы:

- вы любите больше слушать, чем говорить?

- вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

- вы всегда внимательно слушаете собеседника?

- вы любите давать советы?

- если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику?

- раздражаетесь ли вы, когда вас не слушают?

- у вас есть собственное мнение по любому вопросу?

- если тема разговора вам незнакома, станете ли вы ее развивать?

- вы любите быть центром внимания?

- если хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

- вы хороший оратор?

По итогам проведенного теста было выявлено что:

1 педагог заработали 3 балла – это значит, что с ними тяжело общаться (они или молчун, или настолько общительны, что их избегают).

2 педагога заработали по 7 баллов – это значит, что они не слишком общительны, но достаточно внимательный собеседник, хороший слушатель.

Информация о работе Общение как вид деятельности Детей старшего дошкольного возраста