Общение как вид деятельности Детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение проблемы психолого – педагогического общения системно и таким образом более глубоко раскрыть закономерности и формирования личности в процессе общения.
Задачи исследования:
- анализ педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста как одной из фаз формирования личности;
- роль общения в формировании волевых качеств личности;
- исследовать закономерности восприятия и понимания личностью общения как вида деятельности.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические основы общения ……………………………..6
Характеристика общения………………………………………….6
Функции и средства общения…………………………………….9
Глава II. Ребенок и взрослые………………………………………….12
2.1 Формы общения ребенка с взрослыми …………………………..12
2.2 Типы отношений воспитателя с детьми………………………….18
2.3 Стили общения и стили педагогического руководства………..29
2.4 Общение: наука и искусство. ……………………………………34
Глава III Практическая часть………………………………………….37
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………38
3.2. Формирующий эксперимент……………………………………..44
Заключение……………………………………………………………..48
Список литературы…………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

ОБЩЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 116.14 Кб (Скачать)

Все невербальные средства общения делятся на следующие  группы:

- кинетические, т.е. зрительно  воспринимаемые   (мимика, поза, жесты,  походка, взгляд);

 

 

11

- просодические, т.е. ритмико – интонационные стороны речи (высота тона, громкость, тембр, сила ударения) и экстралингвистические – включение в речь пауз, вздохов смеха, плача и т.д.;

- такесенические, т.е. динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя;

- проксемические, т.е. ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними (дистанцирование).

Итак, невербальные средства общения помогают в создании образа партнера по общению, служат для уточнения, а иногда и изменения смысла вербального  сообщения, для придания или усиления эмоциональной окрасок сказанного.

Несмотря на важность неречевых  способов передачи информации, смысл  сообщения, его содержание передается все – таки вербальным, или речевым, способом.

Умение правильно говорить, или ораторскому искусству, обучали  еще в Древней Греции. В настоящее  время ему посвящено большое  количество публикаций, поэтому кратко остановлюсь на самых существенных моментах, позволяющих сделать речь более красивой     и убедительной:

- речь должна быть четкой, тон – умеренным;

- необходимо интонационно  усиливать, выделять важные слова  и подчинять им неважные;

- смена темпа речи придаст  ей выразительность;

- до и после важных  мыслей необходимо сделать паузу.

 

 

 

 

 

12

Глава II. Ребенок  и взрослые.

2.1. Форма общения  ребенка с взрослыми.

Общение с взрослым имеет  исключительное значение для ребенка  на всех этапах детства. Но особенно важно  оно является в первые семь лет  его жизни, когда закладываются  все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми.

Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в  общении. В первые две – три  недели он не видит и не воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянно разговаривают с ним, ласкают его, ловят на себе его  блуждающий взгляд. Именно благодаря  любви близких взрослых, которая  выражается в этих, на первый взгляд бесполезных,

действиях, в конце первого месяца жизни младенцы начинают видеть взрослого, а потом и общаться с ним.

Потребность во внимании взрослого  – первая и основная потребность  в общении – остается  у  ребенка на всю жизнь.

Ситуативно – личностная форма общения остается главной и единственной от рождения до шести месяцев жизни.

В этот период общение младенца с взрослым протекает вне какой – либо  другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка.

Во втором полугодии жизни  при нормальном развитии ребенка  внимания взрослого уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый человек, сколь предметы, с ним связанные. В этом возрасте складывается новая  форма общения ребенка с взрослым – ситуативно – деловая и связанная с ней потребность в деловом сотрудничестве. Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе,  не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что

13

у него есть разные предметы и он  умеет что – то  с ними делать. «Деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план.

Средства общения на этом этапе также существенно обогащаются. Ребенок уже может самостоятельно ходить, манипулировать предметами, принимать  различные позы.  Все это приводит к тому, ч то экспрессивно – мимическим добавляются предметно – действенные средства общения – дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. 

Сначала дети тянутся только к тем предметам и игрушкам, которые показывают им взрослые. В  комнате может находиться много интересных игрушек, но дети не будут обращать на них никакого внимания и начнут скучать среди этого изобилия. Но как только взрослый (или старший ребенок) возьмет одну из них и покажет, как можно с ней играть: двигать машину, как может прыгать собачка, как можно причесывать куклу и пр. – все дети потянутся именно к этой игрушке, она станет самой нужной и интересной. Это происходит по двум причинам.

Во – первых, взрослый человек остается для ребенка центром его предпочтений, в силу этого он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы становятся нужными и предпочтительными потому, что они – в руках взрослого.

Во – вторых, взрослый  показывает детям, как можно играть в эти игрушки. Сами по себе игрушки (как и вообще любые предметы) никогда не подскажут, как ими  можно играть или пользоваться. Только другой, старший человек, может показать, что на пирамидку нужно надевать колечки, что куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков можно построить башню. Без такого показа ребенок просто не знает, что делать с этими предметами, а потому и не тянется к ним. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать, что можно делать с ними и как играть.

14

Только после этого  игра детей становится  содержательной и осмысленной. Причем, показывая  те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему  в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные  действия. Такие совместные игры с  предметами и представляют с собой  деловой общение или сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность  в сотрудничестве является основной для ситуативно – делового общения.

Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка с  взрослым, который существенно отличается от двух предыдущих. Две первые формы  общения были ситуативными, потому что основное содержание этого общения  непосредственно присутствовало в  конкретной ситуации. И хорошее отношение  взрослого, выраженное в его улыбке и ласковых жестах (ситуативно – личное общение), и предметы в руках взрослого, которые можно увидеть, потрогать, рассмотреть (ситуативно – деловое общение), находились рядом с ребенком, перед его глазами.

Содержание следующих  форм общения уже не ограничивается  наглядной ситуацией, а выходит  за ее пределы. Предметом общения  ребенка с взрослым могут стать  такие явления и события, которые  нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия.  Например, они могут  говорить о дожде, о том, что светит солнце, о птицах, которые улетели  в далекие страны, о устройстве машины и пр. С другой стороны, содержанием общения могут стать собственные переживания, цели и планы, отношения, воспоминания  и пр. Все это также нельзя увидеть глазами и почувствовать руками, однако через общение с взрослым все это становится вполне реальным, значимым для ребенка. Очевидно, что появление внеситуативного общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника.

 

15

Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Ведь речь – это единственное универсальное средство, позволяющее человеку создавать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами ребенка, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия. Такое общение, содержание которого выходит за приделы воспринимаемой  ситуации, называется внеситуативным.

Существует две формы  внеситуативного общения – познавательная и личностная.

При нормальном ходе развития познавательное общение складывается примерно к четырем – пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой  и неживой природы. Детей этого возраста интересует все: почему елки от людей убегают, почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба, из чего делают бумагу и т.д. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником  новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг.

Детские представления о  мире  надолго остаются в памяти человека. Поэтому ответы взрослого не должны искажать действительн6ости и допускать в сознание ребенка все объясняющие волшебные силы. Несмотря на простоту и доступность, эти ответы должны отражать реальное положение вещей. Главное, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность – потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества с взрослыми. Ему нужно серьезное, уважительное отношение у его вопросам, интересам и действиям.

 

16

Потребность и уважении, в признании взрослым становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению.

Лучший способ  научить  чему – то дошкольника, править ему  интерес к какому – тол занятию  – это поощрять его успехи, хвалить  его действия.

Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей.  Человеческие отношения,  нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь  животных или явления природы. Что  можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а  что плохо – эти и другие  подобные вопросы уже волнуют  старших дошкольников.  И ответы на них опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше родители постоянно 

говорили детям, как нужно  вести себя , что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть – семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте внеситуативно – личностная форма общения.

В старшем дошкольном возрасте внеситуативно – личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность.  Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Все это сближает эту форму общения с тем примитивным личностным (но ситуативным) общением, которое наблюдается у младенца. Однако личность взрослого воспринимается дошкольником совсем по – другому, чем младенцем.  Старший партнер является для ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными

17

качествами (семейным положением, возрастом, профессией и пр.) Все эти качества важны для ребенка. Кроме того, взрослый – это компетентный судья, знающий, «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.

Внеситуативно – личностное общение имеет  важное значение для развития личности ребенка. Это значение заключается в следующем. Во – первых, ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во – вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием  сознательного управления

своим поведением. В –  третьих, в личностном общении дети  учатся различать  роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т.д. – в соответствии с этим по –  разному строить свои отношения в общении с ними.

Таковы основные формы  общения ребенка с взрослым в дошкольном возрасте. При нормальном развитии ребенка каждая из этих форм общения складывается в определенном возрасте. Так, первая, ситуативно – личностная форма общения возникает на втором месяце жизни и остается единственной до шести – семи месяцев. Во  втором полугодии жизни формируется ситуативно – деловое общение с взрослым, в котором главное для ребенка – совместная игра с предметами. Это общение остается главным примерно до четырех лет. В возрасте четырех – пяти лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать с взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно – познавательное общение. А в шесть лет, то есть к концу дошкольного возраста, возникает речевое общение с взрослым на личностные  темы.

 

 

 

18

    1. Типы отношения воспитателя с детьми.

Традиционно в общении  выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности).

Эти функции общения в  педагогической деятельности реализуется  в единстве, но для раскрытия сущности каждой из них рассмотрим их отдельно.

Педагогическое общение  – это прежде всего коммуникация – передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога. Обмен информацией – самый трудный, особенно для начинающего педагога, аспект педагогической деятельности. Эффективность коммуникации зависит от многих условий. Важно прежде всего обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанниками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения.

Информация о работе Общение как вид деятельности Детей старшего дошкольного возраста