Общение как вид деятельности Детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение проблемы психолого – педагогического общения системно и таким образом более глубоко раскрыть закономерности и формирования личности в процессе общения.
Задачи исследования:
- анализ педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста как одной из фаз формирования личности;
- роль общения в формировании волевых качеств личности;
- исследовать закономерности восприятия и понимания личностью общения как вида деятельности.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические основы общения ……………………………..6
Характеристика общения………………………………………….6
Функции и средства общения…………………………………….9
Глава II. Ребенок и взрослые………………………………………….12
2.1 Формы общения ребенка с взрослыми …………………………..12
2.2 Типы отношений воспитателя с детьми………………………….18
2.3 Стили общения и стили педагогического руководства………..29
2.4 Общение: наука и искусство. ……………………………………34
Глава III Практическая часть………………………………………….37
3.1.Констатирующий эксперимент……………………………………38
3.2. Формирующий эксперимент……………………………………..44
Заключение……………………………………………………………..48
Список литературы…………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

ОБЩЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 116.14 Кб (Скачать)

Прежде всего общение выступает как предпосылка, настрой к деятельности, формирует положительную установку на совместные действия. В общении выявляется, зачем, почему воспитанники должны включиться в деятельность. При этом педагог не предлагает цель учащимся, а совместно с ними ее определяет, стремится к тому, чтобы цель деятельности была понята и внутренне принята детьми.

Не менее значимо общение  в организации деятельности. Важно  не предлагать учащимся готовые формы  и методы работы, а определить их  в творческом поиске, общими усилиями педагогов и воспитанников. Общение  в сотрудничестве упорядочивает  действие педагога и действия учащихся. Оно стимулирует, координирует процесс  деятельности, создает эмоциональную  атмосферу, способствует формированию положительных отношений. 

 

28

Обязательно общение и  при завершении деятельности, при подведении итогов взаимодействия (занятия, похода, тренировки). При этом важно сочетание оценки и самооценки совместных действий, прогнозирование деятельности и воспитанников, и педагога.

Педагогическое общение, проникая в деятельность, обогащает  субъектов, участвующих в ней.

Взаимодействия требует  четкого определения позиции  воспитанников и педагогов, учета  индивидуальных особенностей общающихся сторон, уровня развития учащихся и  меры актуализации личностных потенциалов педагогов. Педагог выступает «то как активный, то как пассивный участник взаимодействия» (Н.Ф. Радионова). В процессе взаимодействия важно формировать чувство «мы», формировать эмоциональное единство педагога и учащихся: вместе «анализируйте текст» - «сегодня мы займемся анализом текста», вместо «подумайте» - «подумаем вместе».

В процессе взаимодействия возникает взаимопонимание, взаимопонимание  и, что особенно важно, формируется  взаимоотношения. Сложившиеся отношения  – благополучные и неблагополучные  – сказываются на личностных образованиях воспитанников: их самостоятельности, творческой активности, нравственных ориентациях, эмоциональном восприятии деятельности.

Совместная деятельность не гарантирует успеха в формировании  правильных отношений. В создании положительного фона отношений особо значимо  «наличие общих интересов, идей, единства взглядов на цели и задачи совместной деятельности, взаимовлияние, творческое общение»

 

29

Выделенные информационная, перцептивная, интерактивная функции общения и реальной педагогической деятельности взаимосвязаны. Педагог познает воспитанников и при обмене информацией, и в совместных действиях. Взаимодействие невозможно без коммуникации  и понимания общающихся.

Следует подчеркнуть, что  реализация обозначенных  функций  общения во многом определяется нравтственно – эстетическими установками педагога – такими как гуманизм, оптимистический подход к личности, признание ее самобытности.

    1. Стили общения и стили педагогического руководства.

Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от стиля общения и стиля руководства  воспитанниками.

Что такое стиль общения? Чтобы ответить на их вопрос, обратимся  к наиболее общему толкованию понятия  «стиль».

Стиль – это совокупность приемов, способов работы, это характерная  манера поведения человека. По определению  психолога А.А. Бодалева, стиль – это индивидуально – своеобразная манера действования.

Стиль  общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Исходя из этого, В.А. Кан – Калик писал: «Под стилем общения мы понимаем индивидуально - типологические особенности социально – психологического взаимодействия педагога и обучающихся» (8, с.97)

Стилевые особенности  педагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его компетентности, коммуникативной культуры, эмоционально – нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обученности, воспитанности и особенностей ученического коллектива, с которым воспитатель вступает в контакт.

30

Рассмотрим типичные стили  педагогического общения, характеристика которых дана В.А. Кан – Каликом (8,  с. 97-101)

Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля – единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.

Эффективен и стиль  педагогического  общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе  к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности».

В выделенных стилях общения  взаимодействия «воспитатель – воспитанник» рассматривается как двустороннее субъект – субъективное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. В учебно - воспитательном процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности.

В системе взаимоотношений  педагогов и воспитанников в обучении и воспитании распространен стиль общение – дистанция. Начинающие педагоги часто используют этот стиль для самоутверждения в ученической среде. Дистанция должна существовать, она необходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции. На важность этого момента указывал А.С. Макаренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении.

Выделяют негативные стили  общения. К ним можно отнести: а) общение – устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на

31

беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, что делать нельзя; при этом стиле  не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества; б) общение – заигрывание, основанное  на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта коммуникативной культуры; в) общение – превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.

Отрицательные стили общения  ориентированы на субъект – объект отношения, т.е. в них преобладает  позиция педагога, рассматривающего воспитанников как объект воздействия.

Стили педагогического общения  находят свое выражение в стилях педагогического руководства.

Стиль педагогического руководства  проявляется в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих  способах взаимодействия с личностью  коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения.

Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая   авторитарный, демократический и либеральный стили.

При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых , в позиции объектов педагогического воздействия.

32

Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма  обращения – указание, поучение, приказ, инструкция, окрик.  Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.

Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».

Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает  инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношении он воздвигает, по словам Г.И. Щукиной, непроницаемую  стену, смысловой и эмоциональный  барьеры между учителем и учениками.

При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно – эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением,   учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения – совет, рекомендация, просьба.

Данный стиль руководства  можно выразить словами: «Вместе  задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».

Этот стиль располагает  воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую  адекватною самооценку и, и что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.

При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется

33

желанием избежать сложных  ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения – увещевания, уговоры.

Этот стиль ведет к  панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности  воспитанников. При таком стиле  руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель – ученик».

Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так  и пусть идет».Заметим, что в чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко.

Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в  деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля  руководства, например, при организации  сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы  при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция  невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.

Таким образом, стиль руководства  педагога характеризуется гибкостью, вариативностью,  зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет  дело – с младшими школьниками  или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

    1. Общение: наука и искусство.

Рассматривая общение  как сущностную основу педагогической деятельности, необходимо ответить еще  на один вопрос: «Общение – это наука  или искусство?»

Когда мы задали этот вопрос студентам педагогического университета, большинство убежденно ответили, что общение с воспитанниками  - это наука и искусство. Нельзя не согласиться с ними. Почему?

Очень важны знания научных  основ общения: его структуры, видов, форм, средств, стилей, технологии. Но ни в какие  алгоритмы живое общение  педагога с воспитанниками не укладывается. Сформулировать неизменные правила  общения без учета ситуации, конкретных условий, возраста, индивидуальных особенностей педагога и воспитанников невозможно. Личность требует личностного общения, при внешней схожести разных педагогических ситуаций, действия педагога в них неповторимы. Общение - исключительно индивидуально-творческая  сфера личности. Знания же

являются  базисом искусства  общения. Творчество педагога в использовании  научных основ общения с учетом личностных качеств и есть искусство.

Ранее мы говорили о стилях руководства.  Педагог – мастер своего дела  и демократичен, и  авторитарен, и либерален одновременно. Искусство его общения с воспитанниками состоит в том, чтобы определить, каким быть стилю руководства  в конкретной учебно – воспитательной ситуации.

Искусство общения лежит  в основе профессионального успеха и обусловлено оно развитием  у педагога  комплекса умений: управлять своим поведением, своими чувствами, уметь наблюдать, переключать  внимание, понимать и учитывать душевное состояние воспитанников, мотивы действий, поступков, оценок, уметь «читать  по лицу», подать сея в общении с другими, уметь устанавливать речевой и неречевой контакт с учащимися.

 

 

35

Искусству общения надо учиться, но «нельзя научить человека приемам  общения, если он не чувствует сея  педагогом, если он, откровенно говоря, не любит детей, не любит профессии», - утверждает А.А. Леонтьев (10,с.11)

Тем, кто любит детей, кто  ориентирован на педагогическую деятельность, предлагаем мудрые советы известных  педагогов  и психологов.

Информация о работе Общение как вид деятельности Детей старшего дошкольного возраста