Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические основы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста;
2. изучить критерии и уровни нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста;
3. выявить и экспериментально обосновать методы и приемы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста..docx

— 107.42 Кб (Скачать)

Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного  возраста

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей  детей младшего школьного возраста

1.1 Психолого-педагогическая  характеристика детей младшего  школьного возраста

1.2 Сущность понятий «нравственное  воспитание» и «нравственные  ценности»

1.3 Критерии и уровни  нравственной воспитанности младших  школьников

Выводы по 1 главе

Глава 2. Педагогические условия  воспитания нравственных ценностей  у детей младшего школьного возраста

2.1 Использование метода  этической беседы как средства  воспитания нравственных ценностей

2.2 Методы и приемы воспитания  нравственных ценностей детей  младшего школьного возраста

2.3 Совместная работа школы  и семьи по воспитанию нравственных  ценностей у детей младшего  школьного возраста

2.4 Педагогический эксперимент

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

Введение

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем  России, о ее молодежи. В настоящее  время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного  воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается  в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными  чертами личности.

Во-вторых, в современном  мире маленький человек живет  и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства  ребенка, на еще только формирующуюся  сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование  не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям  на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными  знаниями важно и потому, что они  не только информируют младшего школьника  о нормах поведения, утверждаемых в  современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения  норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной  школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить  свою деятельность в соответствии с  интересами окружающих его людей. Решение  этой задачи связано с формированием  устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция  начальной школы в системе  непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими  звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления  и развития личности ребенка.

Исследуемая нами проблема нашла  отражение в фундаментальных  работах Н.М. Трофимовой, Я.И. Колдунова, И.Ф.Харламова и др., в которых  выявляется сущность основных понятий  теории нравственного воспитания, указываются  способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного  воспитания.

Актуальность данного  вопроса обосновывает выбор темы нашей работы: «Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного  возраста».

Цель исследования: выявить  педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Объект исследования: процесс  воспитания нравственных ценностей  детей младшего школьного возраста

Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных ценностей  детей младшего школьного возраста

Задачи исследования:

1. рассмотреть теоретические  основы воспитания нравственных  ценностей у детей младшего  школьного возраста;

2. изучить критерии и  уровни нравственной воспитанности  у детей младшего школьного  возраста;

3. выявить и экспериментально  обосновать методы и приемы  воспитания нравственных ценностей  у детей младшего школьного  возраста.

Гипотеза исследования: Воспитание нравственных ценностей у детей  младшего школьного возраста будет  эффективным, если:

- учитываются возрастные  и индивидуальные особенности  детей;

- учитель владеет методами  и приемами, которые направлены  на воспитание нравственных ценностей  у детей младшего школьного  возраста;

- работа по воспитанию  нравственных ценностей проводится  совместно с семьей (родителями).

Методы исследования: теоретический  анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных педагогического  эксперимента.

 

Глава 1. Теоретические  основы воспитания нравственных ценностей  детей младшего школьного возраста

1.1 Психолого-педагогическая  характеристика детей младшего  школьного возраста

Границы младшего школьного  возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются  в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность  систематического обучения в школе.[Фридман, 2001: 58]

Начало обучения в школе  ведет к коренному изменению  социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом  и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими  людьми. Безусловный авторитет взрослого  постепенно утрачивается и к концу  младшего школьного возраста все  большее значение для ребенка  начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики  детей на данном возрастном этапе. В  рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной  деятельности, столь сильная в  первом классе, начинает снижаться. Это  связано с падением интереса к  учебе и с тем, что у ребенка  уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для  того чтобы этого не происходило  учебной деятельности необходимо придать  новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает  того, что младший школьник активно  включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр  сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего  мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и  все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

На протяжении младшего школьного  возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное  развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем  внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и  распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять  внимание и выполнять произвольно  заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические  процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает  черты произвольности, становясь  сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст  сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому  целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью  является в этот период наиболее эффективной. Выделяют 13 мнемических приемов, или  способов организации запоминаемого  материала: группировка, выделение  опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.

Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется  в одном из основных видов учебной  деятельности школьника — в пересказе  текста. Психологи исследовавшие  особенности устного пересказа  у младших школьников, заметили, что краткий пересказ дается детям  гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко — это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют.

Отмеченные особенности  мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности  в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных  заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится  механическое заучивание материала  без его понимания. Дети воспроизводят  текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь — выполнение нового задания  тем же способом, каким выполнялось  какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного  процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у  товарищей и т. д.

В этом возрасте происходит появление и другого важного  новообразования — произвольного  поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать  в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные  ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это  связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию  в группе сверстников. То есть их по ведение так или иначе, связано  с основным мотивом, доминирующем в  этом возрасте — мотивом достижения успеха.

С формированием у младших  школьников произвольного поведения  тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Ребенок способен оценить  свой поступок с точки зрения его  результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим  образом. Появляется смыслово-ориентировочная  основа в поступках, это тесно  связано с дифференцированностью  внутренней и внешней жизни. Ребенок  способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет  соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка  становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано  с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с  окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Ребенок начинает активно  размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок  не такой, как внутренне. Именно эти  изменения в личности ребенка  часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что  хочется, к капризам. «Негативное  содержание этого возраста проявляется  в первую очередь в нарушении  психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.».

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок  в этом возрасте очень сильно подвержен  внешнему влиянию. Именно благодаря  этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских  интересов играет учитель, хотя степень  их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к  достижениям. Поэтому основным мотивом  деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого  мотива — мотив избегания неудачи.

В сознании ребенка закладываются  определенные нравственные идеалы, образцы  поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для  того, что бы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение  взрослого к поступкам ребенка  определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок  постоянно общается с учителем и  одноклассниками по законам четко  формулируемых правил.

Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста