Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:40, реферат
Цель исследования: выявить  педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические  основы воспитания нравственных  ценностей у детей младшего  школьного возраста;
2. изучить критерии и  уровни нравственной воспитанности  у детей младшего школьного  возраста;
3. выявить и экспериментально  обосновать методы и приемы  воспитания нравственных ценностей  у детей младшего школьного  возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей  детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая  характеристика детей младшего  школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное  воспитание» и «нравственные  ценности»
1.3 Критерии и уровни  нравственной воспитанности младших  школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия  воспитания нравственных ценностей  у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода  этической беседы как средства  воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания  нравственных ценностей детей  младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы  и семьи по воспитанию нравственных  ценностей у детей младшего  школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика (см. Приложение «Инструкция к таблице «сводный лист»).
Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми.
Для краткости выражения результатов, использования в целях коррекции мы фиксировали их в сводном листе (см. Приложение таблицу 2).
Расшифровка таблицы представлена в приложении «Инструкция по сводному листу».
В столбцах «Показатели нравственной воспитанности» фиксируется тот уровень, который преобладает на данный момент у конкретного ребенка.
Преобладание ярких проявлений (3 уровень) отражает самостоятельность, высоконравственность деятельности и поведения, признаки продуктивного, деятельного характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок».
Преобладание признаков 2 уровня: ребенок недостаточно самостоятелен, и не всегда саморегулирует свою деятельность, активную нравственную позицию. В этом случае «воспитанный ребенок».
Преобладание признаков 1 
уровня: преобладание внешней регуляции 
его деятельности и отношений. Такой 
обучающийся нуждается в 
Преобладание отрицательных проявлений, вредных привычек в поведении ребенка характеризует его как невоспитанного.
По результатам анализа «Сводного листа была составлена гистограмма представленная на рис. 1.
Рисунок 1. – Распределение учащихся 3 «А» класса по группам в зависимости от уровней нравственной воспитанности
Из представленной диаграммы 
выявлено, что у обучающихся 3 класса 
преобладают признаки второго уровня 
проявления нравственно-волевых качеств 
личности. Наиболее яркими качествами 
формирующейся нравственности у 
данной возрастной группы детей являются 
отношение к обществу, отношение 
к физическому труду, отношение 
к людям. Следует обратить внимание 
на развитие у ребят отношений 
к умственному труду и 
В ходе формирующего этапа исследовательской работы мы проводили этические беседы:
Обсуждали вопрос о дружбе с героем литературного произведения или фильма.
1. С кем бы хотел подружиться?
2. Почему? Какие качества 
привлекают в герое? (дети хотят 
дружить с сильными личностями, 
желательно со 
3. А кто вам в жизни помогает в трудную минуту?
4. А чем могут помочь 
телевизионные и литературные 
герои? (делается вывод, что помогают 
в трудные минуты близкие люди 
– мама, папа, друзья, родственники. 
Вымышленные герои могут 
Также проводились беседы: «От любви к матери – до любви к Родине»,
«Кого мы называем добрым».
Также мы провели два классных 
часа соответствующих проблеме исследования. 
Цель первого классного часа «Дорогою 
добра»: учить ребят взаимопомощи, 
поддержке, уважению друг к другу, воспитание 
культуре межличностных отношений. 
На классном часе мы с ребятами разбирали 
разнообразные ситуации. Ребята охотно 
вступали в дискуссии делали свои 
выводы, предлагали свои варианты по предложенным 
ситуациям. В целом классный час 
прошел хорошо. На передоложенные ситуации 
«Помочь учителю повесить плакат, 
зажечь свет, стереть с доски, отпереть 
кабинет, раздать тетради, листы, книги», 
ребята отвечали следующим образом. 
«Да, я всегда предлагаю свою помощь 
учителю» (ответили 16 человек). «Я бы предложил 
помощь, но мне кажется, что это 
будет выглядеть как 
На первый взгляд было понятно, что класс привык к такой форме проведения классного часа, ребята хорошо знали как себя нужно вести в той или иной ситуации, имели представления о морали, об этикете, о безнравственных поступках и т.д. Классный руководитель удаляет много времени на нравственное просвещение ребят (походы в театр, проведение классных часов, мероприятий и т.д.).
Цель другого классного часа «Какой я?»: учить ребят взаимному уважению друг к другу, а так же к пожилым людям, воспитание культуре межличностных отношений. Предлагались следующие ситуации: 1. «Выразить почтение к старику». Ребята были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценку на эту ситуацию, как, по их мнению, выражается уважение к пожилым. На мой взгляд, ребята отлично справились с таким видом работы, сценки получились естественными, интересными. 2. «Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита». Так же ребята были разбиты на команды, каждая команда выполняла задание. Можно сделать вывод о том, что ребята хорошо знают правела этикета и умеют применять полученные знания. Руководитель так же участвовал в дискуссиях, помогал ребятам, акцентировал их внимание на той или иной ситуации, так же классный руководитель просил ребят вспомнить некоторые правила этикета. Классный руководитель попросил ребят сделать выводы, а так же сравнить поведение ребят в повседневной жизни. Ребята пришли к выводу, что не всегда руководствуются правилами этикета, и делают безнравственные поступки.
Также мы провели в классе воспитательное дело. Тема воспитательного дела: «Вавилонская башня». Цель: воспитание культуры межличностных отношений, уважение друг к другу, принятие совместных решений, взаимопомощь. Наша задача была в том, что бы сплотить ребят, научить их общаться между собой, уважать мнения друг друга. Ребята активно участвовали в играх, сценках, принимали совместные решения, проявляли уважение к мнению друг друга, действовали сообща.
Также включали учащихся в 
деятельность, направленную на помощь 
другим людям: младшим (первоклассникам, 
своим братьям и сестрам), старшим 
(родителям, учителям, пожилым людям); 
учили заботиться о природе. Мы включали 
учащихся в проблемные ситуации, способствующие 
выработке нравственных поступков 
и закреплению их как привычки 
в поведении. Воспитывающие проблемные 
ситуации – это специально организованные 
педагогом экстремальные 
В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу в классе в этом направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения. В целом класс творческий, любят разыгрывать разные сценки, которые придумывают сами или на основе произведений, поэтому дальнейшую работу можно направить и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоко нравственными людьми.
В рамках контрольного этапа 
педагогического эксперимента мы провели 
аналогичную диагностику и 
Рассмотрим показатели УНВ в сравнительной гистограмме представленной на рис.2.
Рисунок 2 – Сравнительные показатели уровней нравственной воспитанности на контрольном и заключительном этапах эксперимента
Как видно из данной гистограммы динамика роста нравственной воспитанности у младших школьников очевидна.
Сократилось до нуля количество испытуемых относящихся к первому уровню, количество испытуемых относящихся ко второй группе увеличилось на 3 (74%), а также на 1 увеличилось количество учащихся 3 уровня (26%).
Таким образом, наша исследовательская работа показала, что у детей данного класса средний уровень нравственного воспитания. Однако теоретические знания преобладают над практическими умениями. Мы видим, что работу по формированию нравственности надо продолжать.
Выводы по 2 главе
Нравственное воспитание 
младших школьников является одной 
из сложнейших задач учителя. Для 
решения этой задачи учителю требуется 
не только знание предметов начальных 
классов и методики их преподавания, 
но и умение направить свою деятельность 
на формирование нравственного воспитания 
детей. Вопросы нравственного 
Нравственное воспитание, ориентированное на воспитание нравственных ценностей, рассматривается в педагогике в качестве важнейшей цели воспитания на основе воспитания, развития, саморазвития жизненного опыта и его осмысление усилиями самого воспитанника. В различные исторические периоды развития в обществе складываются многообразные нравственные ценности, их объединяет то, что они обращены к человеческому началу, основаны на личностном опыте, представляют собой совокупность общих принципов, норм поведения учащихся по отношению друг к другу, природе, обществу во имя добра (во благо). Сформированные нравственные ценности позволяют определить ценностные нравственные ориентиры младших школьников, стремление к идеалу, они выполняют регулирующую функцию в жизнедеятельности учащихся.
В современных условиях воспитание нравственных ценностей в деятельности классного руководителя может быть успешным при условии ориентации на системный, деятельностный, проблемно-целевой и личностный подходы к воспитанию; соответствующего уровня педагогической культуры классного руководителя, родителей; использование специального педагогического инструментария для диагностики сформированности нравственных ценностей учащихся и определения уровня воспитанности школьников.
Проведенное нами исследование показало, что работа проделанная в ходе формирующего этапа исследования способствовала повышению уровня нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста: сократилось до нуля количество испытуемых относящихся к первому уровню, количество испытуемых относящихся ко второй группе увеличилось на 3 (74%), а также на 1 увеличилось количество учащихся 3 уровня (26%). Следовательно, можно сделать следующий вывод, что теоретические знания у ребят преобладают над практическими умениями и стала явной необходимость продолжения работы по формированию нравственной воспитанности детей.
 
Заключение
Специфика воспитания нравственных ценностей у младших школьников заключается в возрастных особенностях развития учеников, закономерностях, механизмах и логике данного процесса.
Логика формирования нравственных ценностей включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и проекция (или актуализация ценности в совместной деятельности).
Благоприятны для развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста следующие особенности деятельности: добровольность участия, активность и самостоятельность детей, привлекательность содержания деятельности, творчество; личностная ориентированность работы педагога, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в целостном педагогическом процессе учебной и внеучебной деятельности.
В подтверждение теоретических положений нами был проведен педагогический эксперимент, на основе результатов которого нами сделаны следующие выводы. Эффективность воспитания нравственных ценностей школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационного, содержательного, операционного.
Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста в сторону увеличения.
Опытная работа в школе №8 г.Ленинска-Кузнецкого показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном 3 «А» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону "актуального развития".
Этой работой мы подтвердили "закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: "Если человека учат добру - ...в результате будет добро". Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста