Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические основы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста;
2. изучить критерии и уровни нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста;
3. выявить и экспериментально обосновать методы и приемы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста..docx

— 107.42 Кб (Скачать)

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся  качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Полученные в ходе диагностики баллы  суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний  балл). Полученные средние баллы  по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика (см. Приложение «Инструкция к таблице «сводный лист»).

Таким образом, формируется  оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний  балл, выявляемый с помощью «сводного  листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения  дел в классе и предусмотреть  целенаправленную работу как с классом  в целом, так и с отдельными детьми.

Для краткости выражения  результатов, использования в целях  коррекции мы фиксировали их в  сводном листе (см. Приложение таблицу 2).

Расшифровка таблицы представлена в приложении «Инструкция по сводному листу».

В столбцах «Показатели нравственной воспитанности» фиксируется тот  уровень, который преобладает на данный момент у конкретного ребенка.

Преобладание ярких проявлений (3 уровень) отражает самостоятельность, высоконравственность деятельности и  поведения, признаки продуктивного, деятельного  характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный  ребенок».

Преобладание признаков 2 уровня: ребенок недостаточно самостоятелен, и не всегда саморегулирует свою деятельность, активную нравственную позицию. В этом случае «воспитанный ребенок».

Преобладание признаков 1 уровня: преобладание внешней регуляции  его деятельности и отношений. Такой  обучающийся нуждается в побуждении и контроле. О таких детях говорят: «недостаточно воспитанный ребенок».

Преобладание отрицательных  проявлений, вредных привычек в поведении  ребенка характеризует его как  невоспитанного.

По результатам анализа  «Сводного листа была составлена гистограмма представленная на рис. 1.

Рисунок 1. – Распределение  учащихся 3 «А» класса по группам  в зависимости от уровней нравственной воспитанности

Из представленной диаграммы  выявлено, что у обучающихся 3 класса преобладают признаки второго уровня проявления нравственно-волевых качеств  личности. Наиболее яркими качествами формирующейся нравственности у  данной возрастной группы детей являются отношение к обществу, отношение  к физическому труду, отношение  к людям. Следует обратить внимание на развитие у ребят отношений  к умственному труду и отношения  к себе.

В ходе формирующего этапа  исследовательской работы мы проводили  этические беседы:

Обсуждали вопрос о дружбе с героем литературного произведения или фильма.

1. С кем бы хотел подружиться?

2. Почему? Какие качества  привлекают в герое? (дети хотят  дружить с сильными личностями, желательно со сверхъестественными  возможностями – Человек паук  и Супермен. Считают, что этому  можно научиться, что эти герои,  будучи друзьями, могут прийти  на помощь в трудную минуту)

3. А кто вам в жизни  помогает в трудную минуту?

4. А чем могут помочь  телевизионные и литературные  герои? (делается вывод, что помогают  в трудные минуты близкие люди  – мама, папа, друзья, родственники. Вымышленные герои могут помочь  только показав пример силы  или находчивости в выходе  из критической ситуации).

Также проводились беседы: «От любви к матери – до любви  к Родине»,

«Кого мы называем добрым».

Также мы провели два классных часа соответствующих проблеме исследования. Цель первого классного часа «Дорогою добра»: учить ребят взаимопомощи, поддержке, уважению друг к другу, воспитание культуре межличностных отношений. На классном часе мы с ребятами разбирали  разнообразные ситуации. Ребята охотно вступали в дискуссии делали свои выводы, предлагали свои варианты по предложенным ситуациям. В целом классный час  прошел хорошо. На передоложенные ситуации «Помочь учителю повесить плакат, зажечь свет, стереть с доски, отпереть кабинет, раздать тетради, листы, книги», ребята отвечали следующим образом. «Да, я всегда предлагаю свою помощь учителю» (ответили 16 человек). «Я бы предложил  помощь, но мне кажется, что это  будет выглядеть как подхалимство, смогу только в той ситуации, если в классе никого не будет» (ответили 4 мальчика). «Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните  разговор». Две девочки хорошо справились с этим заданием, беседа проходила  в культурной форме, с извинениями  и т.д.

На первый взгляд было понятно, что класс привык к такой форме  проведения классного часа, ребята хорошо знали как себя нужно вести  в той или иной ситуации, имели  представления о морали, об этикете, о безнравственных поступках  и т.д. Классный руководитель удаляет  много времени на нравственное просвещение  ребят (походы в театр, проведение классных часов, мероприятий и т.д.).

Цель другого классного  часа «Какой я?»: учить ребят взаимному  уважению друг к другу, а так же к пожилым людям, воспитание культуре межличностных отношений. Предлагались следующие ситуации: 1. «Выразить  почтение к старику». Ребята были разбиты  на команды. Каждая команда разыгрывала  сценку на эту ситуацию, как, по их мнению, выражается уважение к пожилым. На мой  взгляд, ребята отлично справились с таким видом работы, сценки получились естественными, интересными. 2. «Пригласить  к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита». Так  же ребята были разбиты на команды, каждая команда выполняла задание. Можно сделать вывод о том, что ребята хорошо знают правела  этикета и умеют применять  полученные знания. Руководитель так  же участвовал в дискуссиях, помогал  ребятам, акцентировал их внимание на той или иной ситуации, так же классный руководитель просил ребят  вспомнить некоторые правила  этикета. Классный руководитель попросил ребят сделать выводы, а так же сравнить поведение ребят в повседневной жизни. Ребята пришли к выводу, что не всегда руководствуются правилами этикета, и делают безнравственные поступки.

Также мы провели в классе воспитательное дело. Тема воспитательного  дела: «Вавилонская башня». Цель: воспитание культуры межличностных отношений, уважение друг к другу, принятие совместных решений, взаимопомощь. Наша задача была в том, что бы сплотить ребят, научить  их общаться между собой, уважать  мнения друг друга. Ребята активно участвовали  в играх, сценках, принимали совместные решения, проявляли уважение к мнению друг друга, действовали сообща.

Также включали учащихся в  деятельность, направленную на помощь другим людям: младшим (первоклассникам, своим братьям и сестрам), старшим (родителям, учителям, пожилым людям); учили заботиться о природе. Мы включали учащихся в проблемные ситуации, способствующие выработке нравственных поступков  и закреплению их как привычки в поведении. Воспитывающие проблемные ситуации – это специально организованные педагогом экстремальные условия  для школьника, включающие в себя рассогласования, противоречия между  требованиями социума и уровнем  развития личности, или между ситуативным  требованием активности личности и  уровнем развития способностей к  осуществлению нравственного выбора, рационализирующих поиск оптимальных  вариантов преодоления моральных  противоречий. В опытно - поисковой  работе мы создавали воспитывающие  проблемные ситуации в ходе обсуждении тех или иных альтернативных выборов  вида деятельности или стиля поведения; при оценке действий и поступков, основанной на принципах нормативной  нравственности; а также при сопоставлении  нормативных положений с конкретными  поведенческими ситуациями; в дискуссии  о том, как нужно поступать  в предлагаемой ситуации.

В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу в классе в этом направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить класс, развить у них  культуру общения, поведения. В целом  класс творческий, любят разыгрывать  разные сценки, которые придумывают  сами или на основе произведений, поэтому  дальнейшую работу можно направить  и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоко нравственными людьми.

В рамках контрольного этапа  педагогического эксперимента мы провели  аналогичную диагностику и составили  таблицу с критериями нравственной воспитанности или «Сводный лист» (см. Приложение таблицу 3).

Рассмотрим показатели УНВ  в сравнительной гистограмме  представленной на рис.2.

Рисунок 2 – Сравнительные  показатели уровней нравственной воспитанности  на контрольном и заключительном этапах эксперимента

Как видно из данной гистограммы  динамика роста нравственной воспитанности  у младших школьников очевидна.

Сократилось до нуля количество испытуемых относящихся к первому  уровню, количество испытуемых относящихся  ко второй группе увеличилось на 3 (74%), а также на 1 увеличилось количество учащихся 3 уровня (26%).

Таким образом, наша исследовательская  работа показала, что у детей данного  класса средний уровень нравственного  воспитания. Однако теоретические знания преобладают над практическими  умениями. Мы видим, что работу по формированию нравственности надо продолжать.

Выводы по 2 главе

Нравственное воспитание младших школьников является одной  из сложнейших задач учителя. Для  решения этой задачи учителю требуется  не только знание предметов начальных  классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали  общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и  насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Нравственное воспитание, ориентированное на воспитание нравственных ценностей, рассматривается в педагогике в качестве важнейшей цели воспитания на основе воспитания, развития, саморазвития жизненного опыта и его осмысление усилиями самого воспитанника. В различные  исторические периоды развития в  обществе складываются многообразные  нравственные ценности, их объединяет то, что они обращены к человеческому  началу, основаны на личностном опыте, представляют собой совокупность общих  принципов, норм поведения учащихся по отношению друг к другу, природе, обществу во имя добра (во благо). Сформированные нравственные ценности позволяют определить ценностные нравственные ориентиры  младших школьников, стремление к  идеалу, они выполняют регулирующую функцию в жизнедеятельности  учащихся.

В современных условиях воспитание нравственных ценностей в деятельности классного руководителя может быть успешным при условии ориентации на системный, деятельностный, проблемно-целевой  и личностный подходы к воспитанию; соответствующего уровня педагогической культуры классного руководителя, родителей; использование специального педагогического инструментария для диагностики сформированности нравственных ценностей учащихся и определения уровня воспитанности школьников.

Проведенное нами исследование показало, что работа проделанная  в ходе формирующего этапа исследования способствовала повышению уровня нравственной воспитанности детей младшего школьного  возраста: сократилось до нуля количество испытуемых относящихся к первому  уровню, количество испытуемых относящихся  ко второй группе увеличилось на 3 (74%), а также на 1 увеличилось количество учащихся 3 уровня (26%). Следовательно, можно  сделать следующий вывод, что  теоретические знания у ребят  преобладают над практическими  умениями и стала явной необходимость  продолжения работы по формированию нравственной воспитанности детей.

 

Заключение

Специфика воспитания нравственных ценностей у младших школьников заключается в возрастных особенностях развития учеников, закономерностях, механизмах и логике данного процесса.

Логика формирования нравственных ценностей включает в себя следующие  звенья: поиск, оценка, выбор и проекция (или актуализация ценности в совместной деятельности).

Благоприятны для развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста следующие особенности  деятельности: добровольность участия, активность и самостоятельность  детей, привлекательность содержания деятельности, творчество; личностная ориентированность работы педагога, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в  целостном педагогическом процессе учебной и внеучебной деятельности.

В подтверждение теоретических  положений нами был проведен педагогический эксперимент, на основе результатов  которого нами сделаны следующие  выводы. Эффективность воспитания нравственных ценностей школьников возможна при  создании педагогических условий: мотивационного, содержательного, операционного.

Проведенные мероприятия  дали динамику развития нравственных ценностей детей младшего школьного  возраста в сторону увеличения.

Опытная работа в школе  №8 г.Ленинска-Кузнецкого показала необходимость  проведения занятий по нравственному  воспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном 3 «А» классе теоретические  знания преобладают над практическими  умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы  теоретические знания вошли в  зону "актуального развития".

Этой работой мы подтвердили "закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: "Если человека учат добру - ...в результате будет добро". Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста