Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические основы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста;
2. изучить критерии и уровни нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста;
3. выявить и экспериментально обосновать методы и приемы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста..docx

— 107.42 Кб (Скачать)

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в  жизни и поведении людей, анализировать  последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя  к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует  понятие о безнравственном.

Естественно, что воспитание зависит и от личного примера  воспитателя, его поведения, отношения  к воспитанникам, мировоззрения, деловых  качеств, авторитета. Известно, что  для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они  готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует  систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия  педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что  между его словом и делом нет  расхождений, ко всем он относится ровно  и доброжелательно.

В педагогической литературе описывается и такой метод  формирования сознания личности, как  диспут. Он представляет собой живой  горячий спор на какую-то тему, волнующую  воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении  различных точек зрения. Этот метод  сложный, используется в основном в  средних и старших классах. В  начальной школе его можно  использовать как прием, например, в  этической беседе. [Толкачева, 2002: 73]

Итак, отметим, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном  и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных  «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного  процесса тот или иной метод может  применяться в более или менее  изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без  взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

2.3 Совместная работа  школы и семьи по воспитанию  нравственных ценностей у детей  младшего школьного возраста

Суть взаимодействия классного  руководителя и семьи заключается  в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем  лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к  другу. Это поможет классному  руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для  воспитания у младших школьников нравственных ценностей.

Сотрудничество школы  и семьи - это результат целенаправленной работы классного руководителя, которая  предполагает всестороннее и систематическое  изучение семьи, знание особенностей и  условий семейного воспитания. Совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся может быть успешной, если классным руководителем  правильно выбраны педагогические приемы взаимодействия, если существует, диалектически развиваясь, так называемый «педагогический треугольник», включающий классного руководителя, родителей и младшего школьника.

Во взаимодействии этого  треугольника нередко возникают  проблемы успешного взаимодействия. В решении этой задачи следует  выделить два аспекта: корректировка  воспитания в отдельных семьях; работа классного руководителя с неблагополучными семьями.

С учетом особенностей семьи  необходимо проводить всеобуч родителей, индивидуальные и групповые встречи  с ними. Нами разработан следующий  алгоритм встреч с родителями, ориентированный  на взаимодействие с родителями по воспитанию нравственных ценностей:

1. Что я хорошего могу  сказать об ученике по вопросу  воспитания у него нравственных  ценностей.

2. Каких нравственных принципов  следует придерживаться классному  руководителю во взаимодействии  с родителями по воспитанию  нравственных ценностей у учащихся.

3. Что беспокоит классного  руководителя в становлении у  школьника нравственных ценностей.

4. Каковы, по нашему общему  мнению, причины отрицательного  факта в воспитании нравственных  ценностей у младших школьников.

5. Какие меры необходимо  предпринять со стороны классного  руководителя и со стороны  родителей по воспитанию нравственных  ценностей у младшего школьника.

Важное значение во взаимодействии классного руководителя с родителями по воспитанию нравственных ценностей  у детей младшего школьного возраста имеет психолого-педагогическое просвещение  родителей.

Психолого-педагогическое просвещение  родителей осуществляется по двум направлениям: общешкольное и поклассное психолого-педагогическое просвещение.

В рамках общешкольного психолого-педагогического  просвещения родителей классный руководитель ориентирует их на посещение  школьного лектория, школьных тематических конференций для родителей по нравственному воспитанию их детей. Для родителей, испытывающих трудности  в воспитании нравственных ценностей  у младших школьников организуются родительские беседы в микрогруппах. Следует подчеркнуть, что общешкольное психолого-педагогическое просвещение  родителей проводится по специально организованной программе с привлечением специалистов (психолог, педагог, юрист, медики, учителя предметники).

Поклассное психолого-педагогическое просвещение осуществляется классным руководителем в коллективной и  индивидуальной формах на основе целей  нравственного воспитания младших  школьников. Коллективное психолого-педагогическое просвещение родителей класса наиболее эффективно проводится в форме бесед  с родителями, читательских конференций  по воспитанию нравственных ценностей.

Программа бесед с родителями по нравственному воспитанию ценностей  у детей младшего школьного возраста включает следующие направления:

- особенности психофизиологического  развития детей класса и учет  их в семейном нравственном  воспитании;

- наиболее острые проблемы  младшего школьного возраста.

Примером могут служить  такие темы: «Семья и духовное развитие младших школьников», « «Родители - советчики, родители - мои друзья», «Роль семьи в формировании нравственных ценностей детей», «Роль семьи  в формировании положительной «Я»  концепции», «Роль семьи в проявлении детской агрессивности и сохранении нравственного здоровья», «Акцентуации характера».

Важным аспектом психолого-педагогического  просвещения родителей по воспитанию нравственных ценностей у школьников являются родительские собрания в форме  творческого отчета по итогам учебного года. Особенностью творческих отчетов  является проявление взаимодействия родителей, младших школьников и классного  руководителя в становлении ученического коллектива, поддержка жизненного самоопределения  учащихся в поиске ими личностного  смысла.

Формы проведения творческого  отчета могут быть различными: собрание-концерт, собрание-спектакль, путешествие, экскурс, семейный праздник, индивидуальные, спортивные, творческие соревнования, литературный видеосалон, экологическое казино, собрание - клубное заседание, кафе и т.д. Организация творческого  отчета осуществляется в 5 этапов. Первый этап - целевой. На нем ставятся цели и определяются задачи творческого  отчета, ориентированного на создание благоприятного психологического климата  в коллективе; развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся и родителей; стимулирование процесса самовоспитания нравственных ценностей; улучшение нравственных взаимоотношений всех субъектов  воспитательного процесса; рассказ  о достижениях и пережитых  проблемах; составление плана воспитательного  взаимодействия на следующий учебный  год.

Второй этап включает выбор  обсуждения формы проведения творческого  отчета классным руководителем совместно  с детьми и родителями.

Третий этап - подготовительный. На этом этапе рассылаются пригласительные  билеты родителям, организуются предварительные  встречи с родительским активом  класса.

Классный руководитель намечает план проведения и готовит совместно  с родителями и учащимися праздничный  творческий сценарий, включая лучшие моменты из жизни класса за прошедший  учебный год; составляет похвальные листы учащимся и благодарственные письма для родителей.

Четвертый этап - творческо-реализационный. На этом этапе проводится праздник, насыщенный положительными эмоциями, где в игровой форме рассказывается о достижениях класса, о вкладе каждого учащегося в жизнь  классного сообщества, о взаимодействии с родителями, личностном творческом росте младших школьников.

Пятый этап - результативный. Проведение творческого отчета способствует сплочению классного коллектива, улучшению семейного климата, взаимопонимания, развивает креативные способности  учащихся, учит на практике овладению  различными формами этикета, способствует нравственному поведению и вырабатывает нравственные привычки общения, дает классному  руководителю возможность корректировать семейные проблемы.

Для выявления эффективной  работы с родителями проводится анкетирование  с целью изучения отношения родителей  к проведению творческих отчетов. Используется методика: «Сочинение размышление на тему…» (методика Н.Е. Щурковой). Родителям  предлагалось высказать свое мнение о новой форме работы с ними, раскрыв следующую фразу: «творческий  отчет…».

Итак, нравственное формирование человека начинается с рождения. Домашняя обстановка и отношения в семье  оказывают большое влияние на развитие нравственных ценностей школьников. Вот почему важно учить родителей  воспитанию детей на родительских лекториях, привлекать их к участию в общешкольных делах.

2.4 Педагогический  эксперимент

Для подтверждения теоретических  положений нами был проведен педагогический эксперимент, который проводился на базе школы муниципальной общеобразовательной  колы с углубленным изучением  отдельных предметов № 8 г. Ленинска-Кузнецкого в 3 «А» классе. В экспериментальном  исследовании участвовало 19 человек.

Цель исследования: выявить  уровень сформированности нравственной воспитанности младших школьников.

На констатирующем этапе  для диагностики и выявления  уровня сформированности нравственных качеств учащихся начальной школы  методами исследования были выбраны  методика М.Рокича, Е.Ф. Шубиной, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой.

В формировании ценностных ориентаций, по мнению экспертов, существенную роль играют идеальные личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей. Опрос учащихся 3 класса (19 человек) показал, что такими идеалами у младших школьников являются родители и ближайшие родственники, преуспевающие бизнесмены и предприниматели, учителя, герои литературных произведений и фильмов, друзья и знакомые.

Затем мы выявили степень  интереса младших школьников к нравственной проблематике. Для этого использовали методику М.Рокича, модифицированную Е.Ф. Шубиной. Значительная часть детей  дали высокую оценку ценностям социального  характера таким, как удачная  учеба, бизнес, богатство. Более низкую оценку получили такие нравственные ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие и т.д. В ходе констатирующего эксперимента были также применены методики Н.Е. Щурковой, по которым определялось, какими качествами, по их собственной  оценке, обладали школьники. Учащиеся считали себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить  свои отношения с окружающими  на основе взаимного уважения. Некоторые  учащихся не смогли ответить, считают  ли они себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить  свои отношения с окружающими  на основе взаимного уважения. Наименьшее число учащихся не считают, что они  должны строить свои отношения на принципах взаимоуважения и изменять своё отношение к людям.

Для воспитания нравственных качеств мы проводим диагностику  по методике М.И. Шиловой, диагностические  таблицы отражают пять основных показателей  нравственной воспитанности школьника: саморегуляция личности, отношение  к обществу, активная жизненная позиция, отношение к родине, отношение  к природе.

Анализ психологических  и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют  человека, его нравственную воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и  общей диагностической картине  по таблицам УНВ (уровни нравственной воспитанности) в коллективе, учитель - воспитатель может моделировать воспитательную концепцию как в  отношении всего класса, так и  индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в  классе.

Таблицы уровня нравственной воспитанности разработаны по трем ступеням с учетом психологических  и возрастных особенностей детей  – методика М.И. Шиловой.(См. Приложе6ние  Таблица 1)

Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста